№12 (1426), 09.02.2009

Политика

Дежавю в «Сером доме»

Назначение Алексея Ляпина вице-мэром по связям с органами государственной власти и местного самоуправления — это хороший повод поговорить о том, как делается политика в нижегородских коридорах власти.

Изящное решение

Когда в администрации Нижнего Новго­рода летом 2008 года под бывшего высокопоставленного сотрудника полпредства президента в Приволжском федеральном округе Михаила Грошева создали пост вице-мэра по связям с госвластью, было понятно, что это не деловое, а номенклатурно-политическое решение. Почти наверняка Грошева пытались устроить и в другие властные инстанции, но продавили его в мэрию Нижнего Новгорода. В целом, отношение к таким номенклатурным играм отрицательное. Но в итоге мэр областного центра из минуса получил плюс.

Что из этого вышло? Новая ставка вице-мэра была легитимизирована благородством Булавинова, из-за чего ряд СМИ обвинили мэра в слабости и нетвердости в противостоянии внутриэлитному давлению. Казалось, что после ухода Грошева в департамент культуры областного правительства, должность будет сокращена. Тем более что работа Михаила Грошева, мягко говоря, не была заметной. Но Вадим Евгеньевич назначает на должность вице-мэра давнего члена своей команды Алексея Ляпина. И это воспринимается как правильное кадровое решение. Если бы сейчас эта структурная единица создавалась с нуля, да еще под Алексея Ляпина, то шквала критики от оппонентов Вадима Булавинова было бы на порядок больше. Мол, губернатор Валерий Шанцев сокращает количество своих заместителей, а тут идет увеличение топ-чиновников в политических целях.

Не выборами едиными

Михаил Грошев никогда не входил в команду Вадима Булавинова и вряд ли имел возможность (да и хотел ли?) в нее вписаться. Другое дело — Алексей Ляпин, который давно входил в ближний круг главы Нижнего Новгорода. В 2005 году Ляпин покинул пост главы Комитета по управлению муниципальным имуществом, но это не означало, что между ним и Булавиновым произошел разрыв личного плана. Они продолжали общаться, Ляпина часто можно было увидеть в мэрии Нижнего Новгорода. В известной степени верно то, что возвращение Ляпина в Серый дом было вопросом времени и подходящего повода. Он появился, когда Грошева позвали порулить культурой в областное правительство. В политике, в особенности в непростые времена, самая дефицитная позиция — это даже не профессионалы, а те, кому доверяет первое лицо. Этим, собственно, и объясняется возвращение Алексея Михайловича в мэрию в новом статусе.

Логично задаться вопросом, кто такой Алексей Ляпин, зачем он нужен мэру Нижнего Новгорода? Ляпин по нижегородским меркам — очень сильный лоббист, мастер выстраивания отношений между элитными группировками, между чиновниками и бизнесом. Он не политик, если подразумевать под этим желание всегда и всюду избираться, он «делатель» политики, специалист в ней. Ляпин дополняет Булавинова, который не так уж легок в общении, особенно со своим ближним кругом. Нет никаких сомнений, что Алексей Ляпин улучшит политический фон вокруг мэра, при необходимости смягчит трения с кем-то. Почти для всех нижегородских (и не только!) элитных игроков Ляпин приемлем как переговорщик или посредник.

«Решение было явно свежим»

Немаловажно, что новый вице-мэр может сбалансировать и отношения внутри команды Булавинова собственно в горадминистрации. Опять же, если в этом есть необходимость.

Поэтому трактовка возвращения Ляпина в мэрию как шага, направленного на выборы 2010 года, слишком узкая. Алексей Ляпин давно перерос тематику выборов, пиарщиком он вообще никогда не был. Он может контролировать финансирование, политический тренд выборной кампании, но это больше относится к Ляпину семилетней давности. Сейчас это несколько другой человек.

Многие помнят в Нижнем Новгороде Сергея Воронова. Он тоже не был пиарщиком, хотя и не был чужд этого ремесла. Зато он занимался политическим сопровождением и работы мэрии, и выборных кампаний. У Воронова была репутация человека, который умел решать проблемы самого различного толка. Если можно было договориться, то он это делал.

При очевидных различиях между Алексеем Ляпиным и Сергеем Вороновым — они профессионалы одного амплуа.

