09-12-14

Политика

«Единороссы» подхватили вирус демократии

В последнее время в партии «Единая Россия», точнее в ее нижегородской региональной организации, происходят интересные процессы. Дело в том, что межпартийная борьба плавно, но последовательно ослабляется. «Единая Россия» практически полностью доминирует на политическом пространстве. Часть партийцев считает, что развитие без оппозиции невозможно. А потому, в «единоросских» рядах, в том числе и в нижегородских, рождается демократическое крыло «единороссов». Раз ослабляется конкуренция между партиями, надо развивать внутрипартийную демократию — например, через проведение праймериз перед выборами всех уровней.

«Демократ»-идеолог Роман Антонов (сверху), «недемократ»-шестидесятник Виктор Лунин (в центре), «младодемократ»-функционер Александр Тимофеев (снизу)

«Платформа» Романа Антонова

На последних партийных мероприятиях «Единой России» (внеочередная партийная конференция 27 октября 2009 года, XI съезд партии, расширенное заседание регионального политсовета 27 ноября 2009 года) выявились идеологические разногласия внутри нижегородского регионального отделения. Наиболее рельефно новое течение в НРО проявило себя на партконференции, когда депутат Госдумы Роман Антонов высказал ряд сенсационных соображений. Он проанализировал итоги октябрьской выборной капании в большом количестве регионов России, особо остановившись на ситуации с выборами в городскую думу Москвы. И на этой основе сделал выводы о том, что «единороссы» хотят получить на выборах в Нижнем Новгороде и Нижегородской области. Роман Антонов сенсационно заявил, что партии власти не нужно 65–70% голосов на выборах, например, в городскую думу Нижнего Новгорода. Он высказал мысль, что оппозиция тоже должна быть представлена и не только коммунистами, но и другими партиями. Депутат Госдумы сослался на опыт работы Законодательного собрания Нижегородской области, где есть представители разных партий и работа идет достаточно профессионально.

Роман Антонов отметил тот факт, что если «Единая Россия» способна выставить кандидатов практически на все депутатские места на выборах всех уровней, то другие партии (КПРФ, «Справедливая Россия», ЛДПР) имеют кадровый ресурс на порядок ниже. На десять депутатских мест они выставляют одного-двух кандидатов, что обеспечивает «единороссам» победу чуть ли не в автоматическом режиме. Кстати, это подтверждается и результатами выборов во вновь образованных муниципальных образованиях в Нижегородской области. Во многих из них «Единая Россия» получила по 90% мест в поселковых советах.

Тогда же депутат Госдумы высказал еще одну сенсационную новость. Антонов ­предположил, что на выборах в гордуму Нижнего Новгорода (как теперь известно, они пройдут в октябре 2010 года) не будет единого партийного списка. А что же будет? Сейчас территория областного центра разбита на 28 избирательных округов, где баллотируются одномандатники. Видимо, будут сформированы 14 локальных списков, которые будут охватывать по два избирательных округа. Между этими партийными списками и будет конкуренция. Не исключено, что с какой-либо территории в гордуму Нижнего Новгорода пройдет сразу два «единоросса», а я другой — ни одного. Таким образом, по мысли Романа Антонова, хотя заставить работать всех списочников, а не только «паровозов» единого партсписка «Единой России».

Вот так выступил представитель, образно говоря, демократической платформы в «Единой России». Мол, нужны честные выборы без административного ресурса. Не нужна гонка за результатом любой ценой и достижение фантастических цифр. Пусть шевелится вся партия, а не губернатор на областных выборах и не мэр — на городских.

Это можно только приветствовать. Однако подобные подходы противоречат тому, что было заложено в пакете компромиссов, который привел к отходу от прямых выборов главы Нижнего Новгорода. Москва и действующий мэр Вадим Булавинов, по нашей информации, сошлись на том, что выборы городского руководителя заменяются на борьбу первых номеров партийных списков на выборах в гордуму Нижнего Новгорода. Если первый номер общего списка, например, «Единой России» не просто обеспечил первое место своей партии, но и дал более высокий показатель, то он заслуживает поста главы города. Более того, именно Булавинову, видимо, Москва и гарантировала роль «паровоза» «Единой России» на выборах в октябре 2010 года. Получается, что демократическая модель, о которой говорил Роман Антонов, в Нижнем Новгороде апробирована не будет. Речь опять идет о максимальном результате за счет мэра, а значит, и с неизбежным использованием административного ресурса.

