09-01-19

Экономика

«Пирожковая война» по-нижегородски

Кризис дал шанс уличной торговле, но власти «минимизируют возможности» малого бизнеса

В связи с финансовым кризисом мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов принял решение отложить на время поголовную ликвидацию в городе киосков и минимаркетов. Тем не менее, предполагается убрать порядка 300 киосков и палаток, которые мешают реализации городских программ по благоустройству (например, расположены в скверах). По словам мэра, это примерно десятая часть от общего числа городских киосков, поэтому ущерб, как полагают в мэрии, будет незначительным. У предпринимателей — другое мнение. О ни называют происходящее «пирожковой войной». Областные власти заняли выгодную позицию «над схваткой».

Где ставить тонары?

«Действия мэрии придут к тому, что более 1500 человек останутся без работы и пострадают местные сельхозпроизводители», — утверждает президент Нижегородской ассоциации предприятий быстрого питания Алексей Носов. В настоящее время в Нижнем Новгороде работает около трех тысяч минимаркетов и киосков, с владельцами которых истекли договоры аренды. Ранее мэрия и областное правительство планировали обязать предпринимателей строить капитальные сооружения или переводить торговые точки на первые этажи домов, тем самым создавая сеть «магазинов пошаговой доступности». Кризис внес свои коррективы. По словам Вадима Булавинова, «кредитные ресурсы стали дорогими, поэтому из-за невозможности привлекать длинные деньги предприниматели не смогут строить капитальные сооружения». В этих условиях бескомромиссная ликвидация заведений быстрого питания неминуемо приведет к увеличению безработицы. Другое дело, что компромиссы не всегда находятся.

Например, тот же Алексей Носов утверждает, что мэрия отказывается продлевать разрешения на право торговли под объекты уличного питания. В результате целый сегмент малого предпринимательства оказался в правовом вакууме. «И это несмотря на то, что в Нижнем Новгороде количество объектов быстрого уличного питания на порядок меньше, чем их количество в других крупных городах России и Европы, а выдача разрешений на право торговли в момент финансового кризиса в стране упрощается», — недоумевает Носов. «Ежедневно администрации районов требуют немедленного освобождения площадок, запугивают нас и сотрудников, пытаются любыми способами отключить электроэнергию, увозят объекты на эвакуаторах», — пожаловался Носов. В ответ на эти обвинения глава города заметил, что мэрия кровно заинтересована в развитии предпринимательства, поскольку малый и средний бизнес поставляет в бюджет города существенную часть налоговых поступлений. Например, единый налог на вмененный доход в структуре налоговых доходов городского бюджета составляет около 10%. В сфере предпринимательства задействована значительная часть населения города. На малых предприятиях работает около 100 тысяч человек, а с учетом наемных работников предпринимателей без образования юридического лица их количество доходит до 219 тысяч — то есть 26,6% трудоспособного населения Нижнего Новгорода. Поэтому администрация города декларирует развитие в городе мелкорозничной передвижной торговой сети, основой которой являются так называемые тонары. За эти самые тонары (или «стрит-фуды») и бьется Носов. Но, видимо, безуспешно. Потому что власти и предприниматели не сошлись в местах для торговли.

Места « у черта на куличках»

19 января в Нижнем проведут открытый аукцион на право размещения объектов мелкорозничной нестационарной передвижной торговой сети. «Этот сегмент будет развиваться, поскольку в нем есть большое пространство для проявления предпринимательской инициативы, — говорит мэр. — Но это должны быть не места, которые нравятся хозяевам, но перекрывают улицы и на них натыкается людской поток, а такие места, где торговля востребована». «В конкурс не попало ни одно наше прежнее место, — парирует Алексей Носов. — Все места расположены у черта на куличках. Это называется техническая ликвидация». Мэр в свою очередь настаивает, что предприниматели элементарно не убирают территорию вокруг так называемых «стрит-фудов» И это главная причина, по которой им отказано. «А чистить территорию для нас в 10 раз дороже, чем вы платите налогов!», — заявил мэр.

Предложение руководителя регионального отделения «Деловой России» Павла Солодкого взять за основу опыт Юрия Лужкова и объявить «временный мораторий» на любое закрытие торговых мест предприниматели поддержали бурными аплодисментами. Мэр от идеи «моратория» уклонился. «Самовольный захват земли, который сейчас процветает в городе, ни один мораторий не возьмет!», — резюмировал он. Предприниматели пообещали, что будут отстаивать свою правоту в суде.

«Мы сказали городу, и город пересмотрел решение по минимаркетам, — попытался перехватить инициативу у мэра губернатор Валерий Шанцев. — С самого начала было непонятно, зачем их убирать? Тем более, если там человек работает и покупатели привыкли к этому месту? Я наоборот сказал, что надо быстро переоформлять им земельные участки, и сейчас в форсированном режиме идет этот процесс, когда по 150–200 документов оформляется в день. Кому-то выгодно, чтобы этих документов у них не было и ходить проверять, есть ли они, а если нет, то требовать заплатить».

Когда областные власти пару лет назад приняли решение убрать в областном центре все минимаркеты, то многим предпринимателям вот именно «с самого начала было непонятно, зачем их убирать?». Однако губернатор тогда усиленно продвигал в регионе торговые сети разного калибра, а перечить Шанцеву желающих особо не нашлось. Хорошо, что тогда не снесли в чиновничьем раже сразу все минимаркеты, киоски и тонары. А то сегодня губернатору явно достались бы лишние проблемы с ростом безработицы в регионе. А так, сейчас можно спокойно делать хорошую мину при плохой игре и говорить «как на духу» прямо противоположное тому, что утверждалось еще совсем недавно. Минимаркеты, киоски и тонары, которые «уродовали облик города» в условиях кризиса стали для властей, напуганных самыми мрачными прогнозами, своего рода палочкой-выручалочкой. Властям в одночасье стал безразличен «облик города». Главное, что люди в этих киосках-тонарах в массовом порядке не ринулись на биржу труда и не создали в обществе социальное напряжение. Хотя почему бы губернатору не взять и не сказать открыто, что концепция сноса минимаркетов в условиях кризиса оказалась ошибочной и «мы это честно признаем». Нет, давайте снова врать в глаза нашим гражданам о том, что «с самого начала было непонятно, зачем их убирать?».

Сергей Анисимов