09-12-07
Общество
«Мы должны придумать повод для столичности»
На очередном заседании «Нижегородского пресс-клуба» обсуждался больной вопрос «брендов» Нижнего Новгорода. Мнений, конструктивных предложений с полным обоснованием и доказательной базой оказалось вполне себе много. Вплоть до «столицы парусного спорта». Предлагаем читателям «Новой» в Нижнем» печатную версию дискуссии.
Алла Морозова: Зарегистрирован товарный знак «Нижний Новгород — столица Поволжья», охраняемая часть — столица Поволжья, Нижний Новгород, как и любое другое географическое название, — неохраняемая часть. Зарегистрировано государственное предприятие, работающее на имидж Нижнего Новгорода и Нижегородской области. Мы пошли на этот шаг с точки зрения позиционирования нашего региона на международном рынке. Идея заключалась в том, чтобы рассказать, прежде всего, зарубежным гражданам — нашим потенциальным туристам, — что есть такая точка на карте России. Мы проводили опросы, маркетинговые исследования в рамках международных выставок в Германии, во Франции, анализировали рынок, чтобы понять, какие бренды для иностранных гостей узнаваемы среди городов России. Четыре основные ассоциации для иностранных туристов — Москва, Санкт-Петербург, Сибирь и Волга. Беря во внимание это преимущество, мы проанализировали, какие бренды могут быть. Бренд «Столица Волги» уже занят, поэтому осталась столица Поволжья. Кроме того, в Роспатенте нам подсказали, что Волга не является охраняемой частью в отличие от Поволжья. Таким образом, в целях позиционирования в сфере туризма, прежде всего на международной арене, был выбран этот бренд. Это вовсе не означает, что он же должен работать на внутреннем рынке: возможно для внутреннего рынка наша общественность предложит другой, более выгодный бренд.
На уровне региона ведется серьезная аналитическая работа в маркетинговом плане по разработке нескольких брендов. Определяются целевые сегменты, выявляются цели их визита в Нижний Новгород и, исходя из этого, подбираются словосочетания, к примеру, бренд «Нижний Новгород — Китежская Русь», который также зарегистрирован, и сегодня мы начинаем его позиционировать и анализировать его эффективность. В течение года мы заявляемся в различных СМИ и затем отслеживаем обратную реакцию среди журналистов, потребителей. Бренд «Китежская Русь» связан с озером Светлояр и градом Китеж. На региональном уровне при поддержке двух структур — министерства предпринимательства и департамента экологии — создан природный парк Воскресенское Поветлужье, и на его базе развивается тема туристической России. Кроме того, в этот комплекс входит Городец — «малый Китеж», согласно летописям. Вот результат взаимодействия туризма, маркетинговой политики и развития территории — такая концентрация брендов.
Задача нашей структуры — развивать туристский сегмент. Наша целевая аудитория — специализированные СМИ и потребители. Другие структуры могут использовать другие бренды. Речь идет именно о туристском рынке. Конечно, очень бы хотелось, чтобы и город использовал этот бренд, позиционировал его в различных материалах. Мы совместно с Департаментом внешнеэкономических связей работаем на эту тему.
Ольга Покровская: Наш город — это колоссальное культурное наследие, это 788 лет истории, издавна считалось, что Нижний Новгород — третья столица России. Сегодня Нижний Новгород — прежде всего, столица ПФО и центр круизного туризма. Поэтому бренд для города подходящий. Хотя сейчас в нижегородских вузах мы проводим конкурс студенческих работ, в том числе в номинации «Лучший бренд Нижнего Новгорода», я считаю, что только лишь на бренде «Столица Поволжья» мы останавливаться не будем, согласна, что он скорее ориентирован на международный уровень. Над внутренним мы еще будем думать. Работа в этом направлении идет.
