09-02-09

Политика

Четыре стратегии Валерия Шанцева


Губернатор надеется на Москву и на народ

К началу 2009 года в Нижегородской области в экспериментальном порядке начали формироваться различные антикризисные стратегии, каждая из которых не лишена своих противоречий. На четыре из них укажем особо.

Первая стратегия — это сокращение управленческих структур, а именно — трёх ключевых позиций в правительстве области. Это было преподнесено как пример экономии на управленческом аппарате, однако последовавшие в начале года другие кадровые перестановки (в частности, назначение Михаила Грошева на должность директора департамента культуры областной администрации) скорее свидетельствовали о том, что происходит обычная номенклатурная перетряска аппаратных кадров, не более того.

Вторая стратегия — это получение федеральной помощи. В декабре 2008 года стало известно, что шесть нижегородских предприятий вошли в число тех, для кого будет гарантирована поддержка центрального правительства. Но оценить значимость и масштаб этой меры весьма трудно, поскольку не понятно, много это или мало? Интересно, сколько предприятий изначально планировало (если планировало) включить в этот список само нижегородское правительство и на каких основаниях?

Третья стратегия — это превращение Ниже­­городской области в «зону протекционизма». Одним из наглядных проявлений этой линии стала поддержка ГАЗом противоречивых мер федерального правительства по поднятию пошлин на ввозимые иномарки.

Продолжением той же логики стала кампания под лозунгом «Покупай нижегородское!», спонсируемая областными властями и напоминающая аналогичные инициативы «с мест» 1990-х годов. Тогда, помнится, они привели к тому, что страна стала распадаться на десятки экономических «островков», каждый из которых отгораживался от соседей чем мог. Вот и сейчас, по словам Геннадия Суворова, по некоторым позициям доля местных товаров на продовольственном рынке нашего региона доходит до 100%, и это расценивается как очевидный позитив. Правда, непонятно, как при такой постановке вопроса будут строиться отношения с соседними регионами: их продукцию мы к себе пускать не хотим, а свои брэнды на их территориях продвигать намерены.

А ведь ещё совсем недавно никого не удивляло, почему, например, на полках нижегородских магазинов в массовом масштабе продавался чеснок из… Китая (неужели ввозить его из Поднебесной было дешевле, чем покупать у местных агрофирм?). В этой ситуации беспокоит то, что областные власти одновременно стремятся к противоположным целям — и к интеграции, и к самообеспечению, в результате чего получается нечто среднее.

Cтратегия четвёртая выражается фразой «Тратьте больше!». Фактором, тормозящим выход из кризиса, Шанцев считает нежелание потребителей тратить деньги на приобретение товаров и услуг в «докризисном» масштабе, что и стимулирует производителей к поднятию цен. «Если у тебя есть деньги и нужна квартира, то иди и купи эту квартиру», — заявил губернатор. По сути, что в извечном конфликте производителей и потребителей глава области занял сторону первых, ни словом не упомянув об альтернативной антикризисной стратегии — а именно, о стимулировании бизнеса (строительного, торгового, сервисного и пр.) к снижению цен на его товары и услуги.

Из сказанного можно сделать один вывод: двумя важнейшими адресатами губернаторских антикризисных «посланий» являются центральное правительство и население региона. По сути, у тех и других Шанцев просит больше денег: от Москвы — через различные дотационные механизмы, а у нижегородских потребителей — через стимулирование их потребительских расходов, причём желательно на местные товары. «Послание», адресованное чиновникам, получилось неубедительным и расплывчатым. И, что самое печальное, ни в одной из стратегий мы не находим даже попытки хоть как-то сформулировать новую политику в отношении тех, кто составляет ядро региональной экономики — банков, промышленных предприятий, торговых сетей, транспортных компаний. А ведь именно от них зависит очень многое — от кредитов до сохранения рабочих мест на предприятиях. Конечно, во фразе губернатора о том, что «нам не на трехдневную работу надо переходить в условиях кризиса, а на шестидневную», при желании можно услышать косвенную полемику с руководством ГАЗа, но пока не очень понятно, так ли это на самом деле.

Суть проблемы, конечно, далеко выходит за нижегородские пределы, поскольку сейчас сложилась ситуация, при которой регионы реально будут конкурировать друг с другом за лучшие способы преодоления кризиса. В этом плане любопытным был субботний репортаж «Вестей» из Казани, смысл которого сводился к рассказу о том, как татарстанское руководство в союзе с «КамАЗом» и другими крупнейшими предприятиями республики старается избежать сокращения штатов и даже создаёт новые рабочие места. Интересно, сложилось бы столь же благоприятное впечатление у журналистов телеканала «Россия», если бы на обратном пути в Москву они заехали в Нижний?

Андрей Макарычев