09-09-21

Политика

Назад в будущее

или Он улетел, но обещал вернуться

Вот уже несколько месяцев почти вся нижегородская элита говорит о том, что следующим губернатором в нашем регионе станет Сергей Кириенко. На чем основаны эти слухи, есть ли для этого реальные предпосылки?

Виктор ДЕМЕНЕВ: Надо прямо сказать, что у трех последних нижегородских губернаторов работа по разным причинам не получилась. Иван Скляров, Геннадий Ходырев и Валерий Шанцев — такие разные люди, но имеющие нечто общее. Они сформировались в партхозноменклатуре, что наложило на них свой отпечаток, — они являют собой слой, который можно назвать «уходящей натурой». Сейчас кто-то говорит, что в этом нет ничего плохого. Проблема, мол, в том, что у руля оказались не самые лучшие представители собственно номенклатуры. Многие вспоминают, например, Виктора Карпочева, которому недавно присвоили звание Почетного гражданина Нижегородской области. Они считают, что он был бы очень сильным губернатором, который создал бы мощную команду. Другие считают, что сейчас нужны люди, которые прошли иной жизненный путь.

Вот Валерий Шанцев. Хорошо начал, но плохо заканчивает. Ясно, что он человек с именем, даже с авторитетом, но не тянет ни как стратег, ни как тактик, ни как строитель, ни как промышленник, ни как финансист. Хотя, надо отдать ему должное, благодаря московскому опыту обозначил действия с размахом.

Ну, а кого на замену из местных? Никого не видно. В частности и из-за этого возникает на горизонте фигура Сергея Кириенко. Он, в отличие от Шанцева, — человек обучаемый, освоил атомную отрасль, разбирается в процессах мировой экономики. Валерий Павлинович собственную репутацию понизил на порядок, но планку для будущего губернатора поднял. Поэтому плохо это или хорошо, все взоры обращены на небожителей. И в первую очередь как раз на Кириенко. Ведь ему не впервой претендовать на пост губернатора Нижегородской области.

Юлия СУХОНИНА: Осенью вообще психика на пределе у всех, а фантазии с участием Сергея Кириенко обычно сезонные. Правда, на этот раз диагноз имеет осложнения: кончается пятилетний срок полномочий губернатора Нижегородской области. Кириенко повезло стать для нашего региона своеобразным героем, которого до сих пор некоторые ждут. Да, с губернаторами нам, может быть, и не очень везло. Но Иван Скляров пользовался покровительством полпреда президента Сергея Кириенко, а Валерия Шанцева в 2005 году он отрекомендовал как «подарок». Только с Геннадием Ходыревым шла война, в которой не оказалось выигравших. Стоит отметить, что мечтам способствуют некоторые факты: кириенковское бизнес-наследство работает, в регионе до сих пор на плаву лояльные ему люди. Словом, Сергей Владиленович нас и не покидал, он незримо всегда с нами. А мечты о нем говорят только об одном — нижегородская элита, которая, по словам губернаторского окружения, у нас отсутствует, заскучала. Зато Кириенко не скучает. В последний раз я его наблюдала в ходе визита в Саров президента Дмитрия Медведева. Сергей Владиленович сыпал терминами и понятиями ядерной отрасли без бумажки. Судя по лицам остальных деятелей, они были потрясены и переживали «вынос мозга». Знание темы, понимание положения вещей, владение материалом — это говорит только об одном: человек глубоко погружен в работу нынешнюю.

В. Д.: А мне кажется, что предпосылки думать о его возвращении есть. Если брать московский фактор, то к губернаторству Сергея Кириенко есть некоторые причины, о которых, впрочем, с нижегородской площадки говорить трудно. Ясно, что Сергей Кириенко не входит в питерскую группировку. А, значит, всегда есть сомнения в стабильности его положения в Росатоме, где разработаны многомиллиардные проекты. Не исключено, что против Сергея Кириенко настроен Игорь Сечин, курирующий энергетику. Сечин в аппаратном плане сильнее Кириенко.

Кроме того, в Москве все знают, что Кириенко несет ответственность и за войну элит 2000-х годов, и за приход в регион Шанцева. Он как никто в Москве знает и чувствует ситуацию в Нижнем Новгороде. И его мнение «по Шанцеву» может оказаться чуть ли не решающим. И тут не надо лукавить — положение в Нижегородской области серьезнейшее. Теряя автопром, наш регион перестает занимать особое положение и теряет собственно перспективу в глобальном плане. Фактически, сейчас произошла катастрофа, к которой область шла примерно с середины девяностых. Единственная зацепка за будущее — это атомное направление, которым и занимается Кириенко. Он прекрасно знает нижегородский потенциал в этой сфере. Поэтому очень логично для Москвы поставить на Сергея Кириенко, дабы не потерять один из важнейших форпостов России в региональном разрезе и не только. Либо произойдет новая самоидентификация Нижегородской области (от ГАЗа к «ядру»), либо — нет. Шанцев для решения этой задачи не годится, а Кириенко мог бы проявить упрямство.