Максим Крохин: Многие компании, которые работали по схемам распределения регионов, до появления федеральных округов функционировали так, как им было удобно. После их появления — компании, в том числе иностранные, стали распределять свои представительства согласно рамкам образованных ФО. Начали создаваться представительства, у нас, соответственно, по ПФО. Если в центре ПФО располагается предприятие, через которое осуществляются движение финансов, действуют властные рычаги управления, это означает и приток средств для самого города. Город начинает развиваться, для встречи с полномочным представителем начинают приезжать различные предприниматели, делегации и так далее. Следующий шаг — это приход Валерия Шанцева, когда в регионе начали формироваться ростки бренда столичности, добавилось еще статуса. Таким образом развитие больше требует экономического понимания того, как Нижний Новгород может стать центром вхождения в регионы и рядом с Волгой, и дальше — на Урал. Что касается других проектов, в частности по привлечению туристов, нужно понять, куда их вести. Это требует расширения границ понимания, как самого города, так и области в целом. Это и Городец, и Дивеево, и Китеж. То есть для привлечения зарубежных туристов нужно выдавать целый комплекс, а не только Нижний. И с экономической точки зрения это совсем иной проект: начинают зарабатывать автоперевозчики, города, которые находятся на отдалении, увеличивается количество и продолжительность туров.
Вторая часть нашей темы касается воды. Мы имеем водохранилище в Ардатовском районе. Это тоже интересно.
Татьяна Виноградова: Нижегородская земля особенная. Недавно я пересмотрела записки дневников Бенкендорфа. Когда он приехал в Нижний, был просто очарован. Такой красивой панорамы Бенкендорф, по его собственным словам, никогда не видел. Поэтому брендом может быть и Волжский откос, к примеру. И это легче выговаривается, нежели «Китежская Русь». Сейчас продвигается проект Выксы, и это вовсе не провинциальный уровень. Недавно я совершила поездку в город Володарск, станция Сейма, где сохранилась жемчужина деревянного зодчества — дом Бугрова, туда приезжал Сергей Юльевич Витте, оттуда и Мокроусовские корни. Поэтому нужно не лениться, работать с нижегородской землей, она потом начинает сама работать очень хорошо.
Светлана Дедова: Я согласна, что «Столица Поволжья» — это появляющийся бренд, к которому пока привыкаешь. С другой стороны, хочу сказать, что любой бренд должен ассоциироваться с чем-то, с неким образом. У нас действительно очень красивые виды с откоса, богатое народное творчество, промыслы. Но все это требует объединения и соответствующего представления. Интерес людей к нашему городу огромен, их привлекает вода. Ежегодно 50 тысяч туристов «ходят» до Макарьевского монастыря — это колоссальная цифра и безусловный показатель того, что Волга — это бренд, то, во что стоит вкладывать деньги. Хотелось бы, чтобы больше было таких мест и сформировался целостный образ, который бы четко ассоциировался со столицей Поволжья.
Виталий Антоневич: Буквально недавно, с 18 по 20 ноября, проходила научно-практическая конференция в Казани по вопросам новых технологий судостроения. Я представлял нижегородскую делегацию, создавшую, по сути, судостроительный кластер. Все участники конференции единодушно пришли к выводу, что настало время осмотреться руководителям регионов и признать, что было время, 30–40 лет назад, когда создавались прекрасные суда. Сейчас даже для модернизации и переоборудования из 40 судов готовы только 7. Это говорит о том, что наступил критический момент. Мы представили на конференции новые разработки, созданные в Нижнем Новгороде, — суда на подводных крыльях XXI века, суда малой пассажирской вместимости на 32 пассажирских места. Это судно интересно тем, что крылья являются подъемными и тем самым обеспечивается возможность высадки на необорудованный берег, что экономит средства муниципалитетов для строительства специальных сооружений. Кроме того, используемые сейчас суда настолько велики, что не всегда происходит их полная загрузка. Поэтому казанское пассажирское агентство заинтересовалось этим судном. Есть конкретные проекты, куда можно осуществить поставки: Универсиада в Казани и Олимпиада в Сочи (судно «Олимп»). Сейчас, если мы перестанем лоббировать свою судостроительную тематику, наступит момент — уже наступает! — когда Санкт-Петербург и Северо-западное пароходство принимают решения, забыв о нас. Когда мы говорим о том, раскручен ли наш бренд или нет, я считаю, что этот процесс не доведён до конца. Мы редко говорим, что Нижний Новгород — родина скоростных судов. У нас крайне благоприятная логистика, нужно это развивать.
