09-10-26

Политика

Вперед в прошлое

Публичные слушания по изменениям в Уставе Нижнего Новгорода, касающимся системы выборов мэра, напомнили конец восьмидесятых — начало девяностых годов прошлого века. Тогда тоже вопрос стоял ребром: быть демократии или нет? Это было если и не яркое, то очень эмоциональное мероприятие, что в последнее время стало большой редкостью. В результате ожесточенной дискуссии воля участников была выражена четко: горожане за сохранение прямых, всенародных выборов мэра Нижнего Новгорода.

Как это было

Изначально планировалось, что слушания должны были пройти еще на прошлой неделе. Общественность даже дискутировала, как можно попасть на слушания посреди рабочего дня в здание мэрии Нижнего Новгорода, где введена пропускная система. Потом дату перенесли, но это мало что изменило — понедельник 19 октября был обычным рабочим днём. Пропускная система в круглый зал мэрии была на время отменена, чтобы общественники и просто горожане могли принять участие в слушаниях. Собственно, неравнодушная публика начала подтягиваться к мэрии даже не к двум часам дня, а гораздо раньше. У входа в Серый дом их встречали две группы молодежи — одни стояли с плакатами в защиту прямых выборов, а другие просто заклеили свои рты синим скотчем, символизируя несвободу волеизъявления.

Уже за полтора часа до слушаний в гардеробе не было свободных крючков для верхней одежды посетителей, а в круглом зале — мест. Были заняты даже проходы между рядами. Пресса, выселенная для просмотра трансляции в соседнее помещение, была вынуждена потесниться, чтобы дать возможность горожанам приобщиться к демократическому процессу. Тем не менее, оба помещения не смогли вместить всех желающих. По подсчетам, в мэрию пришли около 500 человек. Кто-то сумел разместиться в холле, а кто-то просто развернулся и покинул мэрию, поняв, что выстоять несколько часов дискуссии у них не хватит сил. Впрочем, высказывания о том, что на слушания придут лишь неработающие пенсионеры, не нашли подтверждения — в мэрию пришли люди различных возрастов, была молодежь. Вопрос о том, сколько времени продлится мероприятие, занимал отдельных граждан, которые утверждали, что общественные слушания по поводу строительства АЭС проходили около семь часов.

Интересно, что слушания привлекли тех, кто десять–пятнадцать лет назад активно участвовал в различных политических мероприятиях. В последнее время их не было видно. И вдруг испытанные политические бойцы, постаревшие, но неизменно энергичные, вновь пришли побороться за демократию. Появились в мэрских коридорах и бывшие руководители города — Омари Шарадзе и Дмитрий Бедняков. Их присутствие создавало какое-то ощущение временного броска в прошлое. Кто-то пожалел вслух, что не видно Бориса Немцова. Самым часто употребляемым было слово «народ». Люди вновь, после длительного перерыва почувствовали себя «народом». В зале то и дело раздавались эмоциональные выкрики «Без народа хотели решить!», «Народ еще скажет свое слово!», «У народа спросили — и мы дали свой ответ!».

Записались на выступление более 80 человек, однако к микрофону смогла попасть лишь треть из них. Аргументы в пользу прямых выборов все чаще повторялись в устах ораторов. Впрочем, мероприятие, которое длилось всего два с половиной часа, не могло дать всем возможности сказать все, что они думают.

Изменения в Устав Нижнего Новгорода касались трех вопросов. Первый был посвящен срокам выборов — март или октябрь 2010 года. Второй — предложению увеличить число депутатов городской думы с 42 до 48 человек. Третий вопрос в повестке касался собственно самого способа избрания главы города — прямыми выборами или на заседании городского парламента из числа депутатов. И над всем этим довлела схема управления городским хозяйством. Борьба между оппонентами велась сразу в трех плоскостях: политической, юридической и эмоциональной.

Политбои городского значения

Выяснилось, что присутствующие прекрасно понимают, что за отменой прямых выборов мэра Нижнего Новгорода в ­регионе стоит губернатор Валерий Шанцев. Звучали даже мнения, что будь глава региона в непререкаемом авторитете, население бы склонилось в сторону отмены прямых выборов. Так как представители общественности не выражали бурного восторга деятельностью губернатора, то они предполагали, что в подобной инициативе кроются какие-то интриги против Нижнего Новгорода. Участники слушаний вообще не стеснялись собственных эмоций. Ораторы за отмену прямых выборов встречались криками: «А! Шанцеву продался!», «К губернатору перебежал!», «Против народа пошел!».

