09-11-30
Общество
День закрытых дверей
Избранные места из дискуссии
На прошлой неделе в стенах нижегородского пресс-центра «Комсомольской правды» обсуждали сокращение числа негосударственных высших учебных заведений. Негосударственные вузы, находящиеся в ожидании своего закрытия, функционируют в сотнях городов России, и Нижний Новгород тут не стал исключением. Главные лица участников группы риска пришли обсудить свои интересы и опасения. Как это ни странно, мнения единомышленников звучали как-то по-разному. С нашей стороны минимум оценок — но максимум прямой речи с места событий.
Статистика говорит сама за себя
«Что касается статистики, на сегодняшний день в Нижнем Новгороде действуют два негосударственных ВУЗа: НИМБ и НПА, а также 16 филиалов московских и санкт-петербургских вузов, — рассказывал Николай Бабанов, заместитель министра образования Нижегородской области. — Общее число студентов данных учебных заведений в 2009 году составило, если быть предельно точным, 28129 человек. Из них на очной форме обучения числится 3665 человек, на заочной форме — 24333, а на очно-заочной форме — 131 человек. Как видите, абсолютное большинство студентов обучается по программам заочной формы обучения. Причём, стоит заметить, что большее число из них получает второе или же третье высшее образование. Приём абитуриентов за текущий год составил чуть больше 5000 человек, из них: на дневную форму обучения — 456, на очно-заочную — около 40, на заочную — более 4500 человек. Чуть больше было выпущено студентов из вышеперечисленных вузов и филиалов — 5866 человек. За последний год прекратили свою образовательную деятельность, но не прекратили своего существования, как структурные подразделения, два филиала в Нижнем Новгороде: Российский Новый Университет (НФ) и Международный Независимый Эколого-Политологический Университет (НФ). Причина их «исчезновения» достаточно простая — окончание срока действия лицензии на проведения образовательной деятельности. И по тем или иным причинам пока данную лицензию они получить не могут. Это нормальный и вполне закономерный процесс. Если учреждения выполняют все требования, которые предъявляются к ним программой высшего профессионального образования, никто и никогда насильно эти учреждения закрыть не сможет. А требования, которые существуют на этапе лицензирования, могут подвергаться коррекционным процедурам: смягчаться или же ужесточаться. И тем вузам, которые в такой ситуации смогут их выполнять, как говорится, «милости просим» на проведение образовательной деятельности».
Называйте нас «не имеющими государственного финансирования»
«Хочу отметить, что условия лицензирования равно жёсткие как для негосударственных, так и для государственных вузов, — принял эстафету Александр Штефан, директор Нижегородского филиала Московского гуманитарно-экономического института. — Я бы не стал говорить, что они ужесточаются только по отношению к негосударственным учебным заведениям.
Вузы, как я считаю, испытывают трудности по трём направлениям.
Во-первых, площади, которые имеются в наличии и определяют предельный контингент. Конечно, на сегодняшний период все те вузы, которые прошли определённый проект в области приобретения собственных площадей, в отношении лицензирования защищены.
Во-вторых, преподавательский состав. В данном случае хочу сказать в защиту привлекаемых нами преподавателей. Да, соглашусь, что многие из них — преподаватели из других вузов, но, в то же время, они — ведущие специалисты в своём деле, элита преподавательского состава Нижнего Новгорода. Студенты здесь только в выигрыше.
В-третьих, многие думают, что мы, как представители негосударственных вузов, находимся под очень чутким рентгеном. Совсем недавно нас проверяла прокуратура Канавинского района Нижнего Новгорода, которая действовала с заявленными лицензионными требованиями непосредственно на месте. Каких-либо замечаний в данном направлении не было вовсе. Те, кто работает на нижегородском рынке честно, соблюдает необходимые требования в области лицензии, сейчас и представляет негосударственный сектор образования. В заключение отмечу, что определение «негосударственный» мне не нравится! Я, скорее всего, заменил бы его на «не имеющий государственного финансирования».
«Государственники» против «коммерсантов»
«Влияние экономического кризиса на сферу образования — непосредственно внешний фактор, который не поддаётся нашему регулированию, — заявил Александр Егоршин, ректор Нижегородского Института Менеджмента и Бизнеса. — Если в 2008 году экономический кризис резко ударил по финансовой сфере и сфере производства, то уже с начала этого года успешно добрался и до негосударственных вузов в частности. Если в государственных вузах сокращение объёма платных услуг, по нашим расчётам, произошло на 5-6%, то у нас — на 50%. Причины тому — давние демографические проблемы и, как следствие, нехватка студентов, неразбериха с ЕГЭ (когда абитуриентов обещали принять в государственные вузы и при непоступлении они не успевали подать документы к нам) и чистый фактор экономического кризиса, то есть сокращение числа доходов у населения, рост числа безработных. Конечно, при таком раскладе многие студенты не имеют возможности платить за обучение. Также крупные предприятия и заводы, которые раньше платили за учёбу, прекратили данную деятельность с 2008 года. На сегодняшний день нам не поступают заказы от предприятий.