Татьяна Виноградова: Должны работать Волга и Ока. Город раскинулся по берегам, и этим нужно пользоваться, как в европейских городах, в которых есть каналы или выход к морю. У нас это недоработано. Туристические круизы — немного другое.
Алла Морозова: О развитии круизного туризма — на 15 декабря запланированы два важных не только для Нижнего Новгорода, но и для всей России мероприятия. Первое — это закладка теплохода нового колесного типа, созданного по новой системе, которая была разработана нижегородскими специалистами и уже зарегистрирована речным регистром как ноу-хау. Это серия теплоходов. Первая серия прошла регистрацию, судно на 40 мест. Сейчас идет согласование в регистре на большое судно под названием «Золотое кольцо». Причем проект уже согласован с владельцем данного бренда. Судно на 220 посадочных мест. Это новые теплоходы, которые смогут ходить по рекам Оки и Волги, чтобы возродить маршрут «кругосветки» («кругосветка» — туристический теплоходный маршрут по Оке и Волге: Нижний Новгород — Муром — Рязань — Москва — Ярославль — Кострома — Углич — Нижний Новгород. — Прим. ред.). Они позволяют проходить под мостами реки Москвы. Соответственно мы делаем кольцо. Они экономичнее с точки зрения экологии. И это уже не просто идеи, а конкретные воплощения. В мае планируется пуск этого теплохода. А на днях приезжал руководитель ассоциации судовладельцев РФ, обсуждалась перспектива заказов теплоходов. Кроме того, заказ на 40 теплоходов есть у одной из крупных туристических нижегородских компаний. Наш Городецкий судоремонтный завод в перспективе получит заказ на производство 40 теплоходов проекта «Сура» на 40 мест и проекта «Золотое кольцо» — на 220. Это очень актуально, поскольку необходимо обновлять парк теплоходов. Все суда старые, если не провести модернизацию, — круизному туризму конец! Проект судов на подводных крыльях, колесный ДРК, экранопланы, которые до сих пор действуют, — все говорит о развитии туризма. Сейчас формируется федеральная целевая программа развития въездного и внутреннего туризма в РФ с 2011 по 2016 годы. Наша область подготовила пакет предложений, в том числе по причалам в Васильсурске, Макарьеве, Павлово. Программа будет рассматриваться в 2010 году.
Татьяна Виноградова: Кстати, остров Гребневские пески в Нижнем Новгороде, разделяющий Оку и Гребневский канал, на котором был в 1896 году во время Художественно-промышленной выставки Император Николай II, сейчас просто зарос бурьяном, и это большое упущение. Остров в черте города — имеет и интересную историю, и сам по себе является красивейшим местом. Поэтому недавно высказанная идея возродить это место мне кажется чрезвычайно интересной.
Николай Шильнов: Нижний Новгород — столица судостроения. Кроме того, каждый год у нас проходит мероприятие — форум «Великие реки», наш город имеет очень интересное географическое положение — на слиянии двух великих рек, но есть и множество малых рек. Поэтому можно сказать, что Нижний Новгород — столица рек. Во-первых, это очень хорошо читается и по-русски, и по-английски, а во-вторых, такой столицы в мире, наверное, нет. Это подходит нашему городу и по производственным мощностям, и по природным особенностям. Поволжье — это несколько узко, давайте брать шире!