Уже за полтора часа до слушаний в гардеробе не было свободных крючков для верхней одежды посетителей, а в круглом зале — мест. Были заняты даже проходы между рядами. Пресса, выселенная для просмотра трансляции в соседнее помещение, была вынуждена потесниться

Кстати, не надо думать, что Белый дом был так беззащитен. Он тоже подготовился к слушаниям, используя методы, которые были выработаны антишанцевской оппозицией ещё пару лет назад. Тогда против губернатора не раз выступали политики во главе с депутатами Госдумы Романом Антоновым и Александром Хинштейном. И вот к осени 2009 года Белый дом сколотил свою группу поддержки из депутатов городской думы Нижнего Новгорода Олега Сорокина, Олега Кондрашова и Антона Аверина, которые действуют в стиле хинштейновцев двухлетней давности.

На самом деле, это обычная борьба между политиками разных поколений. Рожденных в шестидесятые (Булавинов и его команда) пытаются подвинуть дети семидесятых (Сорокин и его команда). Они считают, что вполне выросли из розовых штанишек на лямках до достойного уровня, а потому готовы использовать конфликт герантократа Шанцева и юного на его фоне Булавинова в своих интересах. Вероятно, у Сорокина и его команды есть инсайдерская информация о том, что в случае сохранения прямых выборов мэра Нижнего Новгорода действующий глава города Вадим Булавинов будет занесен влиятельными силами в Москве в черный список. Поэтому «семидесятники» из городской думы сознательно толкают ситуацию к такому результату, при этом и отрицая свою причастность к шанцевским позициям. Не исключено, что их ход мысли таков: если изменения в Устав будут внесены, Вадима Булавинова задавят в Нижнем Новгороде с помощью интриг, запугивания и подкупа новой городской думы. А если изменения в Устав не пройдут, то Москва запретит Булавинову идти на выборы в наказание за непослушание. И тогда у Сорокина может появиться хоть какой-то шанс быть избранным на прямых выборах, так как явных фаворитов не будет. Вот тут все и окажется в зависимости от финансового ресурса, которым Сорокин явно располагает. Вот, собственно, и вся политическая подоплека публичных слушаний.

Юридическая дуэль

Юридическая составляющая. Она состояла главным образом в интеллектуальной битве двух известных юристов — Дмитрия Беднякова и Николая Рогачева. Председатель областной коллегии адвокатов в этой конкурентной схватке был явно предпочтительнее. Впрочем, Дмитрий Бедняков сам виноват: он не учел специфику публичных слушаний. На таких форумах публика воспринимает только масштабные заявления. А Дмитрий Иванович все хотел погрузиться в тонкости. Мол, чтобы отдать вопрос избрания главы МСУ на откуп гордуме, она должна качественно измениться. Очень интересная постановка проблемы, но не для собравшейся аудитории. Бедняков также поднял вопрос о том, что компетенция главы МСУ, избранного на гордуме, прописана неправильно, нужно ее расширять. Но оратору просто не дали говорить об этом.

Рогачев был более наступательным и понятным публике. Мол, нет потребности в изменении схемы управления городом, сегодняшняя форма достаточно эффективна, не надо забывать о принципе разделения властей на уровне МСУ. «Инициатива по внесению изменению в устав не противоречит букве Конституции, но противоречит ее духу. В Конституции говорится о народовластии и праве народа на формирование органов власти», — сказал Николай Рогачев.

Эту позицию поддержал и другой бывший глава Нижнего Новгорода Омари Шарадзе: «Если бы я в 1990 году вышел с предложением, с которым вышли сегодня, то в меня влетело бы не два ботинка, а пятьсот… Раньше мы ругали Советский Союз за отсутствие всенародных выборов главы города, а теперь мы возвращаемся снова к тем временам?».

В итоге чуть ли не самым аргументированным среди отказников от прямых выборов стали не юристы-интеллектуалы, а прямолинейный депутат гордумы Нижнего Новгорода Вячеслав Растеряев. Мол, существует дисбаланс властей — всесильный мэр и бессильная гордума, а это надо исправлять. Но и этот аргумент был парирован. Никто не против усиления контрольных функций городского парламента за исполнительной властью, но это вовсе не означает отказа от прямых выборов.

