09-10-12

Политика

Социально защищенные кадры

Ни одному из руководителей не удавалось противостоять аппарату управления. Сколько бы ни оптимизировали аппараты управления и властные структуры, сколько бы ни сокращали чиновников — через какое-то время их становится только больше.

За министрами Гурьевым и Грошевым, видимо, стоят мощные лоббистские группировки, которые протаранили даже Валерия Шанцева

Виктор ДЕМЕНЕВ: Знаменитый сталинский соратник Анастас Микоян часто повторял: «Аппаратчики — как стая ворон. Их сгонишь с ветки, а через некоторое время смотришь — а там еще больше ворон». На одном из комитетов Законодательного собрания Нижегородской области депутат Александр Шаронов удивлялся, что попытки сократить количество министерств не удались. Это он говорил по поводу создания нового министерства культуры и информации под Михаила Грошева. А что остается делать депутатам? Это раньше они утверждали структуру правительства, теперь же народные избранники могут утверждать только общие расходы на управленческий аппарат.

Разного рода лоббисты продавливают решения, которые выгодны тем или иным фигурантам. Так обстоит дело и с появлением министерства культуры и информации. Кстати, когда Михаила Грошева назначили директором департамента культуры шанцевского правительства, я написал, что создание министерства не за горами. Ведь Михаил Грошев — это системный номенклатурщик, о которых принято говорить «непотопляемый».

Что тут интересного? Департамент культуры не просто преобразовали в министерство. Чтобы все выглядело цивилизованно, его объединили с департаментом, который ведал информационными технологиями. Но закавыка состоит в том, что в ряде официальных публикаций об информационном департаменте, который возглавлял Плетнев, нет никаких упоминаний. Кроме того, данный департамент до 2009 года работал в тесной связке с министерством жилищно-коммунального хозяйства. Экс-министр Мошонкин не раз объяснял, что создаются специализированные информационно-диспетчерские центры, которые будут решать две основные задачи: помощь в обеспечении правопорядка (видеокамеры на улицах, тревожные кнопки) и обработку информации с приборов учета ресурсов плюс контроль за работой коммунальных служб. Как же это теперь будет привязано к культуре? Или речь идет о какой-то другой информации?

Юлия СУХОНИНА: Вероятно, теперь бывший информационный департамент займется сбором и обработкой инсайдерской информации из театральных коллективов, чтобы предвосхищать ситуации, подобные ТЮЗовской. Шутка. А вообще ситуация с числом министерств и расходами на содержание всего этого аппарата чиновников анекдотическая. Все нижегородские губернаторы почти каждый год радовали общественность словами о сокращении аппарата. И Валерий Шанцев поддерживает эту славную традицию. А если сложить все эти сокращения, то выходит, что в нижегородском правительстве давно никого не осталось. И я бы хотела отметить, что с социальным блоком вообще происходит много странного. Например, придали культурному ведомству веса, сделав его министерством. Причем сразу же после грандиозного и острого конфликта в театральном коллективе ТЮЗа, в ходе которого люди были доведены до полного отчаяния, а скандал прогремел на всю страну. И кивающие в сторону Грошева как одного из ответственных за происходящее и призывающие кару на его голову, были посрамлены. То есть число министерств выросло, несмотря ни на что.

В. Д.: В борьбе за сокращение министерств основной фронт, где потерпел неудачу губернатор, — социальный. В 2005 году Валерий Павлинович настаивал на том, чтобы органы здравоохранения, образования, социальной политики, культуры имели статус департаментов, а не министерств. И вот все они получили статус министерств. Для полного комплекта, под соусом расширения материально-технической базы физкультуры и спорта осталось преобразовать в профильное министерство департамент по развитию спорта.

У каждого министерства тут история разная. Сергей Наумов выслужил превращение департамента образования в министерство, хотя сельские школы ежегодно десятками реструктуризируются и ликвидируются. Министерство здравоохранения создано под Александра Карцевского. Министерства социальной политики и культуры якобы созданы путем объединения. Мне же представляется очевидным, что за министрами Никитой Гурьевым и Михаилом Грошевым стоят некие мощные лоббистские группировки, которые протаранили даже Валерия Шанцева. Гурьева, видимо, поддерживают некие московские влиятельные лица, а Грошева — местные. В том числе и заместитель губернатора Геннадий Суворов.

Теперь в социальном блоке областного правительства создана сильная автозаводская группировка — Геннадий Суворов, Михаил Грошев и Виктор Харитонов. При этом я уверен, что заместитель губернатора, курирующий социальный блок, как никогда близок к отставке. И Грошев, и Гурьев — явные претенденты на пост заместителя губернатора.