Александр Иванов: Я бы хотел поддержать идею, что смотреть нужно шире. Например, если будут организованы экскурсии к городам: Выкса, Навашино, Муром — это будет интересно. Есть другая зона, привлекательная с точки зрения изучения деревянного зодчества. Это Васильсурск, Козьмодемьянск и Юрьино. И если позиционировать себя как центр туризма всей этой зоны, то есть огромные возможности. Может, для чиновников не совсем привычно смотреть за пределы своей территории, то для бизнеса это как раз необходимо. Мои идеи касаются того, что Нижний Новгород — город, где долгое время были самые передовые предприятия по автомобилестроению, авиастроению и судостроению. Можно подумать о проектах туристических, которые бы объединили верховья и низовья Волги, что интересно и с экологической точки зрения: с одной стороны — Валдайская возвышенность, с другой — дельта Волги. По биоразнообразию подобного в европейской части, наверное, нет. Было бы здорово придумать маршруты, которые позволили бы туристам быстро перемещаться в разные места, оказаться в разных поясах, экологических условиях и культуре. Можно и о других особенностях города сказать: есть возможность попасть в Архангельск, а это уже выход к океану! Можно предлагать проекты, выходящие за пределы области, привлекательные, передовые.
Илья Осипов: Хочу выступить оппонентом бренда «Столица Поволжья». Проблема в том, что мы то третья столица, то столица Приволжья, то Поволжья. Люди скоро запутаются. Город Париж. Люди стремятся туда попасть, многие уже были. Он не называется столицей Европы или столицей Лувра, или столицей чего-то ещё. И это правильно. Потому что разбрасываться на много брендов не нужно. Наш город называется Нижний Новгород, и это очень хорошо звучит.
Нижегородская земля особенная. Судя по запискам в дневниках Бенкендорфа, когда он приехал в Нижний, был просто очарован. Такой красивой панорамы Бенкендорф, по его собственным словам, никогда не видел
Валерий Тинухин: Когда мы говорим о привлекательности Нижнего Новгорода для туризма и строим планы на будущее, мы должны понимать, что привлекательность состоит не только из культурного и природного наследия, но и из того, как мы это наследие умудряемся использовать. Хочу сказать о лесах. Красота видов Волги по маршруту от Нижнего Новгорода до Макарьева во многом зависит от этих лесов. Я могу сказать, что до 1980 года все, кто сплавлялся по этому месту, могли видеть могучие деревья. Сейчас ни одного дерева нет — вот реальность освоения территории. Что касается тех лесов, которые мы видим на берегах, что мы можем показать? Там наполовину безлесная территория, где немного деревьев. Если мы говорим о развитии, не стоит упускать это из виду. Лесной фонд наиболее привлекателен для туристов.
Максим Крохин: Почему мы пытаемся соединить то, что создает столичность, то есть созданное руками человека, и то, что дано природой, то есть реки, леса? Были дискуссии, на которых предлагалось сделать Нижний Новгород столицей информационных технологий, ведь у нас здесь представлены Intel, Mera. Тогда понятно, с кем мы могли бы конкурировать. Скажем, с Силиконовой долиной. Если бы такой круглый стол проходил в Сарове, они могли бы обсуждать право называться атомной столицей. Мы должны придумать такой повод для столичности, чтобы под него можно было бы получить средства. Если мы возьмем, к примеру, «столицу рек», то нужно просчитать, кто и сколько под это даст денег: сколько может дать федеральный бюджет, сколько — общественные организации. Результатом нашей дискуссии могло бы стать обращение к власти, к организациям по привлечению средств для реализации предложенных проектов. Если это запустить в общественность, мне кажется, должен быть успех.
