09-11-30
Среда обитания
«Холуин» по-нижегородски
История об эффективном расходовании бюджетных средств
Озимый сев декоративных кустарников
27 ноября жители дома № 9 по улице Родионова отметят печальную годовщину одного памятного события. В этот день с неба густыми мягкими хлопьями падал снег, которого, в отличие от года нынешнего, почти до конца декабря «ждала-ждала природа». К радости детей, хлопья падали и не таяли, потому что было достаточно холодно. Малыши во дворе деловито лепили снеговиков, взрослые восхищенно и задумчиво созерцали чудесное преображение унылого осеннего пейзажа, но тут вдруг случилось нечто, заставившее всех оторваться от творчества и любования природой…
К девятиэтажке, стоящей на красной линии улицы Родионова, подъехала грузовая машина, из которой вылезли рабочие с граблями и лопатами и стали на глазах у изумленной публики с корнем вырывать кустарники и многолетники, мирно растущие на придомовых газонах и заботливо укрываемые первым снегом. Цветов и кустарников было довольно много, поэтому рабочим пришлось прилагать немалые усилия, чтобы освободить небольшой участок…
Очевидцы происходящего, лишившиеся от неожиданности дара речи, вскоре пришли в себя и высказали вполне понятное недоумение действиями «озеленителей» (как выяснилось позже, это были именно они). Пенсионеры, увидевшие из окна странные действия незнакомых людей, наскоро одевались и выбегали на улицу. Вскоре возле дома начался стихийный митинг протеста. Жители дома защищали созданные своими руками цветники. Бригадиру рабочих пришлось пустить в ход весь запас матерной лексики, чтобы разогнать митингующих, иначе они не давали продолжать работу. Гражданам хотелось знать, по какому праву творится безобразие? Но с правами у рабочих было все в порядке: они выполняли распоряжение городской власти.
Небольшое лирическое отступление
Все могло бы обойтись мирно и гуманно по отношению к жителям дома, исправно перечисляющим деньги на счет домоуправляющей компании Нижегородского района, если бы бригадир и его непосредственное начальство подошли к порученному делу разумно.
Дом №9 по улице Родионова точечный (одноподъездный): у него четыре стороны и, соответственно, четыре придомовых газона. Два из них благоустроены самими жителями, а два — совершенно пустые (недостаток плодородной почвы не позволил развести там цветники). Если бы коммунальщики привезли туда земли и благоустроили эти неухоженные участки, жители спасибо сказали бы им и в пояс поклонились. Так нет же: рабочие начали свое зимнее «озеленение» именно с самого красивого цветника, являющегося гордостью жильцов дома.
Как известно, всякая инициатива наказуема и, к сожалению, почти всегда. Жители первого этажа и несколько активистов-помощников не один год трудились, украшая участки возле окон. Нелегко было подготовить землю, утрамбованную многочисленными паркующимися возле дома машинами, привезти плодородную почву, разнообразные цветы и кустарники со своих дачных участков, посадить их и всю весну и лето за ним ухаживать: поливать, рыхлить, укрывать от зноя, следить, чтобы собаки и кошки не испортили насаждения. Но дело так увлекло энтузиастов, что трудозатраты никто не считал — люди просто любовались созданной своими руками красотой. Даже самые занятые жильцы дома, спешащие утром на работу, а вечером домой, радовались, глядя на чудесную, цветущую до самой глубокой осени клумбу. Отмечали ее и жители других домов. По итогам конкурса, объявленного советом общественного самоуправления микрорайона, жители дома №9 супруги Волгины, инициаторы и самые активные участники озеленения, получили благодарственное письмо администрации района за вклад в благоустройство. Этой награде были рады — приятно, когда бескорыстный труд замечают.
И тут вдруг после благодарственного письма — натуральный акт вандализма. От такого, пожалуй, инфаркт хватить может. Особенно, если цветы, любовно выращенные, кто-то на глазах у энтузиастов безжалостно вытаскивает с корнем и швыряет в кучу. Супруги Волгины, живущие на первом этаже, увидели это раньше других. Они пытались остановить бригаду, звонили в администрацию района, в домоуправляющую компанию — все бесполезно. Войдя во вкус, справившись с цветами, бригада взялась за кустарники — вытащили растущие на газоне по восточной стороне дома сирень и шиповник, на освободившееся место насыпали земли. На следующий день машина возле дома появилась вновь — озеленители привезли саженцы декоративных кустарников. И хотя за ночь на вновь положенную землю снова нападал снег, это никого не смутило — сажали прямо по снегу. Но какая разница, если за все заплачено, а деньги — не все ли равно, когда отрабатывать? Правда, почему-то кустики воткнули только со стороны фасада по красной линии. Газоны с трех других сторон так и остались пустыми…
Представители администрации города, с которыми связались жильцы, ничего не знали о подвигах бригады. Жителям пообещали разобраться в ситуации и найти виновных. Ответственные за озеленение Нижегородского района лица заверили жителей, что кустарники морозостойкие и, несмотря на снег, непременно приживутся…
Дело кончилось, но сердце не успокоилось
Пришла весна. Из двадцати семи кустиков прижились, вопреки уверениям специалистов, только два — по-видимому, даже морозостойкие растения все-таки следует сажать до снега. Жители первых этажей больше не выходили с лопатами и граблями на свои поруганные участки. И даже в окошки на них старались не смотреть, потому что зрелище в прямом смысле слова доводило до слез.
…Газоны постепенно зарастали травой и бурьяном, дворник их периодически скашивал. Однажды скосил чудом уцелевшее молодое вишневое деревце. Сирень и шиповник больше не цвели, не алели пионы, не розовели астры, не голубели, как раньше, незабудки и ирисы. Зато сорняки чувствовали себя хозяевами и буйно зеленели и росли, будто на удобрениях. Разумеется, представители организации, занимающейся озеленением, здесь больше ни разу не появились. Никто из ответственных лиц не ответил за деньги городского бюджета, выброшенные, точнее, закопанные в мерзлую землю, напрасно.
Вера Кострова