Игра на нервах

Нужно ли говорить, что все происходящее было на пике нервного напряжения ораторов и части присутствующих? Публичные слушания вообще всегда имеют яркую эмоциональную окраску. Брать на себя организацию подобного мероприятия — это почти всегда риск быть сметенным волной народного гнева. Или обожания. На этих слушаниях, говоря о главе города, которого будут избирать так или иначе, большинство присутствующих имели в виду только одного человека — действующего мэра Вадима Булавинова. Чаще всего народные ораторы утверждали, что вот Булавинова они знают и доверяют ему, а про депутатов так сказать не могут. Пару откровенно засланных антибулавиновских казачков просто не стали слушать. Зато более опытный политик Дмитрий Бедняков действовал тонко: он убеждал собравшихся, что Булавинов достоин быть главой МСУ, но инициатива по изменению Устава исходит именно от Вадима Евгеньевича, поэтому нет ничего страшного, если придется с ней согласиться. По словам депутата городской думы Олега Сорокина, тоже именно нынешний мэр предлагал подобные изменения и устроил весь этот переполох.

Мэр Вадим Булавинов, присутствовавший на мероприятии, все же взял слово: «Жители Нижнего Новгорода когда-нибудь должны взять ответственность за судьбу города!». При этом он напомнил, что инициатива проведения публичных слушаний исходила лично от него, и поправил ряд выступающих, которые заявляли, что проведение слушаний — это решение фракции «Единая Россия» в гордуме. «В городскую комиссию было направлено несколько вариантов избрания главы города. Я свою точку зрения высказывал неоднократно, и повторять ее не буду», — отрезал Булавинов. Действительно, он многократно публично высказывался за прямые всенародные выборы, в которых эксперты пророчат ему победу, а оппоненты видят попытку усидеть на мэрском кресле.

Совершенно был расстроен один из самых эмоциональных депутатов городской думы Александр Бочкарев. Говоря о проведении голосования на публичных слушаниях, он отметил, что это был недемократичный поступок, а сама инициатива проведения голосования — «это издевательство над жителями города»: «Что это за спектакль? Кому нужно голосование на публичных слушаниях? Не должно быть никакой отсебятины». Также Бочкарев в знак протеста с момента начала голосования покинул зал проведения слушаний. И это несмотря на то, что буквально несколько дней назад нижегородские СМИ распространили его слова о сборе 10 тысяч подписей нижегородцев в защиту прямых выборов. Возможно, в ходе слушаний Бочкарев забыл о них совершенно. Теперь он говорил о том, что собравшиеся представляют собой не народ, а некую элиту, бывших и потенциальных кандидатов в депутаты городской думы, которых не нужно слушать. Настоящий народ, по словам депутата, высказался за усиление роли городской думы и остался за рамками мероприятия.

Впрочем, протестующих было больше — например, члены фракции КПРФ вообще проигнорировали публичные слушания, как и обещали. Правда, их позицию все же донесли до городских властей. Левые придерживаются третьего варианта изменений в Устав города. Коммунистам очень нравится мысль назначить сити-менеджера и слушать его отчеты о работе. При этом они не могут расстаться с таким проявлением демократии, как прямые выборы главы МСУ, и предлагают избирать его не на городской думе, а на прямых всенародных выборах.

Демократичность как диагноз

Подсчет голосов участников публичных слушаний вряд ли кого удивил: 191 «за» прямые всенародные выборы мэра Нижнего Новгорода, а 32 — поддержали его избрание на городской думе. Также участники пуб­личных слушаний выступили против переноса муниципальных выборов с октября на март 2010 года: за перенос выборов на март проголосовали 122 человека, против — 144 участника слушаний. Собравшиеся не оценили и предложение увеличить число депутатов городской думы: «за» увеличение числа депутатов проголосовало 47 человек, против — 203.

Понятно, что такие итоги не могут устроить некоторых политиков. Например, все тот же депутат городской думы Олег Сорокин, недавно все по тому же вопросу допустивший резкие высказывания в адрес коллег, остался очень недоволен. «Организация публичных слушаний по внесению изменений в Устав Нижнего Новгорода и, по сути, и по содержанию была безобразной… Место и время проведения публичных слушаний, видимо, было выбрано так, чтобы в них приняло участие минимальное количество жителей города. Тем самым власть продемонстрировала — вопрос решен окончательно, все остальное — профанация», — подчеркнул он. Сорокин предложил провести слушания еще раз вечером в помещении большей вместимости, так как далеко не все желающие смогли принять в них участие.

Городские власти, как инициаторы слушаний, о повторении на бис для отдельных неверующих в народное мнение депутатов ничего не сообщили. Мэр Вадим Булавинов лишь отметил, что комиссия по внесению изменений в Устав Нижнего Новгорода на заседании 22 октября рассмотрит проект постановления гордумы. Кстати, в данную комиссию входят представители мэрии и депутаты городского парламента, поэтому ставить точку еще очень рано.

