09-11-23
Политика
«Политики из глубинки — самостоятельные люди»
На прошлой неделе Земское собрание Варнавинского района Нижегородской области отказалось внести изменения в Устав района в части порядка избрания главы местного самоуправления из числа депутатов. Проект постановления об изменении Устава вынес на обсуждение действующий глава МСУ Варнавинского района Сергей Смирнов. Из 15 депутатов на заседании присутствовало 12. Три депутата проголосовали за внесение изменений, три — воздержались, шесть высказались против. Для внесения изменений же была необходима поддержка 10 депутатов. Таким образом, решение об избрании главы из числа депутатов принято не было.Нижний Новгород, Дзержинск, Варнавино — тенденция? Точка зрения экспертов АПН-НН.
«Время начальственных окриков прошло»
Иван Юдинцев, политолог:
Само по себе событие не очень заметное — что называется, «ЧП районного масштаба». Но вкупе со срывом заседания гордумы Нижнего Новгорода в начале ноября и последующим снятием вопроса о внесении изменений в Устав Дзержинска с повестки внеочередного же заседания дзержинской гордумы это событие образует некую тенденцию. По трем точкам уже можно проводить прямую, и получающийся график свидетельствует о неготовности общественного мнения городов и районов Нижегородской области к отказу от прямых выборов глав МСУ.
Вообще говоря, идея отказа от прямых выборов глав лежит в русле развития МСУ в Европе и в мире, и, в частности, вполне соответствует положениям Европейской хартии местного самоуправления.
Другое дело, что для проведения такого рода преобразований недостаточно начальственного окрика. Надо готовить к этому общественное мнение. Формирование общественного мнения — одна из важнейших демократических процедур, которая в информационном обществе вообще становится самым эффективным инструментом социального управления. И нашим чиновникам пора бы уже понять, что без опоры на общественное мнение сегодня уже не получится руководить ни страной, ни регионом, ни Варнавинским районом.
И конечно же, не надо забывать, что местное самоуправление является вполне самостоятельной формой народовластия, причем не только в соответствии с Конституцией РФ, но в соответствии с объективной реальностью. То есть 12-я статья Конституции — это не фикция, не чья-то выдумка. Это отражение реально существующего положения дел. Причем чем ближе депутаты представительного органа МСУ к народу, к своим избирателям, тем решительнее они выражают интересы этих избирателей. В миллионном городе кто-то из депутатов предпочел не явиться в зал заседаний и понаблюдать со стороны, как дальше будет развиваться ситуация. А в Варнавино, где депутатов всего-то полтора десятка и все они на виду, заседание состоялось, и исход голосования довольно точно отразил отношение жителей района к идее внесения изменений в устав. С этой точки зрения провал поправок к уставу в Варнавино может стать важным знаком для депутатов представительных органов местного самоуправления, других муниципальных образований, в том числе и Нижнего Новгорода.
Думается, сегодня уже нельзя разрешить сложившуюся ситуацию без открытых консультаций между сторонниками и противниками внесения в уставы муниципальных образований поправок, предусматривающих отмену прямых выборов глав местного самоуправления. Надо начать дискуссию на эту тему, причем дискуссию, основанную на признании общественного мнения и уважении этого мнения. А иначе вполне возможно, что наметившаяся тенденция продолжится, и мы станем свидетелями повторения варнавинской истории в Нижнем Новгороде, Дзержинске и других муниципальных образованиях. Время начальственных окриков прошло, настала пора работы с общественным мнением.
«Знаковый прецедент»
Александр Прудник, политолог:
Решение депутатов Варнавинского района, несомненно, является знаковым и эпохальным. За последние годы это первое свидетельство того, что представительные органы власти, особенно на местах, действительно способны на самостоятельные шаги, а не быть только исполнителями решений, принимаемых на более высоких уровнях государственной власти.
Первое, что необходимо отметить, — в данной ситуации мы имеем дело с тем, что центральной властью инициированы изменения на уровне местного самоуправления, а МСУ находится к населению ближе, чем любые другие органы власти, и тесней всего связано с теми проблемами, которые непосредственно вырастают из повседневной жизни людей.
И именно местные власти должны каждый день решать эти проблемы по обеспечению жизнедеятельности отдельных районов и населенных пунктов. Близость к реальной жизни людей делает представителей местных властей более ответственными и более независимыми.
Что касается более крупных населенных пунктов, таких, как Нижний Новгород и Дзержинск, то здесь мы наблюдаем закономерный эффект: чем больше некое социальное образование, тем выше степень отчужденности руководящих, управляющих структур этого образования от рядовых граждан, от интересов конкретного социального сообщества, в данном случае города.
Поэтому на местах, в глубинке, в сельских районах депутаты вполне могут голосовать без всякого страха в интересах своего района, в интересах своих жителей, а на более высокой ступени местного самоуправления вступают в действие уже другие факторы, а именно — вопросы политического выживания, политической карьеры. Многие депутаты гордумы достаточно амбициозны, имеют собственные политические планы, на что-то рассчитывают, перед ними открывается какая-то перспектива. И они знают, что если продемонстрируют в своем поведении независимость, вступят в конфликтные отношения с властью, то тем самым резко минимизируют возможность для личного карьерного роста.
Кроме того, эти люди чаще всего — состоявшиеся и амбициозные, а это значит, что для них приоритетное значение имеют их собственные интересы, а вовсе не интересы города и его жителей. Поэтому депутаты земских собраний демонстрируют гораздо большую ответственность, решительность и независимость по отношению к вышестоящим властям и импульсам, которые идут сверху, чем представители более крупных поселений. И хотя этих политиков из глубинки в информационном пространстве нет, о них никто не знает, они, тем не менее, являются самостоятельными людьми.
Находящиеся же на более высоких уровнях власти, те, кто представлен в политическом публичном пространстве, на самом деле менее свободны, они зависят от очень многих факторов, которые определяют их будущее, их успешность, как политическую, так и деловую. Так что и в Нижнем Новгороде, и в Дзержинске депутаты, прежде чем принять решение, семь раз считают, семь раз отмеривают, проводят между собой переговоры, высчитывая все риски, и лишь после того, как будут просчитаны все варианты развития событий, они могут принять решение. И каким будет это решение, мы узнаем в самом ближайшем будущем.
При этом хочется надеяться, что та степень независимости, ответственности, которая была продемонстрирована депутатами в Варнавинском районе, станет вдохновляющим примером и для части депутатов городской думы — как Нижнего Новгорода, так и Дзержинска. Все-таки когда ты принимаешь такие решения, не имея прецедента, на тебя в большей степени давят факторы рационального выбора. А когда тебе уже продемонстрирован другой вариант поведения, момент выбора ценностного, морального резко возрастает. Поэтому вполне можно рассчитывать, что какие-то депутаты в крупных городах нашей области изменят свою позицию и проголосуют так, как они считают нужным.