09-02-24

Политика

«Он согласен на медаль»

И отдавать её не собирается

Вырванные «с мясом» слова мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова об участии в следующих выборах главы областного центра я бы не назвал ни страшным (то бишь, хорошо продуманным) расчетом, ни страшным просчетом. Ну, сказал политик то, что от него хотели услышать, в первую очередь, журналисты, которые соскучились по громким заявлениям, а во вторую очередь — жители Нижнего Новгорода. Обычное дело. Но люди хотят, чтобы «перформанс» продолжался, так что об этом надо писать и говорить.

Ответ Чемберлену

Если действующий политик говорит за полтора года до плановых выборов о том, что он хочет удержать за собой нынешние позиции, это означает, что он чувствует себя уверенно и действует даже с позиции силы. Мэр Нижнего Новгорода полагает, что это заявление не вызовет аллергии земляков и будет поддержано большинством населения. Ничего в этом особенного нет. Примерно в том же ключе действует и губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев, который постоянно намекает на то, что он здесь как минимум надолго, как максимум — навсегда. В этом смысле мэр Нижнего Новгорода дает адекватный, четко артикулированный ответ: пока здесь Валерий Павлинович, я пост главы областного центра покидать не собираюсь.

Все эти заявления, на мой взгляд, не нужно рассматривать как клятвы на крови. Политика — это игровая деятельность, тут возможны, и даже порой необходимы, какие-то маневры, и не надо к этому относиться слишком серьезно. Никаких серьёзных выводов отсюда не следует, и те же губернаторские амбиции Вадима Булавинова отнюдь не снимаются с повестки 2010 года.

Но если все-таки обратиться к буквальному прочтению готовности действующего главы Нижнего Новгорода участвовать в следующей выборной кампании, то он больше набрал очков, чем потерял оные. Единственный крупный минус в том, что Вадим Булавинов дал понять: возможности Валерия Шанцева остаться на посту нижегородского губернатора достаточно велики. И даже этот вопрос предрешен уже сейчас, за полтора года до окончания срока его полномочий.

Этот крупный минус с лихвой компенсируется несколькими тактическими плюсами. Теперь ряд крупных, амбициозных фигур, видимо, откажутся от своих предвыборных проектов, которые могли планироваться в расчете на то, что Булавинов на третий срок точно не пойдет. Теоретически, затяжка времени с намеками от мэра Нижнего Новгорода могла привести к тому, что амбиции некоторых политиков нашли бы выход в тех или иных действиях, которые усложнили бы ситуацию в областном центре. Тут есть стабилизирующий эффект.

Заявив свои претензии на руководство Нижним Новгородом, Булавинов в известной степени успокаивает и областное руководство. Мол, «мне ордена не надо, я согласен на медаль». Но и эту медаль, то есть мэрство, он никому отдавать не собирается. В этом глобальный политический компромисс между областью и городом, которые нервно наблюдают друг за другом.

Кроме того, можно предположить, что Москва (администрация президента) — за сохранение статус-кво в Нижегородской области и Нижнем Новгороде. Вадим Евгеньевич, похоже, полагает, что федеральная власть и в перспективе видит его на посту главы областного центра. А это уже неплохо по нынешним нестабильным временам.

Свежий рецепт для МСУ

Нынешняя система не поощряет жесткую конкуренцию во время выборной кампании. Сейчас обычно выборы выигрываются до выборов. Если Кремль, а следовательно и Генсовет партии «Единая Россия», поддерживает кандидата, то ему остается победить коммуниста или «справоросса», что чаще всего проблем не вызывает. Допустим, что с Москвой Булавинов вопрос решит. Что становится самым актуальным? Как это ни странно, вопрос мотивации нынешнего главы Нижнего Новгорода. Все-таки речь идет о третьем сроке, а не о первом или втором. Некоторые эксперты, несмотря на достаточно успешную работу Булавинова с 2002 по 2008 годы, продолжают настаивать, что он, скорее, лидер, чем руководитель. С учетом вышесказанного второй раз приходится говорить о варианте, когда бы Вадим Булавинов после весьма вероятной победы на третьих подряд выборах занял пост лидера — главы местного самоуправления и председателя городской думы Нижнего Новгорода, который бы определял стратегию развития города. Текущей оперативной деятельностью занимался бы глава администрации — «человек Булавинова», который более замотивирован на управленческую работу, но по ряду причин не является избираемой фигурой. Тем самым, будет в мягкой форме сохранена преемственность власти в Нижнем Новгороде. Сам же Булавинов займет достаточно удобную позицию, чтобы в 2015 году (в возрасте 52 лет) атаковать губернаторскую высоту. Отметим, что Валерий Шанцев стал губернатором Нижегородской области в 58 лет.

Кстати, многие опытные главы городов и районов положительно относятся к такой схеме, которая до сих пор реализовывалась в несколько другом варианте: и глава МСУ, и глава администрации избирались городскими думами и земскими собраниями. А потом глава администрации чаще побеждал главу МСУ в политической борьбе благодаря функционалу и аппаратной мощи. Чтобы исключить двоевластие, борьбу за власть, нужно чтобы глава МСУ избирался на прямых выборах, имел неофициальный статус лидера, а не руководителя исполнительной власти.

Споры вокруг проекта Генерального плана развития Нижнего Новгорода до 2030 года показывают, что глава областного центра должен оставаться политической фигурой, способной отстаивать интересы города. Теперь очевидно, что в областном правительстве есть силы, которые без учета издержек, что называется, любой ценой готовы реструктуризировать Нижний Новгород, оставив свой след в истории на десятилетия. Мол, поучаствовали в формировании супергорода, до чего не дошли провинциалы. Нас подгоняют под вариант Москвы с ее центром, юго-западом и так далее. Вместо наших исторических Сормовского, Канавинского и других районов появятся Север, Юг, Восток и Запад (подробнее о новом Генплане — на страницах 16–17). Слабый мэр не устоит от этих шаблонных построений «а-ля Москва» без учета местной специфики.

И Генеральный план развития Нижнего Новгорода, и другие проекты являются инструментами Стратегии, которую будет проводить глава, избранный нижегородцами в 2010 году. Нынешняя стратегическая линия, ядром которой стало комплексное благоустройство микрорайонов, потеряет актуальность уже в 2011 году. Важно выработать новые приоритеты. Возможно, это решение транспортных проблем мегаполиса. Это еще раз подчеркивает желательность разделения стратегии и тактики в развитии Нижнего Новгорода. Сейчас мэр перегружен вопросами оперативного управления, а стратегию перехватывает областное правительство, которому важнее изменения ради изменений по образу и подобию, чем прагматизм и сохранение традиций.

Виктор Деменев