09-10-19

Общество

перекресток мнений

Игра на расширение

Дмитрий Скворцов, журналист

Объективная причина конфликта Духовного управления мусульман Нижегородской области и правительства региона — это рост численности и влияния мусульманской конфессии в Нижегородской области. В свое время и та скромная мечеть, которая была построена, вполне удовлетворяла потребностям мусульман, и вопрос о значительном расширении площади вокруг нее не ставился. На помощь от бюджета в то время мусульманская община рассчитывать не могла, привлечь достаточно состоятельных бизнесменов, которые могли бы сделать серьезные вклады, тоже, видимо, не удавалось, а то, что удавалось привлечь, не позволяло построить большую красивую мечеть.

А прогнозированием ситуации, видимо, в администрации области никто не занимался, да и само руководство Духовного управления мусульман Нижегородской области было не очень уверено, что их возможности и потребности возрастут. Сейчас и то, и другое у них появились.

Более того, я не исключаю, что здесь есть интерес, если не коммерческий, то по крайней мере, имиджевый. Вокруг все застраивается, земля в центре города в цене, и хотелось бы свою главную мечеть сделать более роскошной. Отсюда и попытка добиться выделения участка рядом с ней. Позиция правительства понятна — земли под строительство уже выделены, что-то переигрывать достаточно сложно, поскольку правительство в этом случае оказывается между двух огней. С одной стороны, надо соблюсти интересы инвесторов, хозяйствующих субъектов, которые уже получили эти участки, с другой стороны, надо позаботиться и о межконфессиональном мире.

Ислам — одна из четырех традиционных религий Российской Федерации, поэтому пользуется определенным покровительством государства. И хотя в этом качестве православная церковь — первая среди равных, тем не менее она пользуется наибольшим влиянием, наибольшим вниманием государства, православная церковь может похвастаться множеством объектов, в восстановлении которых государство и бизнес принимают участие. Исламу в этом смысле есть что предъявить в качестве аргумента в защиту своей позиции.

У нас не так много мусульманских зданий, я уж не говорю святынь, но они тоже вправе претендовать на определенное внимание государства и пытаются оправдать свою позицию в споре, когда правительство хотело бы, но не может пойти им навстречу. Если называть вещи своими именами, то вполне уважительно относясь к деятельности Духовного управления мусульман, я как человек независимый вижу здесь элементы шантажа. Но это опять же попытка компенсации недостающего внимания.

Думаю, все будет зависеть от настойчивости Духовного управления мусульман Нижегородской области. Если они будут эту тему поднимать, и это будет не только демаршем руководства, но и получит поддержку нижегородской исламской общественности, то правительству придется как-то договариваться, предлагать компенсационные варианты. «Может быть, не здесь, а там… может быть, поучаствуем в строительстве, поможем привлечь благотворительные средства…», — варианты возможны. Но я не думаю, что правительство будет готово уменьшить размер участка, отведенного под трамплин.

Это было бы не очень хорошим знаком, когда проблемы с конфессиями решаются за счет развития спортивной инфраструктуры. Что касается канатной дороги, то это проект, которым город и область гордились и который, вроде бы, начал реализовываться. Наверное, было бы неправильно от него отказываться, тем более что когда будет построен мост на Бор в нынешних условиях — еще неизвестно.

Скорее всего, в результате разрешения нынешнего конфликта произойдет не передача участка, примыкающего к территории мечети, а скажем, выделение участка в другом месте, помощь в строительстве, причем не только в Нижнем Новгороде — ведь мусульманское население проживает в нескольких районах области.

Вообще же межконфессиональный мир в нашей области стабилен, и публичные демарши не означают, что завтра мусульмане и православные начнут косо друг на друга смотреть на улицах и в общественном транспорте. Движущими силами здесь можно считать имущественные интересы, а также борьбу за внимание государства к нуждам конфессий, а конкретней, к нуждам церковной иерархии каждой конфессии. Это тоже инструмент политики в государстве. Такая политика может приводить к взрыву. Объективно у мусульман здесь не было столько исторических памятников, на возврат или восстановление которых Духовное управление мусульман могло бы претендовать. Соборы, церкви, храмы Русской православной церкви передавались, помощь в их реставрации оказывалась, а Духовное управление мусульман Нижегородской области, столкнувшись с ростом численности мусульман в регионе, такой поддержки от государства не получило, — и добивается внимания такими шагами.

