№106 (1520), 28.09.2009

Культурный слой

Рандхир Капур: «В индийских фильмах супермены не летают»

Сын легендарного Раджа Капура — о 800 фильмах в год, международном сотрудничестве, желании счастья и миллионерах из трущоб

К большому сожалению, на открытие Недели индийского кино в нижегородском киноцентре «Рекорд» запоздал Раджив Капур, широко известный любителям кинематографа в нашей стране. На наши вопросы отвечал его брат Рандхир, более популярный у себя на родине, чем за рубежом. Это уже немолодой человек с мягким голосом и грустной улыбкой, который очень много знает об индийском кино и кое-чем из своего знания ему удалось поделиться с читателями «Новой» в Нижнем».

«Все хотели быть Раджем Капуром»

— Все-таки индийский кинематограф стал известен в нашей стране благодаря прежде всего вашему отцу, Раджу Капуру. Наши страны всегда довольно тепло относились друг к другу, и жители страны Советов очень полюбили индийский кинематограф — благодаря «Бродяге», ставшему классикой мирового кино, фильмам «Мое имя — клоун», «Бобби»…

— Я, как и миллионы зрителей, всегда был благодарен своему отцу. Для меня, кроме всего прочего, он был не только учителем, ментором, но и другом. Мы, дети, всегда сознавали, что отец принадлежит не только нам, своей семье. Было впечатление, что в Индии мало людей, которых любили бы так, как индийцы любили моего отца. Все хотели быть Раджем Капуром.

Ему удалось очень много сделать для кино, для своей страны. Если оценивая всё, чего я достиг, можно будет сказать, что я хотя бы на 10% сделал то, что сделал Радж Капур, — я буду бесконечно благодарен своей судьбе.

— В нашей стране тоже существуют кинематографические династии, и их не так уж мало. Существуют они и на Западе. Но все-таки ваша семья — это нечто особенное.

— Мой отец — великий актер и чудесный человек. Благодаря своей натуре, своему таланту, своей энергии он был весьма востребован. Папа был занят круглосуточно. Из-за этого он не так много времени проводил с нами. Так что мама у нас в семье была и матерью, и отцом одновременно.

Но нельзя сказать, что мы вовсе не виделись. Мы встречались на праздниках, ездили все вместе в отпуск. Сейчас у нас с братом одна профессия — та же самая, что и у отца. Но мы, возможно, вспоминая самих себя в детстве, старались проводить больше времени со своими детьми. Хотя занятость — это проблема профессии. И мы стараемся её преодолевать. Мои дети продолжают семейные традиции — они у меня тоже актеры. Дочери сейчас 28 лет, свободное время мы тоже проводим вместе очень редко, но уже по другой причине — она все больше общается со своим бойфрендом. Но я стараюсь быть хорошим отцом, не давлю на нее.

— В России знают и любят и других актеров более старшего поколения — это и Дхармендра, и Хема Малини, и «танцор диско» Митхун Чакраборти, и Аммитабх Баччан…

— Прекрасный актер Дхармендра, к большому сожалению, умер около двадцати лет назад. Кстати сказать, именно он вместе со своей женой Хемой Малини снялся в совместном советско-индийском фильме «Приключения Али-Бабы и сорока разбойников», где сыграл Али-Бабу. Мне говорили, что этот фильм был очень популярен у вас в стране. Хема — по-прежнему большая красавица. Она ушла из кинематографа. У нее свой танцевальный коллектив — они пропагандируют по всему миру древнее ­искусство индийского танца. В котором каждое движение строго регламентировано и наполнено символическим звучанием, более того оно многозначно. Митхун Чакраборти — по-прежнему очень большая звезда, но в последнее время больше занимается продюсированием. Что касается Амитабха Баччана — это, пожалуй, самая большая звезда индийского кино, огромный авторитет в «Болливуде» (так называют индийскую «фабрику грез». — Прим. авт.).

«Мы — мечтатели. Мы продаем мечты»

— Хотелось бы поговорить о «Миллионере из трущоб». Это ведь один из немногих рассказов об Индии глазами иностранцев, получивший, к тому же, широкую известность в мире — и премию «Оскар» впридачу. Что вы думаете об этом фильме, взволновавшем многих?

— «Миллионер из трущоб» — это американский фильм с режиссером-британцем. Он показал бедность, в какой живут люди в нашей стране. Ведь не все живут во дворцах… Но у каждого есть возможность жить лучше. Я не очень люблю этот фильм. Но я не обладаю таким авторитетом, чтобы критиковать это кино. На мой взгляд, надо показывать другие, лучшие аспекты жизни в Бомбее.

