09-01-26

Экономика

«Сокращение рекламных бюджетов неизбежно…»

Средства массовой информации не останутся в стороне от кризиса

Недавно в Торгово-промышленной палате Нижегородской области прошел круглый стол, посвященный рекламной отрасли в период мирового финансового кризиса. Круглый стол был посвящен выработке комплексных мер, направленных на преодоление негативных последствий экономического кризиса в рекламной отрасли.

По словам генерального директора ТПП Нижегородской области Дмитрия Краснова, рекламная индустрия — один из первых сегментов рынка, который перешел к саморегулированию, а рекламное сообщество выросло «качественно, содержательно, интеллектуально». Однако 2009 год вызывает серьезные опасения. «Безусловно, мы должны понимать, что сокращение рекламных бюджетов неизбежно», — печально констатировал Дмитрий Краснов. Генеральный директор ТПП Нижегородской области, считает, что рекламное сообщество должно активнее продвигать свои интересы — те же законодательные инициативы.

Уже сейчас все участники нижегородского рынка рекламы жалуются на отсутствие долгосрочных договоров и уменьшение количества заявок на февраль-март 2009 года. Эксперты говорят, что падение рекламного рынка стало следствием кризисных явлений в других отраслях экономики. Так, одними из первых с кризисными явлениями столкнулись фондовый рынок, банки, страховые компании, сфера строительства и недвижимости, автопроизводители и автодилеры. На очереди, по прогнозам экспертов, фармрынок и ритейлеры.

Ситуация на рекламном рынке России остается весьма неопределенной. Есть два возможных пути развития: оптимистический — с ростом рынка на 5% в год и пессимистический — с годовым падением на 17,5%.Это так называемые пороговые значения — реальные данные будут где-то посередине между приведенными цифрами. Больше всего падение доходов затронет радиорекламу, меньше всего пострадает интернет-сегмент. Достаточно благоприятно выглядит и развитие телевизионного рекламного рынка. Но спад в рекламной отрасли неизбежен, вопрос только в том, насколько. На нижегородском рекламном рынке еще с августа-сентября наметилась тенденция к снижению расценок. Так, стоимость за минуту рекламного времени на центральных каналах «Первый» и «Россия» опускалась до 5000 рублей, на ТК «Волга» — до 2400 рублей, на телеканале «Сети-НН» нижний порог расценок находился на уровне 6600 рублей. И это объясняется не только падением спроса, но и настойчивыми требованиями рекламодателей о предоставлении дополнительных бонусов и скидок.

Директор филиала ГТРК «Нижний Новго­род» Назарий Зеленый напомнил ситуацию с демпингом цен на телевизионном рекламном рынке в 1998 году, когда «практически рухнул региональный рынок телевизионной рекламы». При этом последствия падения 1998 года ощущаются до сих пор: стоимость рекламы на ГТРК «Нижний Новгород» в два раза ниже по сравнению с другими регионами Приволжского федерального округа, например, с ГТРК «Самара» и др., хотя рейтинги у нижегородского канала на порядок выше. По словам Назария Зеленого, аналогичная ситуация наблюдается и с ноября прошлого года. «Это приводит к обрушению рынка», — заявил директор филиала ГТРК «Нижний Новгород». В свою очередь директор Нижегородского филиала компании «Gallery» (второй по величине оператор рынка наружной рекламы в России) Максим Кузнецов сообщил, что данный сегмент рынка также испытывает негативные последствия кризисных явлений. По его словам, рынок наружной рекламы — это, прежде всего, стабильная подпитка местных бюджетов. В связи с этим он предложил временное — на 2 первых квартала 2009 года — сокращение арендной ставки на одну треть для добросовестных участников рынка. По словам Максима Кузнецова, это была бы существенная поддержка со стороны властных структур.

Начальник отдела программ развития предпринимательства министерства поддержки и развития малого предпринимательства, потребительского рынка и услуг Нижегородской области Сергей Стешов затронул вопрос развития социальной рекламы. «В настоящее время этот сегмент рекламы ­стоит вне закона», — заявил г-н Стешов. По его мнению, это происходит по двум причинам: во-первых, отсутствие бюджета, во-вторых, обложение социальной рекламы налогами. По словам Сергея Стешова, рекламное сообщество всячески лоббирует изменения в Налоговом кодексе РФ, однако, к сожалению, эти изменения пока не приняты. Сергей Стешов сообщил, что в Нижегородской области готовится программа развития социальной рекламы, главная цель которой — системное развитие важнейшего сегмента рекламы.

Заместитель руководителя Нижего­род­ского УФАС России Сергей Смирнов сообщил, что в этом году в ведомстве ожидают увеличения количества жалоб как со стороны потребителей рекламы, так и со стороны компаний-конкурентов. По мнению Сергея Смирнова, это будет связано с сокращением рекламных бюджетов и борьбой за потенциальных рекламодателей.

Виктор Асмолов