№103 (1517), 21.09.2009
Культурный слой
Дмитрий Глуховский: «Нижний Новгород займет место в моей Вселенной»
Дмитрий Глуховский в современной русской литературе располагается несколько особняком. И не столько потому, что приобрел почти культовый статус с романом «Метро-2033», разошедшимся тиражом в 400 тысяч экземпляров, а скорее необычной историей возникновения и распространения этой книги — через Интернет. И тем, что последовало сейчас, после выхода уже второй книги «про метро».
Сегодня автор собирает вокруг себя всех желающих продолжить его дело построения «Вселенной «Метро-2033-2034». Кто хочет, может написать продолжение или дополнение знаменитой книги — а уж Дмитрий Глуховский будет решать, войдет ваше дополнение в эту «Вселенную» или нет.
Участвовать в проекте автор «Метро» пригласил даже автора этих строк. И что из этого выйдет, автор этих строк пока сам не знает.
Так или иначе, на глазах изумленной публики образуется не только уникальное сетевое и читательское сообщество, но и своеобразный культурный феномен, который как минимум любопытен как опыт создания «коллективной книги».
В Нижнем Новгороде Дмитрий Глуховский побывал один день, оказавшись в жизни весьма доброжелательным человеком с живыми глазами и хорошим чувством юмора. Первое, на что обращаешь внимание, — это его речь, очень правильная, сложная, многословная. «Говорит, как пишет», принято замечать про такую речь.
Нижний Новгород и Москва на бумаге
— Наш город, Нижний Новгород, вообще говоря славен литературными традициями. Это и Владимир Короленко, и Мельников-Печерский. Не говоря уже о Максиме Горьком, имя которого город носил несколько десятилетий. А вы кого-нибудь из писателей-нижегородцев знаете?
— Ну, лично я с Горьким не знаком…
— А с Захаром Прилепиным?
— О да! Захара Прилепина я, конечно, читал. И я знаком заочно. Мы с ним ведем передачу на одном виртуальном канале в Интернете — «Пост-ТВ». Захар там ведет программу «Старикам там не место», разговаривает с бывшими политиками, звездами. А я — культурологическую, футурологическую программу. Познакомиться очно пока не довелось, но, я думаю, это время когда-нибудь наступит.
— Скажите, вот Сергей Довлатов рассказывает в своих записных книжках, что для Иосифа Бродского Андрей Вознесенский и Евгений Евтушенко были людьми другой профессии. А вы с Прилепиным, ничуть не принижая достоинств каждого из вас, — люди одной профессии или разных?
— В литературе мы с ним делаем совершенно разные вещи. Каждый работает в своем жанре. Но это и не плохо. Я пытаюсь рассказывать такие философские притчи, сказки, которые разворачиваются в воображаемых реальностях. Прилепин же очень укоренен в реальности невоображаемой насколько это возможно. То в военном опыте, то в пацанском, таком, дворовом мире в своих последних рассказах. Но в вечном есть повседневное, и, наоборот — в повседневном есть вечное. Так что мы занимаемся одним делом, только с разных концов.
— А сегодня люди вообще больше читают, чем раньше, или меньше? И что будет дальше — скажите как футуролог?
— То, что люди берут в руки книгу, — это уже очень хорошо. При этом не важно, что именно за книгу они берут — Акунина или Борхеса. Важно то, что они читают.
— Действие вашего романа «Метро-2033» происходит в Москве. Можете ли вы представить себе некий роман, написанный вами, действие которого переносится в другие города, региональные центры. Например, в Нижний Новгород?
— Я считаю, что надо писать о том, что ты знаешь или что тебя действительно занимает. Потому что читатель очень тонко, остро чувствует уровень интереса автора. Ты можешь писать, например, космические саги, но в любом случае ты должен вкладывать свои личные переживания, может быть, отношения героев какого-нибудь космического корабля будут похожи на твои отношения с друзьями, врагами. А полностью вымученная и бездушная писанина не вызовет интереса. Люди читают, прежде всего, ради эмоций, ради того, чтобы сопереживать, будь то драма с любовью, ненавистью, приключениями или фантастическая притча. Читают, видимо, потому, что им не хватает чего-то в их собственной жизни, они хотят восполнить недостаток эмоций, переживаний.
Поэтому чтобы убедительно написать про Нижний Новгород, надо, чтобы со мной что-то случилось в Нижнем Новгороде, чтобы я здесь влюбился или чтобы со мной разыгралась какая-то драма или я остался здесь жить и прожил десять лет. Тогда, безусловно, Нижний Новгород может быть героем книги. У меня мама в Костромской области, там тоже Волга, места такие щемящие. Нет никаких причин, чтобы Нижний Новгород не мог стать полноправным действующим лицом моей книги.