— Вам не кажется, что индийский кинематограф, при всей своей фантастической популярности — в том числе и у нас в стране, и у вас, конечно, тоже, грешит, как бы это сказать, — жанровым однообразием, что ли… Ведь фильмы Раджа Капура были глубже, чем большая часть индийского кино.

— Понимаю, о чем вы говорите. Поста­раюсь ответить. Про жанры. Мы делаем и другие фильмы, не только те, где поют и танцуют. Мы основываемся на эмоциях, которые выплескиваются в семейных драмах. Исходим из вечных семейных ценностей. Жизнь сама по себе — это драма. Мы же делаем по материалам этой драмы интересное зрелище для самой разной аудитории.

Я не из особо богатой в финансовом плане страны. Но у нас богатейшая культура, богатейшее эмоциональное наследие. Мы любим, плачем, переживаем. И у нас всегда добро побеждает зло.

Мы — мечтатели. Мы продаем мечты. Среднестатистический человек из обычной семьи хочет увидеть жизнь такой, какой у него нет. И мы ее ему показываем. Если мы остановимся и подумаем, то поймем, что в жизни любого человека есть свои подъемы и падения. В кино мы забываем о своих проблемах. Не все индийцы так живут — но в мечтах все иначе. Иногда тебе хочется дать в морду своему боссу. Когда ты видишь в кино плохого парня, и его наказывают, ты чувствуешь себя победителем. В индийских фильмах никто не летает, но герои чувствуют себя суперменами. Зато в индийских фильмах много танцев и пластики, изысканные декорации.

У нас всегда счастливый конец в наших фильмах. Ведь люди из кино хотят прийти домой счастливыми.

— Вам нравятся все ваши роли?

— Герои фильмов — это мои приятели. Я играю самых разных персонажей.

— Скажите, индийское кино — это только Болливуд, грезы и миражи или что-то еще?

— У нас делают и авторское кино, близкое к жизненным ситуациям. Оно не всегда популярно.

По большей части ведь к индийскому кино относятся, как к цирку, — зрители хотят смеяться, переживать. Что ж, так, наверное, и должно быть…

— Индийская киноиндустрия — пожалуй, одна из самых развитых, если не самая развитая в мире.

— В Индии делается более 800 фильмов в год. Американцы делают меньше. Это потому, что нашему народу фильмы нужны больше. В индийском кино — страсть. Кино у нас — самая дешевая возможность развлечения. Если индиец говорит, что не любит кино, — он врет!

— Индийский кинематограф развивается под влиянием мирового? Российского, западного?

— Новое индийское кино испытывает западническое влияние, так как растет иностранный и международный рынок. Все больше фильмов отправляются в турне по миру. Есть и жанровые изменения. Танцев и музыки становится меньше — меняются поколения зрителей. По-прежнему есть музыка, но не в каждом кадре… А раньше в кино я пел очень много, каждые пять минут — зарабатывал на хлеб с маслом.

«Страна у вас оглушительно красива и дружелюбна, а люди теплые и любящие»

— У России и Индии всегда были особенные отношения, основанные на взаимной симпатии и дружбе.

— У нас с русскими были теплые, дружеские отношения с самого моего рождения. С 1947 года, со времени, как Индия получила независимость. В Индии было значительное влияние России, ее присутствие. Наша семья тоже участвовала в деле сближения наших народов и стран. Отец, например, снимался в русском фильме «Меня зовут Облако», сотрудничал с русскими актерами. Это было очень приятное сотрудничество. Оно потом продолжилось и в некоторых других фильмах. И сейчас у нас есть планы сотрудничества. Я буду счастлив работать в сотрудничестве с вами. Ваша страна — приятный уголок.

— Что вы думаете о нашем городе? Вы успели его посмотреть?

— Это мой первый визит в ваш красивый город. Хотя я неоднократно был в гостях в вашей стране. Она оглушительно красива и дружелюбна. Люди у вас теплые и любящие. Вся моя семья любила приезжать сюда. Отец до последнего вздоха всех вас ценил и любил. Спасибо за любовь, которую вы выразили к нему и моей семье. Готов передать нашу любовь к вашей стране!


Рандхир и Раджив Капур

Известнейшие индийские актеры и режиссеры, сыновья легендарного Раджа Капура, которого считают не только родоначальником индийского кино, но и классиком мирового кинематографа. Вместе с ними в Нижний Новгород приехали один из самых талантливых молодых индийских кинорежиссеров Мадхур Бхандаркар, известная индийская актриса Мугдха Годсе, актер Ганеш Десаи и продюсер Прашандр.

Рандхир и Раджив Капуры — члены самой известной актерской династии в Индии. Рандхир — старший сын Раджа Капура, Раджив — средний. Их дедушка Притвирадж Капур, два дяди, Шамми и Шаши Капуры, брат Риши Капур — звезды индийского кино.