Ю. С.: Жаль, что лоббистские группировки этих кадров не принадлежат, видимо, ни к социально незащищенным слоям, ни к театральной общественности. Губернатор неоднократно говорил о высоком профессионализме работников регионального правительства. И нас должно, видимо, радовать, что, например, Гурьев успел потрудиться и на ниве жилищной политики, а Грошев — и в полпредстве президента, и в мэрии Нижнего Новгорода. Это многогранные сотрудники. Хотя понятно, что все эти кадровые остановки у них — промежуточные полустанки. Поэтому не исключено, что в социальном блоке кто-то из них и вырастет. Ведь Геннадий Суворов уже совершенно справедливо принадлежит к группе «кадровых ископаемых»: он пересидел многих. Некоторые успели уже и потерять портфель, и по второму кругу прийти в региональное правительство.

В. Д.: Никита Гурьев и Михаил Грошев просто занимают места, на которых они могут отсидеться до лучших времен. Действительно, до 2009 года юрист Гурьев занимал пост министра жилищной политики. Там он был на своем месте, так как нужно было разработать нормативно-правовую базу под новое министерство. В министерстве социальной политики совсем другой функционал: там надо не законотворчеством заниматься, а ездить по Нижегородской области и решать проблемы социальных учреждений. Но Гурьев этого не делает, а вопросы в этой сфере, насколько мне известно, не решаются. Хотя министр социальной политики по привычке не вылезает из Законодательного собрания. Там Гурьеву явно комфортнее, чем в домах престарелых среди контингента. Что касается Михаила Грошева, то мы все видели, как разруливалась ситуация с ТЮЗом. С такого конфликта с творческой интеллигенцией не начинал ни один руководитель культуры. Даже ходыревский министр Владимир Седов.

Ю. С.: Вообще, глава правительства должен понимать, в чем минус таких «продвинутых» подчиненных. Социальный блок, конечно, являет собой дыру, в которую уходят бюджетные ресурсы, ибо эти ведомства не зарабатывают, а только тратят. Но в ключевые моменты — например, выборы — этот блок будет играть судьбоносную роль. И надо Гурьеву посещать дома престарелых, праздники ветеранских обществ и прочие мероприятия и заведения по этому профилю. И хотя кто-то называл нынешний региональный парламент богадельней, я не склонна с этим соглашаться и надеюсь, что министр посещает его не как подконтрольное заведение. И Михаилу Грошеву, затмившему по уровню обожания со стороны театрального сообщества своего предшественника Седова, тоже надо пойти в народ. Вот только нужно ли это тем, чья работа вряд ли будет оцениваться так же, как оценивается работа кадров, не имеющих за собой влиятельной группы?

В. Д.: Последнее нелоббистское назначение в шанцевском правительстве — это приход Николая Сатаева в министерство промышленности. Там нужно было не просто заполнить вакуум, но поднять уровень работы структуры. Последнее назначение министра сельского хозяйства и продовольственных ресурсов Алексея Морозова тоже было результатом соперничества лоббистских групп. Ряд лоббистов продвигали Морозова, другие — председателя аграрного комитета в региональном парламенте Николая Шкилева, а сам экс-министр был, видимо, за своего заместителя Николая Костерина.

Ну а если говорить о подоплеке соперничества Суворова, Грошева и Гурьева, то тут есть и такой аспект. Как правило, заместитель губернатора, курирующий социальный блок, выполняет особую функцию во время областных и федеральных выборных кампаний. С этой точки зрения, у юриста Гурьева шансов мало, а два «политолога» Грошев и Суворов могут оказаться и в эпицентре схватки. Все к этому идет. Тем более что под Михаила Грошева подверстали и информационный ресурс.

Ю. С.: Я бы не придавала такого значения приписыванию информационной структуры одному министерству. Понятно, что в ходе выборов, федеральных или региональных, информационная работа поглотит гораздо большее число структур на разных уровнях. Зато я согласна, что у Грошева послужной список внушительнее. Когда он появился в нижегородской мэрии, даже зазвучали мнения, что именно Михаил Грошев проведет городскую администрацию через очередные выборы. Правда, тот не задержался надолго в Сером доме, и вслед Грошеву раздались реплики о том, что он так и не блеснул трудами. Особых успехов партия власти на прошлых компаниях не сыскала, поэтому у губернатора может появиться резон к смене руководителя самого «народного» блока.

Виктор Деменев и Юлия Сухонина