С другой стороны, я в ноябре запускаю «Вселенную «Метро-2033», которую будут создавать авторы из разных городов и даже, возможно, стран. Единственное, что будет объединять их, — Вселенная, которую я описал в своей книжке. Лет 20–25 спустя выжившие на обломках цивилизации и строящие свой завтрашний день в мире, в котором не должно быть будущего, которые борются за выживание, за то, чтобы оставаться людьми. И поскольку там целая Вселенная, то я предполагаю, что действие романа будет разворачиваться не только в Москве в метро. Это может быть и новосибирский академгородок, и метро Санкт-Петербурга, и Нижний Новгород. Цель этого проекта — сделать из маленькой точечки настоящую карту.
— Может, и я поучаствую?
— Конечно! Вот вам мой электронный адрес, пишите, если решитесь…
— Роман будет публиковаться на вашем сайте…
— Да.
Легко и глубоко в сети и в голове
— Несколько необычный способ распространения вашего романа, через Интернет, — это намеренный ход или так случайно получилось?
— Это получилось от определенной безысходности, потому что я пытался, написав в 2002 году роман «Метро-2033» в первом варианте, опубликовать его через издательства, но везде получал отказы. И тогда решил опубликовать себя сам. Создал сайт в Интернете, выложил все. Поставил некоторое количество ссылок на форуме книг о фантастике, оставил саму книжку, чтобы ее посмотрели просто читатели, а не издатели-профессионалы. Получилось так, что книга неожиданно для меня и для издателей зажила своей собственной жизнью, стала собирать читательскую базу, сообщество людей, которым нравится Вселенная, сюжет. Когда я стал книгу дописывать до ее нынешней полной версии, то опять использовал ту же базу, превратил роман в роман с продолжением. На форуме люди ее обсуждают, высказываются за, против, критикуют, сопереживают героям…
— Какая форма существования книги лучше?
— Конечно, когда книгу выпускают на бумаге, с точки зрения статуса, ощущений для творческого человека, — это своего рода его признание. Люди, которые пишут в Интернете, что бы там они ни говорили, все равно мечтают, чтобы их издали на бумаге. Интернет дает интерактив, бесплатный пиар. Если бы не было текста для человека, который имеет доступ к компьютеру, в Интернете, то какая бы ни была рекламная компания, не узнало бы об этой книге такое количество людей так быстро. Кто-то что-то сказал, и у тебя есть возможность самому познакомиться и сказать, нравится тебе или нет, цепляет или не цепляет. Некоторые издатели и писатели ошибочно считают, что если в Интернете текст лежит бесплатно, это мешает каким-то образом продажам. Мой пример показывает ровно обратное: если бы не было в Интернете бесплатно книг, не было бы такого вирусного эффекта. Рекламная компания прошла бы, и все бы забыли. Не было бы чего-то, за что можно было бы зацепится, на что можно было бы прислать ссылку в Интернете. И вот сейчас тираж «Метро-2033» — 400 тысяч экземпляров, а у «Метро-2034», вышедшего в конце марта, — уже 270 тысяч.
— По вашей книге вышла компьютерная игра… Как вы относитесь к этом феномену массовой культуры — заимствовать идеи, пересаживать их на иную почву, возможно, упрощая их?
— Нет ничего плохого в том, что некоторые идеи способны к пересадке, в том числе и на почву компьютерных игр, и кинофильмов. Мне как автору идеи, который создал целую Вселенную, идет только на пользу, что эта Вселенная расширяется. Я этим популяризую свою идею.
Не все произведения к такому готовы. Я с трудом представляю себе игру по «Войне и миру» или «Преступлению и наказанию». Но определенные книги могут быть адаптированы и для сериалов, и для компьютерных игр, для онлайн-игр. Мне кажется правильным, что книга позволяет достичь глубины мысли, драмы, переживаний, философии, рассуждений. Есть определенное упрощение в кино. Моя задача — создавать книги, которые могут быть с легкостью адаптированы в компьютерные игры и кинофильмы, но при этом заставляющие думать.
био де факто
Дмитрий Алексеевич Глуховский
Писатель, журналист.
Родился в 1979 году. Закончил московскую школу им. В. Д. Поленова с углублённым изучением французского языка.
Жил и учился в Израиле, работал в Германии и во Франции. В качестве военного корреспондента побывал в Израиле и Абхазии, работал на «Радио России», на телерадиокомпании Deutsche Welle, на каналах Euronews и Russia Today в статусе корреспондента кремлёвского пула. Владеет пятью языками.
Дебютом в литературе стал роман «Метро-2033», который сначала частями публиковался в Интернете, затем в 2005 был выпущен на бумаге и в 2007 году — переиздан.
Также является автором опубликованных в сети сборников рассказов «Ночь», «Рассказы о животных» и пьесы «INFINITA TRISTESSA».
В 2007 году был опубликован роман «Сумерки».
10 марта 2009 года выпустил свою новую книгу «Метро-2034».