Жажда прибыли

Владислав Егоров, депутат ЗС НО, КПРФ

Причина конфликта между Духовным управлением мусульман Нижегородской области и правительством региона — это интересы застройщиков и подрядчиков в освоении элитной территории центра города. Стоимость квадратного метра земли здесь сегодня зашкаливает за все мыслимые и немыслимые московские пределы.

И то, что на пути этих хозяйствующих субъектов оказался объект культурный, культовый, сегодня их уже не останавливает и не пугает — нынешняя строительная индустрия, и все, кто с ней связан, дошли до крайнего цинизма. Первоначально правительство области предлагает расширение площади, на которой расположена мечеть, под мусульманский культурный центр, но интересы крупного капитала перевешивают, поэтому правительство отказывается от своего обещания. В этом и состоит суть конфликта.

Если это будет не только демаршем руководства, но и получит поддержку нижегородской исламской общественности, то правительству придется предлагать компенсацию

Действительно, планировка застройки в районе Сенной площади практически отсутствует. Строительство жилого комплекса в непосредственной близости от большого в перспективе трамплинного комплекса, горнолыжного спуска, вблизи других объектов, не говоря уже о Соборной мечети — это, мягко говоря, непродуманное градостроительное решение. Но мы сталкиваемся с такими решениями в Нижнем Новгороде практически каждый день, особенно в исторической части города. Поэтому удивляться не приходится. Но представители мусульманского сообщества не стали терпеть такого отношения к себе, в отличие от жителей очень многих домов, где на месте детской площадки во дворе втыкают новую многоэтажку и уничтожают озелененные территории. Мусульманское сообщество оказалось не таким бессловесным и сразу же стало громко заявлять о своих правах и об обещанном правительством земельном участке.

Думаю, что это совершенно обоснованные претензии, совершенно законные требования. Страна у нас по конституции называется демократической, в ней должны учитываться интересы как людей неверующих, так и верующих, причем разных конфессий. И что самое главное, тут идет речь не только о религиозном, конфессиональном аспекте, но и о культурном, поскольку мусульманское сообщество заинтересовано в создании своего национального культурного центра, и я думаю, что нет никаких оснований препятствовать этому. Нужно содействовать сохранению самобытности народов страны, традиционных конфессий и религий, которые были характерны и для всей нашей страны, и для области в частности.

Непонятна позиция властей, позиция представителей бизнеса, которые солидарны с властью и в интересах которых эти действия предпринимались. Но после того, как было опубликовано открытое письмо и прозвучало выступление старейшин, последовало и заявление областного комитета КПРФ, в котором мы выразили свое отношение к этой проблеме. Кроме того, депутатом Госдумы Николаем Рябовым было направлено обращение на имя губернатора Валерия Шанцева с просьбой разрешить этот конфликт в интересах национального культурного сообщества.

Что происходило и происходит дальше, мы с вами видим. Сначала директор облдепартамента градостроительного развития территории Александр Бодриевский, потом заместитель губернатора Нижегородской области Валерий Англичанинов заявили, что вопрос этот будет решаться положительно для мусульманского сообщества. На ближайшее время назначено совещание в правительстве по этому вопросу.

Мы выступаем за равенство общественных объединений, в подходе КПРФ нет никакой конфессиональной окраски. Мы считаем, что поскольку у нас все общественные объединения по закону обладают равными правами (независимо от того, политическая ли это партия, которая находится у власти или в оппозиции, или же это объединение гуманитарного профиля, или, как в данном случае, религиозное объединение), — и все они попадают под действие единого федерального закона об общественных объединениях и должны получать от государства равную поддержку, их интересы должны учитываться. Мы всегда стояли на этой позиции и готовы поддержать в данном случае исламское сообщество для того, чтобы его законные требования были удовлетворены.

Ситуацию не стоит драматизировать. У правительства есть все необходимые рычаги для ее решения, есть возможность не довести дело до конфликта, до противостояния, поскольку там, где есть потенциал для конфликта между жаждой прибыли и желанием развивать самобытную национально-культурную традицию, выбор, очевидно, должен делаться в пользу последней, а не в пользу тех, кто стремится заработать на строительстве. Думаю, правительство именно с такой меркой и будет подходить к его разрешению.