09-11-09

Политика

Депутатские болезни

или Ястреб мира над гордумой

В последние месяцы в Нижнем Новгороде сложилась очень непростая политическая ситуация. Многие просто не понимают, в чем суть разногласий по вопросу изменений Устава города. Отсюда и шок от того, что вне­очередное заседание городской думы не состоялось 3 ноября.

Виктор ДЕМЕНЕВ: Обычно, когда речь идет о внесении изменений в Устав Нижнего Новгорода, упоминают только о схеме выборов: избрание главы МСУ прямым голосованием или на городской думе. На самом деле, это неверно. Нужно говорить о различных комбинациях двух основных параметров — схема выборов главы и сроки выборов депутатов гордумы. Тут есть следующие варианты. Могут быть прямые выборы главы города и депутатов городской думы в марте 2010 года. Или прямые выборы главы города в марте и выборы депутатов гордумы в октябре 2010 года. Или выборы главы на городской думе и выборы депутатов в марте. Или выборы главы города на городской думе в марте и выборы депутатов в октябре.

Официально обсуждается третий вариант, согласно которому главу МСУ будет избирать следующий состав депутатов, а не нынешний. Однако большая группа депутатов, которые не пришли на заседание 3 ноября, выступают за четвертый вариант. То есть они хотят выбрать главу МСУ в марте нынешним составом гордумы.

Под тем соусом, что стороны не могут найти компромисс, изменения в Устав, которые требуют 28 и более голосов депутатов гордумы, могут не пройти. Тогда будет реализован второй вариант: прямые выборы главы города в марте и депутатские выборы в октябре следующего года.

Одна из сторон говорит о некоем компромиссе. Надо полагать, что он сводится к следующему: если действующие депутаты будут переизбраны в октябре, то значит, главу города, полномочия которого истекают в марте, будут избирать именно они. А так как глава города будет избираться из числа депутатов, то это будет точно не Вадим Булавинов. Поэтому ему будет предложен только пост сити-менеджера. Понятно, что если в августе губернатор Валерий Шанцев будет опять согласован на пост главы региона в августе 2010 года, то Вадим Булавинов примерно в сентябре будет снят с этой должности — Шанцев пролоббирует на этот пост своего человека. Это может произойти еще до октябрьских выборов, но после перевыборов случится точно. Вот таков сценарий группы депутатов, которую возглавили Олег Кондрашов и Олег Сорокин.

Юлия СУХОНИНА: Да, обо всех этих выкладках и схемах развития событий депутаты молчат. Все больше говорят об интересах избирателей, необходимости брать на себя ответственность и прочие приличные слова. Конечно, происходящее очень напоминает катастрофу. Вы же помните, как у нас чепчики в воздух бросали от счастья, что вот губернатор Валерий Шанцев пришел, и прекратилась война элит, города и области. А на самом деле началась такая гонка вооружений, что мало уже никому не кажется. Элиту, конечно, сплотили, но лишь для того, чтобы со всего размаха ударить об стену. Городская дума Нижнего Новгорода, в последние годы обеспокоенная только интересами местного самоуправления, которое методично лишается полномочий и прав, не знала расколов таких громких. Мэр всегда имел авторитет в гордуме. Полемики вокруг бюджета, акционирования предприятий и прочего уже не в счет.

Чья вина в том, что городской парламент перестал быть единым? Мэра Вадима Булавинова и его команды, которая пустила процесс на самотек? Губернатора Валерия Шанцева и его боевого отряда, который так расшатал лодку, что сам, скорее всего, вывалится из нее? Депутатов городской думы, которые излишне увлеклись собственными амбициями, прикрываясь интересами избирателей? Происходящее, конечно, оживляет политический ландшафт, но вряд ли этому следует радоваться. Борьба города и области настолько обострена, что выигравших может и не быть.

В. Д.: Многие сейчас эмоционально высказываются об отсутствии кворума на заседании гордумы 3 ноября. С учетом того, что есть серьезные разногласия, это вполне объяснимо. Важно сейчас проанализировать создавшееся положение и сделать правильные выводы. Если же отдавать должное эмоциям, то только в уличной драке преимущество получает тот, кто первым напал и ударил. В серьезном столкновении сначала следует задействовать разведку. Вот и 3 ноября, я уверен, мы видели именно разведывательные ­действия. 22 депутата пришли на гордуму, чтобы принять то или иное решение по третьему варианту поправок в Устав, а 20 депутатов не явились.

