09-10-05
Культурный слой
Тапер, еще тапер
Эрнст Любич дал работу нижегородским музыкантам, озвучившим его ранние немые фильмы десятых-двадцатых годов прошлого века
Кинематограф в России, в основном, воспринимается зрителем либо как способ организации досуга, либо в качестве рабочей лошадки, упрощающей задачу визуализации литературных произведений. Редкий случай увлечения авторским или независимым кино, как правило, сводится к просмотру прокатных новинок и старых картин по неким лохматым спискам, фильмов-призеров давнишних кинофестивалей или каких-нибудь общепризнанных (в зависимости от круга общения) знаковыми шедевров. Попытки же серьезного заполнения разного рода пробелов в своем кинообразовании наталкиваются на вопрос возможностей — их в Нижнем Новгороде, прямо скажем, решительно мало.
В наличии три киноклуба (один из которых, к слову, организован силами обозревателей «Новой» в Нижнем»), кинозал и два кинотеатра, с трудом успевающие за прокатными новинками. Притом лишь один из кинотеатров пытается углубиться в «историю вопроса», пусть порой без структурированной тщательности, но не без завлекательной выдумки. Что само по себе уже хорошо.
Третий год в киноцентре «Рекорд» в рамках цикла «Немое кино — живая музыка» нижегородцы могут видеть фильмы классиков мирового кинематографа, снятые в дозвуковую эпоху, в музыкальном сопровождении именитых российских и зарубежных исполнителей. Идея прекрасная. Эпоха немого кино — кладезь для стремящихся к познанию языка кинематографа. Более того, в тридцатых годах появление звуковых фильмов многими прославленными режиссерами воспринималось не иначе, как решительный шаг назад в развитии этого вида искусства. В наши дни приходится проявлять смекалку, чтобы зазвать пресыщенного звуком зрителя в немоту зала.
Стараниями композитора и по совместительству арт-директора «Рекорда» Ольги Шайдуллиной в 2009 году за инструментальное новоголосье ретроспективы фильмов Эрнста Любича, предоставленной Немецким культурным центром имени Гете, взялись нижегородские музыканты.
К слову, Любич — чрезвычайно удачный режиссер для подобных экспериментов. Царящая в его фильмах водевильная атмосфера, вынесенная им из кабаре и мюзик-холлов, в которых ему довелось выступать в начале своей карьеры, разгул неозвученных эмоций ряженных королей, шахов и прочей знати, декорации, громоздкие и впечатлявшие зрителя той поры размахом географического разнообразия, мелодраматические коллизии, приправленные колким юмором, — все это отличное подспорье в работе музыкального воображения аккомпаниаторов.
«Сумурун», снятый в 1919 году, и, открывший позже Любичу путь в Голливуд, в июне 2009-го стал первым фильмом, показанным в рамках ретроспективы. Музыкальное сопровождение — импровизация Аркадия Соколоверова, больше всех из списка заявленных к участию в «Немом кино» музыкантов походившего на классического тапера. Причём не только благодаря игре на фортепьяно. Справился он со своей задачей блестяще. Мир сказок «Тысячи и одной ночи», шейхи, обитательницы гарема и уличные музыканты обрели новый голос.
Следующие два фильма значительно ближе к классическому Любичу голливудского периода. В 1922 году режиссер по приглашению Мэри Пикфорд покинул Германию и до конца своей жизни работал уже в США. «Не хочу быть мужчиной» 1918 года — комедия с переменой пола и сатирой на великосветские забавы. «Принцесса устриц» — комедия 1919 года о дочери видного буржуа, стремящейся заполучить в мужья жениха с родословной. Тяга к браку — всего лишь попытка выглядеть не хуже других в мире германского гламура начала XX века. В первом случае музыкальным сопровождением кинопоказа занялись квартет «Солисты Нижнего Новгорода» под управлением Владимира Плаксина при участии Станислава Вдовина, играющего ambient, во втором — музыканты группы «Racoons», уходящей корнями в кельтские, ирландские и бретонские традиции. И если не всегда музыканты справлялись со страстями и способствовали раскрытию характеров героев картин, то полный зал обеспечили уж точно. В любом случае во время показов прозвучали очень зрелые и профессиональные композиции, при этом «ракунсы» чудесно шутили, например, вставив в комичную саму по себе сцену заседания антиалкогольного комитета дочек богатых отцов первые такты революционной песни «Вихри враждебные веют над нами». Можно аплодировать подсознанию, подсказавшему такую шутку музыкантам. По Любичу, в сконструированном им мире радостей истеблишмента не остается места большому чувству и любовь с трудом пробивается из под гнета ритуалов, свойственных общественному положению героев картин. Тут невольно вспоминается маяковское «Долой вашу любовь!».
В завлечении зрителя к прекрасному любая выдумка хороша, в конце концов, мало ли талантливых музыкантов проживают на территории Нижегородской области. Искренне надеемся, что проект будет жить и в следующем году, продолжая радовать извлечением из запасников истинных шедевров «великого немого». Своего часа ждет как отечественная киноклассика — Довженко, Барнет, Медведкин, Пудовкин, так и работы немецких экспрессионистов, французских импрессионистов, Гриффита, наконец, вариантов не счесть.
А в ближайшее время состоятся два показа — «Анна Болейн» в музыкальном сопровождении ансамбля народных инструментов «Style Qartet» 3 октября и «Горная кошка» в «озвучке» «Jazz-band+» — 14 ноября.
Илья Далин