Алла Морозова: По результатам маркетингового анализа темпов роста отраслей, представленных в Нижегородской области, туризм был выделен в одно из приоритетных направлений. По мировым стандартам именно туризм ежегодно составляет десятипроцентный прирост всей экономики, а также колоссальный мультипликационный эффект, когда каждый въезжающий турист создает восемь рабочих мест. Поэтому во всем мире имеет место тенденция на развитие туризма, особенно в тех странах, где промышленность на спаде. И для этого бренды территории ориентированы на туристическую тематику. У каждого рынка, у каждого сегмента должен быть свой бренд: у атомщика — столица атома и так далее. Чем понравилась «Столица Поволжья» — универсальностью для всех рынков. Но не стоит этот сугубо туристский бренд привязывать к региону целиком!
Владимир Дьяков: Я представляю общественную организацию «Нижегородский морской клуб» и выступаю с встречным предложением: оно относится и к судостроению, и к истории нашего города и связано с таким красивым видом спорта, как парусный. Мы активно этим занимаемся. В этом году на воду была спущена очень красивая яхта — «Барракуда», уже заявившая о себе на всероссийской парусной регате. Сейчас готовится международный проект по ее участию в международной регате в Стокгольме в следующем году. Наше предложение — «Нижний Новгород — парусная столица». Это мощный консолидирующий фактор.
Рашид Хабибулин: Одно из преимуществ Нижнего Новгорода в том, что здесь хорошо развито экологическое образование, что будет иметь очень большое значение в связи с ухудшением экологической обстановки. Есть целая сеть областных организаций, которые связаны с охраной природных ресурсов. Эта сеть была бы важна для популяризации образования. На форуме «Великие реки» мы ежегодно проводим детско-юношескую ассамблею. Экологическое образование и охраняемость природных территорий во всем мире развивается, нам грех не использовать наш потенциал. Что касается состояния рек, то здесь наша организация, «Зеленый парус», в течение 15 лет занимается этим вопросом. Намечается определенный сдвиг. Второй год подряд мы вместе с Заксобранием проводим акцию «Сделай мир чище». Она состоит из двух частей: первая —экологический урок, который проходит в октябре, а на втором этапе школьники выходят на территории близ своих школ и приводят их в порядок. Таким образом у молодежи формируется ответственность за ту территорию, на которой они проживают. Восемьдесят тысяч школьников приняли участие в акциях по наведению порядка на своей территории.
Валерий Тинухин: Сохранение природного наследия — это общее дело, как решат люди, которые любят свою землю, так и будет. Тема, связанная с сохранением водно-болотных угодий очень актуальна во всем мире. Нижегородская область была выбрана международной группой, которая снимала фильм о территориях, где происходят изменение климата.
Например, озеро в Борском районе, которое использовалось для вымачивания древесины мебельной фабрики. Вода, в итоге, оттуда ушла. Это наша общая боль, поскольку болота — это важная экосистема. Нам совместными усилиями необходимо сохранять эти объекты.
эксперты
Виталий Антоневич, генеральный директор Нижегородского Центра энергосберегающих технологий;
Татьяна Виноградова, профессор кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ;
Светлана Дедова, начальник отдела туризма Компании Речного туризма Волжского пароходства «ВолгаФлотТур»;
Владимир Дьяков, командор Нижегородского Морского клуба;
Александр Иванов, профессор ННГАСУ;
Елена Колпакова, координатор движения «Поможем реке»;
Максим Крохин, директор Нижегородского Театра юного зрителя;
Алла Морозова, начальник отдела развития туризма и НХП министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области;
Илья Осипов, руководитель проекта NNOV.RU;
Ольга Покровская, начальник отдела туризма Департамента Внешнеэкономических связей Администрации Нижнего Новгорода;
Валерий Тинухин, старший преподаватель кафедры экологии и природопользования ННГАСУ;
Ольга Шахранюк, пиар-менеджер компании «Кока-Кола ЭйчБиСи Евразия»;
Николай Шильнов, первый заместитель министра экологии и природных ресурсов Нижегородской области;
Кирилл Савинов, ведущий заседаний Нижегородского пресс-клуба;
Александр Судаков, координатор Нижегородского пресс-клуба.