09-02-24

Политика

«Фигурой мэра нельзя руководить «в ручном режиме»

Сергей Борисов, социолог:

Поскольку назначения и даже исход выборов (где речь идет об управляемых выборах) решаются «где-то там», «в горних сферах», никто ничего не может гарантировать, никто ни с кем ни о чем не договаривается. В свое время региональные и муниципальные организации приветствовали «вертикализацию» власти, однако теперь они столкнулись с ситуацией, когда их просто ставят перед фактом по кадровым решениям (в отличие от 90-х годов, когда шли активные договорные и переговорные процессы с региональными и муниципальными элитами, особенно крупных городов). Поэтому делать ставку на «журавля в небе» сейчас очень нерасчетливо.

Булавинов, может быть, и не самый лучший мэр в России, но уж точно не самый худший. Он набрал опыт, набрал вес. Он психологически вработался. Поэтому с его точки зрения пост главы Нижнего Новгорода — это даже не «синица в руке», это более крупная птица, пусть не журавль, но какой-нибудь, скажем, рябчик, то есть что-то вполне осязаемое. Таким образом, исходя из того, что других вариантов, тем более с гарантией, не существует, почему Булавинов должен искать счастья где-то еще?

То, что его заявление прозвучало именно сейчас, — неплохой тактический ход, поскольку какие-то люди и группы, которые могли бы планировать выдвижение соискателей на должность мэра Нижнего Новгорода, будут вынуждены считаться с желанием действующего мэра, который по определению становится фаворитом. Все остальные должны будут подстраиваться под него.

Предположение о том, что мэром города мог бы стать человек губернатора, я считаю несколько праздным. Мы знаем случаи, когда вполне лояльного человека продвигали на пост руководителя региональной столицы, и после этого возникали определенные трения, разногласия — просто потому, что для этого есть объективная почва.

Руководить городом, будучи марионеткой, невозможно. Главой крупного города просто по определению должен быть сильный человек с большим объемом полномочий, с большим объемом ресурсов, подвластных ему. Уже одно это делает фигуру мэра настолько весомой, что ей нельзя руководить «в ручном режиме».

Но не хотелось бы, чтобы предстоящие выборы вновь оказались безальтернтивными. Все-таки городу нужны выборы, нужна выборная кампания как время обсуждения своих проблем, стратегии развития, вариантов. А отсутствие альтернативы все это исключает или сводит к формальности.

«Обострять ситуацию Москва никому не позволит»

Александр Прудник, политолог:

Заявление Вадима Булавинова о решении участвовать в выборах мэра было достаточно взвешенным и хорошо рассчитанным по времени. Именно сейчас началось определение круга кандидатов, которые могли бы претендовать на пост мэра, в том числе и представителей конкурирующих политических центров.

Своим заявлением Булавинов послал им всем сигнал, что не собирается оставлять эту площадку для них, что он, используя свой потенциал и уровень поддержки среди нижегородцев, будет бороться за этот пост и наверняка его сохранит. Тем самым он заранее отсек те организационные, и в том числе коалиционные, переговоры и мероприятия, которые могли бы ослабить его политические позиции. Булавинов достаточно эффективен как мэр, пользуется высокой поддержкой, поэтому для серьезных соперников этот сигнал означает только одно — вкладываться в такое практически бесперспективное мероприятие, как попытка занять пост мэра, не стоит.

Что касается перспектив Булавинова на предстоящих выборах, то на сегодняшний день эти перспективы очень благоприятны. Для нижегородцев другого человека, которого бы они воспринимали как хозяина Нижнего Новгорода, просто-напросто не существует. Альтернативные, соперничающие с Булавиновым политические центры пока не выдвинули своих кандидатов.

Сам же Вадим Булавинов, заявив о своих намерениях, показал свою ближайшую перспективу, дав нижегородцам сигнал о том, что все те обещания, все те проекты, под которыми лично подписывался и которые лично гарантировал нынешний мэр, будут осуществляться.

Что же касается влияния на жизнь Нижнего Новгорода конкуренции двух центров власти — областной и городской администрации — в случае, если Вадим Булавинов продолжит работу на посту мэра, то надо учитывать, что центр власти уже в значительной степени смещен со стороны местного самоуправления в сторону областной власти. Многие полномочия и многие ресурсы, которыми ранее располагал мэр города, теперь находятся в ведении губернатора, поэтому реального функционального конфликта с точки зрения управляемости областью произойти не может, в виду разности возможностей этих двух руководителей.

Следует иметь в виду и то, что с учетом кризисности политической и экономической ситуации в стране именно сейчас демонстрация единства, отсутствие конфликта, конкуренции, в том числе и во время предвыборной кампании по выборам мэра будет для областной власти наиболее правильным подходом. Дело в том, что именно те региональные руководители, которые обеспечивают управляемость и стабильность в своих регионах, являются приемлемыми для федеральной власти.

В этой ситуации губернатору нужно обладать очень большой политической смелостью, чтобы вступать во время предвыборной кампании в конфликт с командой мэра, поскольку такой конфликт в президентской администрации будет однозначно воспринят как нарушение спокойного течения жизни в области, как нарушение политической стабильности. А это никому с рук не сойдет. Обострять ситуацию во время предвыборной кампании, указывая на какие-то недостатки и промахи в работе мэра, никому позволено не будет. В Москве внимательно следят за тем, чтобы образ власти сейчас сохранял достаточную привлекательность и не подвергался ни в коем случае дополнительному давлению — и без этого у власти сейчас достаточно проблем.

По материалам apn-nn.ru