И не стоит забывать, что наше законодательство отводит очень скромное место пуб­личным слушаниям в политических реалиях нынешних дней. Решение участников слушаний носят лишь рекомендательный характер для городских властей, комиссий и гордумы. То есть мнения народа, пришедшего на слушания, совершенно не обязательны к принятию за истину. И ряд депутатов недоволен результатами слушаний. Единственное, что эти депутаты хорошо расслышали, так это пожелания увеличить их численность и дать еще некоторые полномочия.


дословно

Валерий Шанцев, губернатор Нижегородской области:

«Нижний Нов­город перейдет на систему избрания главы местного самоуправления из числа депутатов. Такая практика прошла во всех регионах, где есть эффективная власть. Эта власть не боится системы назначения, выборность же остается там, где власть боится быть неэффективной. Власть, которая избрана, не боится вопросов «снизу», по крайней мере до следующих выборов. А на вопросы «сверху» всегда есть ответ, что они избраны народом и ничем никому не обязаны. Не важно, как ты избираешься, важно, как ты работаешь. Взять Богородск или Балахну — эти города не имеют недостатков, или взять Кулебаки, где по сути уже полтора года идет губернаторское управление, потому что главы нет. Глава Краснооктябрьского района оставил без холодной воды тысячи людей, больницу, школу. Мой заместитель по ЖКХ Владимир Лебедев за неделю вопрос решил. Глава района ему только спасибо сказал. Форма избрания главы из числа депутатов законна, она хорошо себя зарекомендовала. Усилится роль депутатского корпуса, депутаты на каждом заседании смогут спросить главу о том, что происходит на территории. Глава администрации, сити-менеджер, назначается по контракту, и ежегодно он отвечает перед депутатами о своей работе. Сегодня по ряду территорий областному правительству приходится решать многие вопросы, которые входят в компетенцию муниципалитета, но не областной власти. Власть должна быть самодостаточной. Человек своим контрактом отвечает за каждую кучку мусора, за каждую аварию и сроки ее ликвидации. У меня порой мои заместители и оперативно-распорядительное управление ситуацию на местах знают лучше, чем некоторые главы. Вся область перейдёт на форму назначения главы из числа депутатов и назначения сити-менеджера по контракту. В Нижнем Новгороде, я думаю, этот вопрос тоже решится положительно. В Приволжском федеральном округе последние три региона переходят на такую форму».

Валентина Бузмакова, журналист:

«Публичные слушания вылились в слова, и каждая из сторон может сказать о нелегитимности публичных слушаний. Все обсуждения, которые были до публичных слушаний, все публикации в средствах массовой информации, говорят о том, что люди не равнодушны к этой ситуации. Решение публичных слушаний оказалось половинчатым для главы города. С одной стороны, он прекрасно понимает, что жители города его выберут, а с другой — не хочется ссориться с партией».

Александр Хинштейн, депутат ГД РФ:

«Вопрос об изменении Устава Нижнего Новгорода находится полностью в юрисдикции депутатов Думы города. Давление на депутатов недопустимо, и они должны принимать данное решение самостоятельно. Но это только в том случае, если не появится партийного проекта, где будет четко сказана и прописана форма избрания глав МСУ. По состоянию на 22 октября выборы в Нижнем Новгороде пройдут так, как посчитают депутаты Гордумы, и если никаких изменений на федеральном уровне не будет, тогда форма избрания останется такой как сегодня. Не скрываю, что мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов является достойным руководителем города, и для партии «Единая Россия» весьма важно, чтобы он на выборах в городскою Думу возглавил партийный список. На сегодняшний день другого кандидата, имеющего столь высокий рейтинг в рамках Нижнего Новгорода нет. Булавинов — наиболее привлекательная фигура, его можно любить, можно критиковать, иногда оправдано, потому что к его работе есть нарекания, но нужно отойти от личных обид и работать на интересы города, региона и партии, потому как эти интересы совпадают. Позиция горожан должна быть услышана и учтена, тем более, что публичные слушания не были подготовлены и срежессированы, хотя такие попытки были».

Дмитрий Кузин, депутат городской думы Нижнего Новгорода:

«Точка в вопросе о дате и форме избрания мэра еще не поставлена. Данный вопрос должен быть рассмотрен и принят на заседании Гордумы, но по нему может опять развернуться дискуссия, потому что все мы понимаем, что это не что иное, как политический заказ. Результаты публичных слушаний отражают мнение большинства жителей Нижнего Новгорода, и при принятии окончательного решения необходимо опираться на это мнение большинства. Думаю, депутаты Думы города прислушаются к мнению большинства нижегородцев».

Алексей Андреев