Два политика в мэрии?

До сих пор в администрации Нижнего Новгорода был один политик — Вадим Булавинов. Сейчас политический функционал должности вице-мэра по связям с органами госвласти и МСУ наполняется реальным содержанием. Происходит это тогда, когда был признан крах политического блока в команде губернатора Шанцева. В политическом блоке регионального правительства действовал не только заместитель губернатора Сергей Потапов, но именно он олицетворял этот блок. Партократ старого закваса потерпел фиаско. Сейчас этот функционал возложен на руководителя аппарата губернатора и правительства Нижегородской области Анатолия Силаева. Это фигура той же старой формации, что и Потапов, только в еще более некоммуникабельном и жестком режиме. Силаев — это антипод Ляпина.

Потапов, Силаев и Ко, скорее, не консолидировали элиту вокруг главы региона, а выжигали площадку вокруг него. Видимо, эта линия получит дальнейшее усиление. В августе 2010 года заканчивается пятилетний срок полномочий губернатора, а это значит, что будут усиливать борьбу с потенциальными конкурентами, всех гасить, на всех искать компромат. Вряд ли в цене у Силаева будут какие-то компромиссные решения, работа с оппозиционерами. В этих условиях даже потенциальные союзники губернатора могут поостеречься близко к нему подходить, чтобы не оказаться под давлением или шантажом непримиримых шанцевцев.

Все это уже было и показало свою неэффективность: загонять в сторонники силой, убеждать работать за идею, которую почему-то никто не сформулировал, а все упирается в некую незаменимую личность.

Если нижегородский мэр назначением Алексея Ляпина сигнализирует элите о другом методе выстраивания внутриэлитных отношений, то это более реалистичный, разумный путь. А вообще, вводя пост «политического» вице-мэра, неплохо было бы наделить его соответствующими полномочиями.


точка зрения

Олег Кондрашов,
вице-президент «Опоры России», депутат Гордумы Нижнего Новгорода:

 

«Решение о назначении Алексея Ляпина на должность и.о. вице-мэра по взаимодействию с органами государственной власти и МСУ говорит о желании мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова опереться на преданные, проверенные годами сотрудничества кадры… Вадим Булавинов сделал выводы из «прихода-ухода» Грошева, а тот факт, что мэр не упразднил должность по взаимодействию с органами государственной власти и МСУ, можно расценивать как его ответ большинству скептиков и как доказательство необходимости такой должности. Я также считаю, что, назначая Ляпина одним из своих доверенных лиц, мэр как бы говорит о серьезности своих дальнейших намерений, перспективах плодотворной работы. Решение по Алексею Ляпину было явно свежим, так как было принято на следующий день после заседания городской Думы. В противном случае, думаю, оно было бы вынесено на обсуждение депутатов… С моей точки зрения, Алексей Ляпин как коммуникабельный и профессиональный человек будет полезен мэру и в вопросах максимально эффективного взаимодействия с депутатами городской Думы. Одним словом, это решение вполне можно назвать правильным и точным».

«Булавинову нужен человек, которому он может доверять»

Дмитрий Скворцов,
политолог:

 

«Пост вице-мэра Нижнего Новгорода по взаимодействию с органами госвласти и МСУ, который, как говорят, был создан для Михаила Грошева, на самом деле появился в условиях объективной необходимости. После перераспределения полномочий по распоряжению земельными ресурсами и изменением порядка прохождения инвестиционных проектов роль городской администрации в этих вопросах значительно снизилась. Тем не менее, ряд вопросов все равно решается городом, а не областным правительством. В этом смысле здесь важны две вещи. Во-первых, взаимодействие с областным правительством, и именно эту роль должен был исполнять Грошев. Во-вторых, знание истории вопроса, знание механизма, по которому происходит утверждение и прохождение инвестиционных проектов, вопросов выделения участков и т.д. В этом случае Алексей Ляпин, занявший пост вице-мэра после Грошева, как раз этой информацией хорошо владеет, и здесь его роль может быть достаточно активной. Понятно, что в такой чувствительной области Булавинову нужен человек, которому он может доверять — и с точки зрения рабочих отношений, и с точки зрения уверенности в его профессионализме».