№18 (1432), 24.02.2009
Среда обитания
Нижний Новгород как новый Париж
или Как провинциальную столицу с московскими масштабами планировали
Большие планы Александра Колонтая обошлись бюджету в тридцать миллионов рублей
Так уж сложилось, что обсуждение генплана Нижнего Новгорода до 2030 года проходило в театре «Комедия». Но ерничать по этому поводу не стоит, ибо всем присутствующим было совсем не смешно. Группки архитекторов у стендов с изображением нового Нижнего смотрелись, как стаи каких-то очень благородных птиц. Все обсуждали план, но осуждений не было слышно, и уже становилось скучно. Как вдруг доносится ворчливое: «Хотят из города сделать проститутку! Одни инвесторы на уме! И аэропорт давайте в Москву перенесем! О людях не думают».
Крупные инвестиционные проекты к нам приходят редко, да и масштабы далеко не такие, как хотелось бы. Но мысли продавать — да подороже — возникают, больно хорошо наше месторасположение. И новый Генплан ориентирован в первую очередь именно на такую вот куплю-продажу. Разработчики этого не скрывают. Напротив, заместитель генерального директора Научно-исследовательского и проектного института генерального плана города Москвы Александр Колонтай, которому поручили разработку нижегородского Генплана, всячески это подчеркивает: «Необходимо создать городу положительную репутацию на мировой арене. В первую очередь заинтересовать мировое сообщество, ведь это основной источник инвестиций. А будут инвестиции, будут и рабочие места. Конкурентоспособность в будущем — основная концепция». Что примечательно, до этого тот же НИИиПи разрабатывал план столицы — отсюда, видимо, и умение считать деньги.
«Экостолица с промышленным прошлым»
Конкурентоспособность не может возникнуть на пустом месте. Нужна какая-никакая изюминка. Тут в дело вступают пиарщики. Одна из основных идей Генплана — сделать из Нижнего Новгорода экостолицу.
Колонтай — человек умный, он уже все продумал. «Экостолицей становится город с промышленным прошлым», — объяснил он. При этих словах у журналистов вырывается тяжелый вздох, перед глазами глубокая воронка, символизирующая прошлое, на дне которой покоится «ГАЗ». К примеру. План поистине грандиозный: взять и вынести все заводы («ГАЗ», «НЗШВ», кондитерскую фабрику на Большой Покровской…) за пределы
города. Тем самым улучшить экологическую ситуацию в самом мегаполисе. Где будут эти пресловутые «за пределы», совершенно непонятно, Планом предусмотрен рост города во все стороны и под землю.
Идея экостолицы рассмешила в первую очередь присутствовавшего на на обсуждении директора экоцентра «Дронт» Асхата Каюмова. Во-первых, город непрерывно растет, каждые десять лет заводы двигать не станешь. Во-вторых, даже если от промышленных предприятий удастся избавиться, что будет происходить внутри самого города? Каюмов посетовал, что в Плане нет новых парковых зон, озеленение вообще не предусмотрено, а появление экотранспорта — перспектива настолько далекая, что волей-неволей начнешь в ней сомневаться. Итог — композиция под названием «рондо»: чтобы в город пришли инвесторы, необходимо сделать из Нижнего экостолицу. Чтобы сделать экостолицу, нужны деньги. А где их взять? Правильно, нужны инвестиции.
Когда столицы будут большими…
Значит, бог с ней, с экостолицей. Нижний Новгород до сих пор живет без статуса столичности, хотя все средства массовой информации давно именовали его и «столицей Приволжья», и «третьей столицей». Но вообще-то столицей можно стать в двух случаях: либо ты большой, либо ты богатый. С деньгами у нас пока не ладится, ибо магнит только один и его действие рассеивается по всему региону, а не концентрируется в Нижнем Новгороде. Остается стать самыми большими. Это не так сложно, как могло бы показаться. Всего-то надо объединиться с Бором. Споры по этому поводу ведутся постоянно и среди архитекторов, и среди чиновников, и среди представителей бизнес-элиты. У этой идеи множество сторонников. Главный их аргумент заключается в том, что большинство жителей Бора уже работает в Нижнем Новгороде. Если расширить границы города, включив в состав Бор, никаких новых сложностей не возникнет, ничего не изменится и в жизни самого города, за исключением статуса.