Другое дело, что некорректно говорить, что 22 человека за этот вариант, а 20 — за другой. Или что эти же 22 — сторонники мэра Булавинова, а остальные — его оппоненты. Или что 22 депутата за прямые выборы, а остальные — против них. Тут гремучая смесь. Да и расклад 22 на 20 не совсем верный. Кто-то из оппонентов Булавинова пришел посмотреть, что же будет. А кто-то не пришел по неполитическим причинам. Конечно, результаты явки весьма показательны. И 3 ноября чистой победы не было ни у кого. И это приведет к тому, что либо стороны будут искать компромисс, либо изменения в Устав не будут внесены. И еще раз говорю: тогда выборы главы пройдут в марте, а депутаты будут избираться в октябре 2010 года.

Ю. С.: Компромисс, о котором никто не говорит вслух, но о котором так мечтают некоторые парламентарии, состоит в том, чтобы Устав был изменен, но выборы главы МСУ прошли в марте, а выборы депутатов в октябре. Депутаты нынешнего созыва обещают Вадиму Булавинову кресло сити-менеджера в обмен на такую милость. И они против увеличения числа депутатов, так как произойдет некоторая подвижка по округам, а в составе гордумы могут появиться пробулавиновские силы. Выгодно ли это мэру? Я тоже думаю, что в случае переутверждения Валерия Шанцева на пост губернатора, у Булавинова в запасе всего полгода — его снимут еще до октябрьских выборов гордумы. Учитывая, как раскололась дума, это будет вопросом техники.

По стратегическим выкладкам получается, что мэру все равно, по какой схеме быть выбранным, — прямыми всенародными ­выборами или из числа депутатов. Главное, чтобы сами депутаты тоже избирались в марте. Тогда Вадим Булавинов сможет стать депутатом гордумы, провести в нее заодно лояльных ему людей и стать главой МСУ. Этот созыв, в выборах которого он принял опосредованное участие, уже нанес ему удар, и в разведку с половиной гордумы уже не пойти.

В. Д.: А что вы хотите? Все вели переговоры со всеми. Все давали обещания всем. И вот настал момент принятия промежуточных решений. Теперь ясно, кому с кем продолжать работу, какие сценарии использовать. Поэтому я против морализаторства, апелляций к совести, порядочности. Все идет по правилам военного искусства.

Если же пошутить, то у явившихся на заседание гордумы 3 ноября теперь тоже есть право на неявку. 20 депутатов свой ход Е2–Е4 уже сделали. И в продолжение шутки: а может быть, это самый оптимальный путь для нынешней гордумы — больше не собираться вообще? Тогда у них перевыборы все равно будут в октябре. Зато не придется принимать никаких решений в положении, которое в шахматах именуется «цугцванг», то есть любой ход только ухудшает позицию, будь то на политической или на шахматной доске.

А если без шуток, то интересно: будет ли оказываться давление на Булавинова из Москвы после 3 ноября? Мы опять погружаемся в знаменитые нижегородские политические скандалы, которые повергают видавшую виды Москву в транс. Теперь уже с подачи губернатора Валерия Шанцева, который якобы консолидировал элиту, навел порядок, а сам является борцом за мир во всем мире. Нормальная политическая обстановка с губернатором, который в этой своей борьбе готов устроить войну, невозможна. Вот и ­сейчас взбаламутили всю область. А ради чего? И если уж кого надо наказать за «3 ноября», то всех. И губернатора, и партийное руководство и городскую власть. И в первую очередь именно губернатора, который в очередной раз показал свою политическую несостоятельность. Если бы он не «подстрекал» гордуму к бунту, то компромисс между депутатами и мэром был бы найден.

Ю. С.: Москве пора хвататься за голову. В кресле губернатора — «ястреб мира». Оригинальное политическое амплуа. Городские власти не могут удержать вожжи в руках. А партийцы вообще отбились от рук! Взять даже просто смену схемы выборов мэра. Лидер «Справедливой России» Сергей Миронов высказался за всенародное избрание главы МСУ в Нижнем Новгороде, его соратники собирали тысячи подписей, а потом на публичных слушаниях выяснилось, что это нижегородцы выступили за усиление роли городской думы и прозрачно намекают, что лучше депутатов никто в выборах мэра не смыслит. «Единороссы» тоже сначала решили не вмешиваться в стратегию города, а сейчас активно этим занимаются, причем с двух фронтов — и со стороны явившихся на заседание 3 ноября, и со стороны неявившихся туда же. Мне вообще жаль федералов, которые, наверное, уже устали от нижегородских очагов возгорания.

