09-10-26

Политика

Партийная химия, или Неудавшиеся опыты

В Нижнем Новгороде до последнего времени не было городского отделения «Единой России», в районах партийные организации «единороссов» малы и слабы, чтобы серьезно конфликтовать с областным политсоветом. Поэтому полигоном для конфликта интересов между областью и территориями в партийном разрезе стал Дзержинск. Публика обычно видит только борьбу по кадровым вопросам, а глубинная сущность противоречий остается за кадром.

Виктор ДЕМЕНЕВ: Можно по-разному говорить о руководстве регионального отделения «Единой России», но после периода безвластия, который закончился только в марте этого года, в нем многое поняли. Если каждый член областного политсовета, каждое местное отделение будет ставить свои интересы выше общеобластных, то ничего хорошего не получится. Если большинство местных парторганизаций большей частью бездумно, но дисциплинированно взяли под козырек, то в Дзержинске этого не произошло, что неудивительно. В Дзержинске партийная верхушка привыкла считать себя на особом положении. Сначала там считали, что хороший и ответственный человек Евгений Люлин прикроет их от возможных нареканий. Потом при секретаре регионального политсовета Сергее Некрасове была просто вольница местных отделений. И вот на городские и районные партструктуры кто-то обратил внимание, стали почему-то требовать соблюдения Устава, строить партийную вертикаль. Это не могло радовать дзержинского мэра Виктора Портнова и его заместителя по вопросам партии. Мол, мы жили и не тужили, а сейчас нас учат люди, о которых никто не слышал еще два-три года назад. А ведь в Дзержинске был отлаженный механизм принятия решений — кого убрать, кого поднять, у каждого своя ниша и свой уровень. И вдруг кто-то сыплет песок в портновско-артамоновский генератор решений и велит все делать через Нижний Новгород. Вот, на мой взгляд, суть войны между областным руководством партии и дзержинским.

Юлия СУХОНИНА: Вы правы в одном: сложившаяся в Дзержинске ситуация стала благодатной почвой для логики а-ля «Мы сами с усами». Депутат Законодательного собрания от дзержинского округа и по совместительству секретарь регионального отделения «Единой России» Евгений Люлин всегда славился тем, что своим людям помогал. Мэр Дзержинска Виктор Портнов, укрепленный городским отделением «Единой России» даже тогда, когда перестал возглавлять его лично, воплощал действительно серьезный ресурс в масштабах города. При Сергее Некрасове вожжи вообще выпали из рук на региональном уровне, а сейчас их начали пытаться прибрать к рукам. Начали делать выводы. Я не исключаю, что именно дзержинская картина маслом о всемогущем мэре испортила в итоге перспективы Вадима Булавинова возглавить нижегородское городское отделение «Единой России». Палка-то оказалась о двух концах и больно бьет по региональному лбу.

В. Д.: Безусловно, сдвиги в борьбе всегда находят отражение в кадровых решениях. Что же касается руководства дзержинским политсоветом, то тут местные что-то уступили областным, а что-то не отдали и даже опять проявили сепаратизм. Секретарем городского дзержинского политсовета выбран Сергей Шамин, хотя на недавней городской партконференции ему устроили форменную обструкцию. Явный «антипортновец» на эту должность бы не прошел. Поэтому региональное партийное руководство взяло «портновца» и пробует обратить его в областную веру. Отсюда фигура Шамина, человека неяркого, но с опытом выборной работы, авторитетного в среде бюджетников, которых гонят на выборы.

Есть информация, что изначально была согласована областью и Дзержинском тройка замов: депутаты областного Законодательного собрания Виктор Сопин и Валерий Осокин, а также вице-мэр при Сергее Трофимове и Владимире Бриккере Сергей Кочетов. Однако список, который вынесли на городской политсовет, имел другой вид: Осокин, депутат городской думы Иван Килин и и. о. секретаря Сергей Клейменов. По заранее разработанному сценарию, Клейменов взял самоотвод и предложил вместо себя зятя мэра Дзержинска Павла Воронина. Чтобы не прогневить область, Сопина сделали четвертым замом секретаря городского политсовета. На этой волне чуть было не расширили список замов до пяти фигур — только случай помешал включить в него ректора дзержинского филиала Нижегородского политехнического университета Виктора Кулепова.

Что тут сказать? Мечта Осокина — возглавить путинскую приемную в Дзержинске. По статусу это значит быть заместителем секретаря политсовета. А это гарантия переизбрания в региональный парламент следующего созыва. Осокин наверняка дистанцируется от любых внутренних распрей. Сопин считается «антипортновцем». Чтобы переизбраться, ему нужно будет проявлять активность. Килин вроде бы пытается дружить со всеми, но ближе он именно к Осокину, который изначально его хотел поставить на общественную приемную. Отмечу, что Осокин ближе к дзержинскому серому кардиналу Валерию Артамонову, чем к Портнову. Это примечание важно, так как Килина сватают на исполком дзержинского отделения. А четвертый заместитель секретаря политсовета — теневой мэр Дзержинска Павел Воронин.