Ориентация — Татарстан

Возникает ещё один вопрос: а какой результат на выборах в городскую думу Нижнего Новгорода будет признан удовлетворительным? Как в Москве — в районе 70%? А может, и больше? Ведь иногда на партийных мероприятиях наши местные функционеры с завистью говорят о лидерстве Татарстана, где результаты «Единой России» колеблются около отметки 90%. Впрочем, говорят, что Вадиму Булавинову поставили задачу — минимум 50% для «Единой России».

В то же время внутри «Единой России» проводится якобы демократизация партийной жизни. В частности, в Устав партии внесен в качестве обязательного условия отбор кандидатов на выборы по результатам праймериз. То есть предварительного альтернативного отбора путем голосования среди членов партии.

Однако мы видели, как работают праймериз в 2007 году, когда перед выборами в Госдуму в Нижегородской области был составлен один список, а потом, после согласований в Москве, получился другой — несколько отличный от первого.

Но дело не только в процедурах, которые можно провести и формально. Дело в том, что в нижегородской «Единой России» доминируют силы, которые выступают за партийный монополизм. И им чужда позиция Антонова, что 65-70% голосов «Единой России» просто не нужны, и пусть оппозиция будет представлена всем спектром. Недемократическая платформа мыслит все теми же категориями — догнать и перегнать Татарстан.

В 2009 году вовсю развернулась работа по внесению изменений в уставы муниципальных представительных органов о создании партийных фракций. Во всех земских собраниях и почти всех городских думах в регионе фракции «единороссов» уже созданы. В этом направлении очень активно работают секретарь НРО «Единой России» Александр Тимофеев и председатель Законодательного собрания Виктор Лунин. Теперь настал новый этап в этой работе — обеспечивается слаженная работа этих фракций.

И тут мы видим трудности у «Единой России» как в Нижнем Новгороде, так и в регионе.

«Младодемократы» партии власти

Совсем недавно депутаты регионального парламента, несмотря на решение фракции «Единой России» консолидировано поддержать бюджет, с первого раза так и не проголосовали за бюджет на 2010 год. После этого пришлось опять собирать фракцию и искать компромисс между «единоросскими» группировками. Чуть раньше мы видели, как тяжело преодолевался раскол среди «единоросов» в городской думе Нижнего Новгорода.

Не проще ситуация и в районах, где наблюдается своя специфика. Нередко конфликты базируются на том, что объединение «единороссов» с «Аграрной партией России» прошло не безболезненно. Где-то трудно уживаются друг с другом «чистые единороссы» и «единороссы» из числа бывших членов «Российской партии пенсионеров». Есть районы, где межклановые конфликты раздирают районные структуры партии власти.

Недавно в разговоре с одним главой района я услышал примерно следующее. В местной «Единой России» пара человек собрали своих родственников и друзей. И вот несколько десятков человек, из которых только три-четыре человека являются профессионалами, а остальные ни в чем не разбираются, пытаются диктовать свои условия, чего-то требуют. А почему глава района, который постоянно «пашет», должен на них отвлекаться? И глава сейчас озабочен тем, чтобы привлечь в «Единую Россию» людей, которые бы знали своё дело.

Каков расклад сил в нижегородской «Единой России»? Условно называемая демократическая платформа только формируется на базе сторонников Романа Антонова, Александра Хинштейна и Вадима Булавинова. Но обстоятельства пока складываются против них, в том числе из-за отмены прямых выборов главы Нижнего Новгорода. Все-таки это путь, главным образом, для молодых «единороссов», которых мало затронули времена КПСС. В недемократической платформе солируют шестидесятилетние Валерий Шанцев и Виктор Лунин. Им понятен и близок путь превращения «Единой России» в КПСС. Скорее, ближе к ним, а не к Антонову секретарь областного политсовета Александр Тимофеев, что понятно: он — партийный функционер и ему нужно дать результат любой ценой. Отсюда задача загнать внутрь противоречия, оставив их разрешение на поствыборные времена. Все это выглядит весьма застойно. И только блок коммунистов и беспартийных заменяется блоком «Единой России» и общественных организаций. Но я бы не стал драматизировать ситуацию. С моей точки зрения, если сверху Валерию Шанцеву, Виктору Лунину, Александру Тимофееву прикажут стать «демократами» — они тут же будут утверждать, что являются самыми большими демократами в Нижегородской области. Мол, они готовы работать с оппозицией, отстаивать свободу СМИ и, уж конечно, не против внутрипартийных дискуссий.

Виктор Деменев