Частное образование существует во всём мире. Оно необходимо хотя бы для того, чтобы составлять конкуренцию государственному образованию, которое не всегда является гибким, мобильным, и, порой, таким качественным, если мы говорим о средней цене. Поэтому этот сектор имеет право на своё существование. Хотя негативное отношение к нему со стороны государственных органов до сих пор ощутимо. Только Министерство образования относится с пониманием, не называя нас «коммерсантами».
На данный период некоторые государственные вузы отошли от своего профиля. Строительный и Технический Университет, Водная академия и другие, несомненно, обучают студентов по основному профилю, но у них есть массивный «аппендикс» в виде обучения экономико-управленческим специальностям. То есть, грубо говоря, можно наблюдать дублирование некоторых специальностей, с которыми сейчас очень трудно справляться.
«Меня волнует эпидемия гриппа…»
«Сегодня существует одна немаловажная проблема, которая волнует меня в первую очередь, — это разразившаяся эпидемия гриппа, — Сергей Гришин, ректор Нижегородской правовой академии, поддержал традицию неожиданных вступлений. — 10% преподавателей болеют и не могут осуществлять образовательную деятельность. Порядка 40% студентов также находятся под властью болезни. Конечно, я допускаю, что около 25% из них действительно болеют, а остальные 15 — тихо, «под шумок», как говорится, начинают «косить».
Если учреждения выполняют все требования, предъявлямые к ним программой высшего профессионального образования, никто и никогда насильно их закрыть не сможет
Вторая проблема — внешнее влияние на имидж нашего вуза. Наши студенты каждый год участвуют в олимпиадах по юриспруденции и бьются до последнего с конкурирующими участниками из других вузов: Высшая школа экономики, Нижегородская академия МВД. Я представляю единственный в Нижнем Новгороде Юридический институт. И чтобы о себе заявлять серьёзно, мы должны быть в своём профильном направлении бесспорными лидерами.
Третья проблема — это отсрочки студенческих платежей за обучение, которые я подписываю каждый день.
Возможно, некоторые негосударственные вузы, не отвечающие стандартам, к ним предъявляемым, сократят. Кто, по сути своей, из образования делает бизнес. Но наша Академия заняла свою нишу на арене образовательных услуг. Она на слуху. У нас не очень дорогая стоимость образования, мы ориентированы на тот социальный слой, который может оплачивать наши услуги и, в конечном счёте, получает у нас качественное образование. А проблема качества на сегодняшний день является одной из самых главных».
«Жулик» или всё-таки «коммерсант»?
«У нас сейчас в Нижнем Новгороде есть два доморощенных негосударственных учебных заведения: НИМБ и Нижегородская правовая академия. А чем они хуже так называемых «государственных»? Вы там были? — резко перешёл в нападение Александр Блейхман, заместитель директора Нижегородского филиала Международного юридического института, вызвав тем самым бурю эмоций у собравшихся. — Это прекрасные учебные заведения! А мы ставим под сомнение их существование! Кричим: «Закрыть!». Вышестоящие инстанции намереваются прекратить их существование. В наше время если человек или организация получает прибыль от какого-либо дела, он сразу получает клеймо «жулик»! Но почему? Времена перестройки давным-давно прошли, а мы до сих пор не можем начать по-новому мыслить. На первое место мы ставим ряд приоритетов — качество образования, любовь к студенту, профессиональный преподавательский состав, а потом уже речь идёт о сумме образовательных услуг. Но не наоборот же! Всё предельно просто! Если вуз добросовестно работает на рынке образовательных услуг — пускай продолжает свою деятельность. Если же нет — закрывайте!»
Главное, чтобы пассажиры были довольны
«У нас абсолютно нет и не может быть никаких «указаний» по поводу совращения числа негосударственных вузов и филиалов в Нижнем Новгороде и его области, — отвечая на самый главный вопрос, подытоживал Николай Бабанов. — Мы живём в правовом государстве. Есть совершенно чёткие механизмы, которые могут привести к снижению количества негосударственных вузов, но эти процедуры, прежде всего, связаны с лицензированием и аккредитацией. Лицензирование, если вольно трактовать, заключается в том, что каждый вуз должен обладать определённым набором условий и ресурсов в виде помещений, качественной учебной литературы, профессионального преподавательского состава и так далее. И если учреждение выполняет все предъявляемые к нему требования, то оно может начинать ведение образовательной деятельности. Плохо или хорошо она будет протекать — покажет время. И это время проходит. После начинается добровольная процедура под названием «аккредитация», чтобы показать, что обучение в вузе происходит не абы как, а в соответствии с государственными образовательными стандартами. Я не соглашусь, что вузы, отходя от своих профильных специальностей, «дублируют» другие. Если с утра выходит одна маршрутка, позже — другая под тем же номером, это — не дублирование, а конкуренция в чистом виде. А пассажиры, в свою очередь, довольны».
Екатерина Гайдель