09-12-14

Экономика

Что стоит за продажей ДУКов?

Из продажи семи районных домоуправляющих компаний (Автозаводский ДУК уже три года работает как частный) быстро создали очередную страшилку для нижегородцев. На мэра Вадима Булавинова пишут жалобы в прокуратуру, на него навешивают ярлык ярого приватизатора — «второго Чубайса». На самом деле глава города сделал то, к чему логично ведет модернизация жилищно-коммунального комплекса.

Если убрать политическую составляющую из темы «Продажа ДУКов в частные руки», то есть две проблемы, которые надо обсуждать. Во-первых, почему не проводились конкурсы. Во-вторых, будет ли муниципалитет отстранен о сферы жилищно-коммунального хозяйства.

Сразу отметим, что не так страшен частник в ЖКХ, как его малюют. Это доказывает пример приватизированной Автозаводской ДУК, которая является одной из лучших, а то и лучшей управляющей компанией в Нижнем Новгороде. Дело в том, что возглавляет ДУК опытный человек — Владимир Аношкин, который, кроме всего прочего, является и депутатом городской думы Нижнего Новгорода, что в той или иной степени обеспечивает его связь с муниципальными властями. Принципиально важно и то, что на приватизации управляющих компаний настаивает и федеральная власть. Процесс приватизации ДУКов подстегивается и юридически (ФЗ №185), и финансово (это является условием получения денежных средств из Фонда поддержки реформирования ЖКХ, который вряд ли прекратит свое существование в 2012 году — слишком много проблем в этой сфере).

Теперь о конкурсах. По мнению экспертов, цена на ДУКи была завышенной. Бюджет получит достаточно хорошие деньги. Да, спрос еще выше. И теоретически, можно было получить еще больше средств. Однако это имело бы и издержки.

Главный вопрос — кто пришел в ДУКи и зачем? Важно было, чтобы в этот специфический бизнес пришли знающие ЖКХ люди, а не те, у кого больше свободных средств. Инвестиции в ЖКХ — это хорошо, но только тогда, когда инвесторы понимают, что их возврата нужно ждать лет восемь. В случае проведения конкурсов можно было получить негатив: в нижегородское ЖКХ могли прийти иногородние фирмы, которые не знают города и которым нет дела до социальной ситуации в Нижнем Новгороде. Надо понимать, что не все многоквартирные дома у нас рентабельные. Много домов так называемых пятой и шестой категорий, обслуживать которые себе дороже. Стали бы победители конкурсов, заплатившие баснословные деньги, считаться с реалиями аварийно-ветхой части Нижнего Новгорода? Вряд ли.

Инвестиции в ЖКХ хороши только когда инвесторы понимают, что их возврата нужно ждать лет восемь

Скорее всего, бесконкурсная форма (а она была вполне законной) более оптимальна, чем конкурсная. Тут ставка делалась на надежность, стабильность, договороспособность, предсказуемость собственников.

Теперь о роли муниципалитета в сфере ЖКХ. Вряд ли можно говорить о том, что собственник окажется в заведомо проигрышном положении перед частной управляющей компанией. Во-первых, муниципалитет сохраняет в своих руках блокирующий пакет акций — 25%, что позволяет контролировать деятельность ДУКов, влиять на их курс. Но это не предусматривает вмешательство в их оперативную работу. Любая управляющая компания просто вынуждена сотрудничать с городскими и районными властями. Это вызвано не только политическими причинами, но и экономическими, финансовыми. Из городского бюджета финансируются целевые программы в сфере ЖКХ. Это очень большие деньги, которые просто так и абы кому мэр не даст. Есть «черный список» подрядчиков. Будет и такой же список управляющих компаний. Я уверен, что в силу целого ряда факторов городская власть сможет поставить на место любой ДУК, если его владельцы начнут нарываться на скандал.

И тут очень важно понять, что покупали под лейблом «ДУК»? Не имущество, не недвижимость, а часть юридического лица и договоры с населением, которые были заключены из-за доверия к муниципальной власти. Если собственники жилья в многоквартирных домах посчитают, что управляющая компания не справляется со своими обязанностями, то они имеют право расторгнуть договор. И найти новую домо­управляющую компанию. Понятно, что самим это сделать не так просто. Но с участием муниципалитета эта задача вполне решаема. В таком случае нерадивая управляющая компания неизбежно потеряет рынок, ее капитализация резко уменьшится.

Важно понимать, что бизнес в ЖКХ остается регулируемым. Значительная часть средств, которыми оперируют ДУКи, являются плановыми и даже целевыми. Например, часть средств идет только на ремонт. По Жилищному кодексу, управляющая копания обязана отчитаться по использованию средств собственников жилья. Как это происходило в 2009 году, мы были свидетелями.

Практика показывает, что в отличие от торговли, в сфере ЖКХ главное — не прибыльность в единицу времени, а возможность долгосрочной работы. Нам говорили в одном из ДУКов, что за девять месяцев их работы была получена прибыль в 1,5 млн рублей. И это при ежемесячных оборотах в 40 млн рублей. Такое возможно только при сбалансированной работе домоуправляющей компании, когда выполняются и социальные функции, и взаимодействие с муниципалитетом поддерживается на взаимоприемлемом уровне. В духе таких подходов, собственно, и проведена приватизация семи нижегородских домоуправляющих компаний. И не надо тут никаких страшилок. Есть механизмы контроля и прямого, и косвенного над частниками в ЖКХ.

Виктор Деменев