В. Д.: А я предлагаю не драматизировать ситуацию, но уверен, что все очень показательно. Все, что происходит, — лучшее доказательство тезиса: если гордуме что-то доверить, она ничего не сделает. Правы те, кто утверждает, что у представительных органов власти есть так называемые структурные слабости. Полномочия депутатам — не в коня корм. Все равно представительный орган развалится на фракции, группировки, лоббистские кланы, которые ориентированы на административную власть.

Перед избранием со многими действующими депутатами делай, что хочешь. Я бы сравнил некоторых народных избранников с маргиналами, которые проголосуют как надо за бутылку водки. А тут они действительно по пять раз поменяли свою позицию. Если не ошибаюсь, то где-то в августе «единороссы» решили, что выборы мэра должны быть прямыми и всенародными. Что же случилось с народными избранниками за месяц-другой? Весной то же самое: гордума дружно голосовала за уточнения в устав, где выборы прописаны как всенародные, а голосование — как прямое и тайное. Словом, депутаты держат нос по ветру, а ветер имеет свойство менять направление. И что? Это устойчивая стабильная власть? Нет уж, увольте. Да и областной политсовет действительно голосовал за то, чтобы городские депутаты сами принимали решение, без давления извне. Спасибо, так и сделали!

Ю. С.: Предвыборное время — вообще очень деликатный период. Настроение неустойчивое, аппетит растет, капризы. Депутаты гордумы достойны сожаления, так как попали между молотом и наковальней.

В. Д.: Если говорить о персоналиях, то двадцатка неявившихся представляется весьма разношерстной компанией. Олега Сорокина я не считаю шанцевцем. У него свои политические игры. Уверен, что он в душе за прямые выборы мэра, но так как победить на них не в состоянии, то нашел другую схему как устранить с площадки своего основного конкурента в лице действующего градоначальника.

Олег Кондрашов представляется фигурой схожего с Сорокиным плана. Я уверен, что Кондрашов в душе демократ. А с Сорокиным у них просто разделение ролей. Кондрашов в свое время попытался взять высоту секретаря областного политсовета «Единой России», а Сорокин целил на пост мэра Нижнего Новгорода.

Виктор Кузнецов отражает настроение своего предприятия — ГАЗа. Ясно, что топ-менеджеры ГАЗа ориентированы на губернатора. (Примерно та же история приключилась с Василием Пушкиным, который на подозрении у мэрии еще с 2002 года, когда этот депутат возражал против смещения с поста председателя гордумы-2000 Сергея Абышева.)

Надежда Мельникова — это человек депутата Законодательного собрания Вадима Жука, который сориентирован на губернатора Валерия Шанцева.

Владимиру Паченову, видимо, пообещали переизбрание. Его никак не назовешь шанцевцем, наоборот, он всегда отстаивал интересы города перед областным минфином. Впрочем, не исключено, что у него есть свое, идейное видение схемы управления городом.

Роман Буланов представляет партию «Справедливая Россия», которую нижегородский кремль, видимо, собирается втащить в городскую думу. Отсюда и его позиция. То же самое и у Александра Бочкарева, который мечтал участвовать во всенародных выборах мэра. Но оказалось, что у партии позиции ослабли и нужны полукапитулянтские договоренности с губернатором.

С приходом Валерия Шанцева началась такая гонка вооружений, что мало уже никому не кажется. Элиту, конечно, сплотили, но лишь для того, чтобы со всего размаха ударить об стену

Дмитрий Анисимов работает на губернаторском телеканале, и неподчинение может грозить лишением эфира, что для любого тележурналиста фатально, ибо вне эфира он никто и звать его никак. Кроме того, эта профессия, увы и ах, некоторыми и так считается продажной, если у человека нет стержня.

Ольга Шумакова, помнится, очень изящно «сдала» в 2000 году спикера гордумы Ивана Карнилина во время голосования по его кандидатуре. А может быть, в этом и есть своё удовольствие — сливать сегодня тех, кому вчера или пять минут назад поклонялась?

Я был, признаться, несколько удивлен неявкой на заседание гордумы Николая Лапшина. Его, конечно, трудно назвать демократом. Но главное, думаю, не в идейности. Возможно, Кондрашов и его команда пообещали ему помощь на перевыборах. Да и в качестве даты выборов для народного избранника предпочтительнее октябрь, а не март — как возможность ещё несколько месяцев пересидеть на тёплом месте: не факт, что удастся остаться еще на один срок в гордуме.