По этому кадровому пасьянсу есть несколько точек зрения. Кто-то просит вообще на эту тему не заморачиваться. Шамин будет, не поднимая головы, работать до марта, когда пройдут выборы. Заму ничего делать не будут, только продавливать свои интересы. Другая точка зрения состоит в том, что вольно или невольно получился пакетный компромисс регионалов и дзержинцев. Третья точка зрения ­состоит в том, что два опытных бойца Осокин и Сопин повяжут друг друга, а молодые волки Килин и Воронин определят сильнейшего, который из-за спины Шамина будет реально править партийным балом в городе. За Килиным будет исполком, опека Артамонова и Осокина, а за Ворониным — деньги «семьи», близость к мэру Портнову и фракция коммунальщиков в местном политсовете. Вот и посмотрим, какой вариант реализуется. Замечу, что заместители избирались по функциональному признаку. Так, Сопин будет отвечать за работу со старшим поколением. Но именно на это никто не обращает внимание. Все видят только политическую игру.

Ю. С.: А что нужно видеть в партийных кадровых переменах? Заботу о населении города? Эти кадровые изменения как раз стали результатом политических расчетов одних и политических просчетов других. Грубые нарушения, вера в то, что Дзержинск — это другая планета, а городское отделение живет своей жизнью — в партийной сфере это смертные для карьеры грехи. А потому в умелых и сильных руках руководства областного политсовета наказание должно было быть неминуемым. В конце концов, «единороссы» сами говорят о том, что партия имеет контроль над представителями власти, которые ею же и были поддержаны при выборах на свои посты. Конечно, никто не знает, что творилось за кулисами: может быть, там народ тряс друг друга за лацканы дорогих пиджаков и до хрипоты доказывал свою правоту. Итог длительных разбирательств, совещаний, поисков выхода из положения сражает наповал.

Ставший секретарем Сергей Шамин — врач и бюджетник, влияние городских властей на которого достаточно велико. Фигура действительно политически неяркая, попавшая в политсовет благодаря только одному голосу. Вы думаете,

этот доктор сможет вылечить городское отделение? Скорее он действительно погрязнет в предвыборных хлопотах,

станет техническим секретарем или вообще сгорит, будучи меж двух огней

Ставший секретарем Сергей Шамин — врач и бюджетник, влияние городских властей на которого достаточно велико. Фигура действительно политически неяркая, попавшая в политсовет благодаря только одному голосу. Вы думаете, этот доктор сможет вылечить городское отделение? Скорее он действительно погрязнет в предвыборных хлопотах, станет техническим секретарем или вообще сгорит, будучи меж двух огней. Для верности под него подкинули дровишек, то есть правильных заместителей. Осокин, Килин и Воронин вряд ли символизируют собой усиление позиций областных «единороссов» на дзержинской планете. Скорее наоборот, демонстрируют исключительную любовь регионалов к компромиссам и страх расколоть местную элиту, которая вряд ли так едина. Ну а бросать на амбразуры одного Виктора Сопина, наверное, не так эффективно, как регионалам в итоге хотелось бы.

В. Д.: Понятно, что областное руководство партии не любит Воронина, что называется, по определению. На Шамина ставка была протранслирована на областной уровень и что-либо поменять не представляется возможным. Осокин и Сопин в лидеры не рвутся. Не исключено, что через исполком область будет работать с Килиным. Я тоже считаю, что в Дзержинске нет консолидации элиты, более того, нет элиты как таковой, а значит, нужна ставка на молодых, на свежую кровь. Вот вам и самый молодой депутат городской думы Дзержинска, который только начинает свою карьеру. Очень интересная концепция, растущая из дзержинского олигархата (Артамонов и Ко), но отторгающая управленцев вчерашнего дня (Портнов и Ко), околовластный бизнес (Воронин и Ко). Вот, видимо, и путь к обновлению, омоложению дзержинского политсовета. Ведь включением новой восьмерки лишь балансировали ситуацию, а не проводили новый курс.

Ю. С.: Окончательно сбалансировать ситуацию пока не удается. Оказывается, дзержинская верхушка уже ищет кого-то, кем можно прикрыться от политической непогоды, то есть от недовольства и партийного начальства, и избирателей. В качестве зонтика рассматривался никто иной, как бывший секретарь политсовета «Единой России» Евгений Люлин, которому якобы предлагалось первое место в городском списке партии. Впрочем, его вряд ли устраивает подобный расклад.

В. Д.: А мне более интересны не интриги городского масштаба, а суть дела. В дзержинском политсовете только символические замены. Да, до марта 2009 года в политсовете был в основном партийный генералитет, который ставил свои интересы выше общепартийных. Кто мыслил иначе (отцы-основатели партии в Дзержинске), тот готов был «отстегивать» в партийный общак, как, например, это практиковала Савченкова — тех убрали. Ведь Артамонов с Ворониным хотят тратить либо на работу с мэром, либо на свои округа. Отсюда и идея была — почему бы к «генералам» не добавить «коммунальных полковников», которые в том же мейнстриме: не они для партии, а партия для них. В сентябре область добавила в дзержинский политсовет «генералов запаса». Суть дела не изменилась. Областные выдвиженцы тоже не станут вкладываться в работу ни финансами, ни силами. Можно вспомнить ту же Галину Савченкову и молодых пиарщиков — вот была реальная работа и альтернатива нынешнему генштабу дзержинской «Единой России», который уже несколько месяцев вообще ничего не делает.

Ю. С.: Ожидая назначения секретаря городского политсовета в Дзержинске, думалось, что в этом затянувшемся конфликте будет поставлена точка, а вышла жирная запятая. Думаю, руководству регионального отделения «Единой России» еще придется вернуться к теме. Ну а другие «проблемные» отделения получили сигнал, что не надо сильно расстраиваться, даже когда кажется, что прижали к стенке.

Виктор Деменев и Юлия Сухонина