Если допускать десантирование Сергея Кириенко в Нижегородскую область в качестве губернатора, то для этого должны быть очень серьезные причины, скрытые именно в самом регионе

Ю. С.: Если честно, то я вообще не вижу роли губернатора в развитии атомной отрасли в регионе. Ну, какую рыбу может ловить глава региона в этом федеральном пруду? Если играть в автомобилестроение еще можно, устраивая встречи с инвесторами и этим кого-то завлекая, то в атомные игры играет только государство. Назначение Сергея Кириенко губернатором будет истолковано неоднозначно, и кто-то скажет о разжаловании. Так же, как и назначение Валерия Шанцева в Нижний Новгород не был похож на награду. Приход нового, пусть даже очень сильного губернатора вряд ли уже остановит падение Нижегородской области. Тут нужен человек, который даст реальный толчок для развития, возможно, в несколько другом направлении. Стиль надо менять, одним словом. А Сергей Кириенко всегда был фонтаном идей и центром креативно настроенной команды, особенно по сравнению с нынешней нижегородской номенклатурой. Возможно, поэтому его имя опять на устах.

В.Д.: Несмотря на отъезд из Ниже­городской области многих игроков из команды Кириенко (Вадим Воробьев, Сергей Обозов, Алексей Санников, Любовь Глебова и так далее) элита здесь во многом прокириенковская. Валерий Шанцев и Сергей Потапов хотели создать новую элиту. А Кириенко не нужно будет этого делать. Не нужно будет силой загонять элиту в шанцевскую команду, она сама консолидируется. Вообще, у Валерия Павлиновича, похоже, так и не изжит комплекс Сергея Владиленовича. Сначала Шанцев хотел действовать в чём-то на отрицании кириенковского наследия, а где-то около года назад попытался вернуться к его методам. Ради шутки скажу: сейчас Валерий Шанцев один из самых ярых кириенковцев в нижегородском кремле.

Понятно, что у каждого своя судьба и карьера, но отъезд Сергея Кириенко в Москву, из полпредов президента в Росатом сыграл серьезную отрицательную роль в последовавших событиях в Нижегородской области. Убежден, что наличие Кириенко было бы сдерживающим фактором для Шанцева во многих аспектах. Пока кризис не выявил, что Валерий Павлинович вовсе не суперзвезда, губернатор просто отрицал самоконтроль, а поправить его со стороны было некому.

Ю. С.: А с чего такая уверенность, что оставаясь полпредом, Сергей Кириенко поправлял бы губернатора Валерия Шанцева? Как он поправлял Геннадия Ходырева? Никак, полпред был выше этого. Для корректировки губернатора был целый боевой отряд, в который вступила вся региональная элита. В сегодняшних условиях, когда губернатор не является выбранным на всенародных выборах, а назначается президентом и утверждается региональным парламентом, это было бы вообще невозможно. Неприлично даже.

Хотя, безусловно, эпоха Кириенко еще заставляет некоторых ностальгировать. Это были во всех отношениях необыкновенные времена: сплоченная и воюющая элита, прижатый к стене и несдающийся губернатор, интереснейшие для региона пиар-проекты. А сколько человек взошли на политические подмостки именно из кириенковской команды! И это были не статисты. Конечно, в действиях шанцевской команды просматривалось стремление уничтожить все следы тех времен: ушли из региона и политики яркие игроки, заглохли проекты, а те, что выжили, получили номенклатурное наполнение. Как-то пропадает тема народного ополчения, подменяемая становлением государственности. А ведь это было непросто — собраться на последние гроши, пешком дойти до Москвы через Ярославль и очистить Кремль от супостатов. Это и по нынешним меркам героизм. Словом, азарт и креатив сменился чиновничьим подходом. Но если допускать десантирование Сергея Кириенко в регион в качестве губернатора, то для этого должны быть очень серьезные причины, скрытые именно в регионе.

В. Д.: Разве их нет? Думаю, что и в работе с инвесторами, в том числе с иностранными, и тем более в инновациях Сергей Кириенко даст фору Валерию Павлиновичу очков примерно в сто. Кириенко мог бы взять то правильное, что было у Шанцева, и отбросить неправильное. Такая замена губернатора стала бы настоящим прорывом для региона. А сейчас и нужен новый импульс дл региона. Настал момент истины. Старые подходы не срабатывают, а новых у действующего правительства нет. Тут достройкой цирка или реконструкцией Дворца спорта не отделаешься. Нужна новая стратегия, иначе мы мало чем будем отличаться от Кировской области. Потеря пяти лет на этом пути может оказаться просто фатальной.

Ю. С.: Сдается мне, что Москва сама решит, уже на дне мы или еще только на подходе к нему. Доверяться региональным оценкам, в том числе и рассказам действующего губернатора там никто не станет. Так же, как обезглавливать Росатом ради спасения Нижегородской области.

Виктор Деменев и Юлия Сухонина