Юрий Ежов, видимо, демонстрирует свою лояльность губернатору Валерию Шанцеву по партийной линии. Тем более что Юрий Иванович не демократ по своим взглядам, а сторонник авторитарного стиля.

Елизавета Зудина тоже принимает решение по принципу «партия сказала «надо».

Антон Аверин и Михаил Жижин связаны с областным правительством по своему бизнесу, отсюда их позиция по изменениям в Устав города. Тут, как говорится, ничего личного — только бизнес.

Эдуард Житухин и Александр Перов — коммунисты. У представителей этой политической партии есть свой фирменный стиль: на городском уровне они против мэра в пользу губернатора, а на областном — против губернатора в пользу мэра. То ли это политическое лавирование, то ли поведение того теленка с его двумя мамками. А если уж прямые выборы так разонравились коммунистам, то пора переходить к непарламентским методам борьбы за власть.

У Вячеслава Растеряева нет сейчас партийной крыши, в мэрии его не понимают. В этой ситуации он готов встать под знамена губернатора Шанцева. И он делает это с превеликим удовольствием.

Александр Воронков — это человек депутата регионального парламента Вадима Жука. Хотя, скорее всего, ему уже ничего не интересно в городской думе.

Несколько удивлен неявкой в гордуму Алексея Гойхмана. Наверное, депутат рассчитал, что нужно еще раз оглядеться, оценить расклад сил. Скорее всего, ему и прямые выборы мэра не кажутся крамолой и подходы Сорокина–Кондрашова — нелогичными.

Ю. С.: Да, список заболевших и командированных впечатляет. И мне кажется, не надо всех записывать в губернаторскую фронду. Кто-то ведь действительно мог приболеть или уехать из Нижнего Новгорода. Тем более не все из неявившихся уже позировали перед СМИ, объявив свое решение не приходить на заседание городской думы 3 ноября политическим решением. Вот Александр Бочкарев назвал городскую думу, лояльную к мэру, «колхозом» и провозгласил, что теперь с этим покончено. Трудно разделить такую радость. Если «колхозом» была согласованная работа над городскими проблемами, то что же сейчас, когда мэру объявлена война, все ударились в политику, а Нижний Новгород из цели стал инструментом депутатской возни?

Слабо верится, что директору школы Николаю Лапшину кто-то кроме мэра может обещать перевыборы — его работа в руках главы города, как и городская система образования. Коммунисты лавируют между айсбергами, так и не понимая, кто же опаснее для их лодки — мэр или губернатор. Вряд ли, как и со «справороссами», с ними будут договариваться и тащить на выборах, но все же фрондирование не помешает. А уход и хлопанье дверями вообще стали фирменным стилем левых в вопросе изменения городских уставов не только Нижнего Новгорода, но и Дзержинска. Недруги отмечают, что коммунисты занимают помещение в здании, которое находится в областной собственности, — на мой взгляд, не стоит придавать этому большое значение. Ну а депутаты-бизнесмены, проявившие склонность к губернатору, виноваты лишь в том, что не хотят проблем в своих делах. Ведь все чаще звучат слова о договоренностях, угрозах и шантаже.

В. Д.: Мэров областных центров в последнее время сдают все активнее. Но я категорически против, когда слышу утверждения, что позиции Вадима Булавинова плохи, а 22 сторонников мало. Но и эта цифра удивляет в ситуации, когда на карту поставлена карьера и будущее многих людей.

Надеюсь, что «пережим» даст только одно — Нижний Новгород сохранит прямые выборы мэра, а в дальнейшем все будет нормализовываться. Тем более что у губернатора нет больших шансов в августе 2010 года сказать нижегородцам что-то другое, нежели «Прощайте!». Интересно, что в таком случае будут делать депутаты гордумы, которые сегодня столь откровенно действуют в его пользу?

Ю. С.: Не надо списывать со счетов влияние главы региона даже если он сейчас на позиции хромой утки. Депутаты — взрослые люди, и вряд ли они переоценивают влияние Валерия Шанцева на ситуацию и положение дел.

Меня больше заботит позиция мэрской команды. Все ли они делают, чтобы число сторонников мэра в некогда лояльной гордуме было достаточным? Интересно, чья группировка сыграет в негритят и растает в итоге…

Виктор Деменев и Юлия Сухонина