Однако и противников такой инициативы достаточно. В первых рядах сам градоначальник Вадим Булавинов. У него аргумент один, но железный: управлять такой громадиной элементарно тяжело. Плюс такими темпами в столицу скоро переберется вообще вся область, уверен профессор кафедры градостроительства ННГАСУ, бывший главный архитектор города Вадим Воронков. А это неминуемо ударит по селу. Сельское хозяйство у нас и так на ладан дышит, техника устаревает, молодежь, несмотря на все нацпроекты, на село работать не идет (раз в год объявляется один работящий парень, так про него все местные телекомпании снимают сюжеты). Животноводство, особенно частное, с каждым годом приносит все меньше денег. Фермеры жалуются, что молоко у них покупают за гроши, а на прилавках оно лежит уже по таким ценам, что у бабулек, когда те коров доят, при воспоминании о ценниках слезы на глаза наворачиваются. Настолько дёшево приходится им продавать свой труд по сравнению с окончательной ценой молока в магазине.
А теперь запланировано увеличить население города на 200-300 тысяч человек…
Схема развития улично-дорожной сети г. Нижнего Новгорода (по данным официального сайта Администрации Нижнего Новгорода admgor.nnov.ru)
Вообще-то, вымирание села не есть единственная проблема. Расширение границ и населения Нижнего Новгорода приведет к нежелательной миграции, считает Воронков. К нам хлынет волна выходцев из стран ближнего зарубежья и Азии. «Я не расист и не нацист, — говорит профессор, — но мы же все помним плачевный пример Франции, которая так стремительно и бесповоротно почернела».
Тем более что всё это множество селян и иммигрантов еще нужно где-то расселить. Но решение проблемы у разработчиков уже есть. Новый микрорайон вырастет в Сартаковской низине. Сейчас рядовой нижегородец и не знает, где такая располагается. Но вот когда, говорит мэр Вадим Булавинов, до нее от площади Горького начнет ходить скоростной трамвай (еще одно чудо техники!), все-то и узнают.
Впрочем, этот самый скоростной трамвай тоже вызывает сомнения. В Москве они почему-то не прижились, хотя и обходятся дешевле, чем метро, и время позволяют экономить. Почему так получилось? Колонтай не ответил, мэр тоже сказал что-то размытое: типа, другая специфика.
Горький под землей
Кстати, и площадь Горького, куда трамвайчик будет доставлять сартаковцев, должна ой как измениться. Тут возникли чуть ли не самые жаркие споры. Весь центр города по планам стоит превратить в парковку. Но одно жалко, уж больно места мало, поэтому решено было залезть и под землю.
Огромный паркинг должен образоваться и под площадью Горького, и под площадью Свободы, и под площадью Минина. Мэр на всех слушаниях отстаивал следующую позицию: парковку под площадями надо делать большую, чтобы все для жителей, но никаких торговых центров под землей муниципалитет не допустит.
Запланировано увеличить население Нижнего Новгорода на 200-300 тысяч человек, что приведет к нежелательной миграции
Когда одна из компаний-разработчиков под дивным названием «Снегири» заикнулась о том, что просто паркинг — это чистой воды благотворительность, желание сотрудничать со стороны муниципалитета было целиком и полностью потеряно. «Снегири» пожаловались журналистам на зашоренность и провинциальность муниципальных чиновников и ушли. Но, как оказалось, ненадолго. Ибо компанией они были московской, а у москвичей в наших краях есть мощный лоббист в лице губернатора Валерия Шанцева. Так что «Снегири» вернулись. Аккурат к обсуждению Генплана. А под площадью Минина теперь вместе с паркингом и торговым центром рискует появиться и ночной клуб.
Вся сила в кольцах
Новый Генплан пытается решить и основную проблему города на сегодня — транспортную. Нижний Новгород будет замкнут в кольца. Этот вариант особенно полюбился директору департамента градостроительного развития территории Нижегородской области Александру Бодриевскому. Три кольца будут проходить через город, причем, если первое пройдет по самому центру, то последнее как бы обведет город по его окраине. Правда, где будет находиться эта самая окраина, пока не ясно. Опять же непонятно: если Колонтай и его НИИиПИ разрабатывали проект Генплана города-героя Москвы, то почему транспортная проблема до сих пор не решена там? Вспоминается один убедительный московский таксист, считающий, что от пробок можно избавиться, только построив двух-, а то и трехэтажные трассы.
Теперь под площадью Минина вместе с паркингом и торговым центром рискует появиться и ночной клуб
Впрочем, и у нас не только трасс не будет, но и этажность зданий понизят. В центре Нижнего Новгорода высотность домов не должна превышать шесть этажей. Чуть дальше от центра в Нижегородском районе разрешат строить девятиэтажки, а в других районах станут постепенно появляться четырнадцатиэтажные здания. Что делать с высотками, которые уже существуют в центре, непонятно.
Сам План, между прочим, тоже обошелся недешево — в 30 миллионов рублей. И то, что в нем реально много нереального, чиновников заботит мало. А значит, и нам можно не беспокоиться, ведь, как и большинство инициатив, план, рассчитанный на 20 лет, рискует осуществиться только на бумаге.
Катерина Ленина