09-03-02

Общество

«Новый Генплан выглядит недоработанным»

В прошлом номере «Новой» в Нижнем» мы писали о новом Генплане Нижнего Новгорода. В этом — представляем вниманию читателей интервью с разработчиком предыдущего генплана, образца 1999 года, главным архитектором института «НижегородгражданНИИпроект» Юрием Карцевым.

— В 1999 году говорили, что документ принят как минимум на двадцать лет. Прошла только половина означенного срока, и городу требуется новый генплан или актуализация старого. Говорят, что это обусловлено наполеоновскими планами областных властей. Неужели ваш проект так быстро устарел?

— Актуализация генерального плана должна проходить как минимум каждые 10 лет. Если чаще — еще лучше. Нынешняя корректура связана с изменением экономической ситуации. Тогда было время экономического спада. Сейчас, даже несмотря на кризис, ситуация в экономике лучше, чем в 1999 году. Изменились и градостроительные тенденции. Десять-пятнадцать лет назад была ориентация на малоэтажное строительство, в связи с чем были распроданы многие земельные участки за Кузнечихой, в Ново-Покровском, Бешенцове и др. Сегодня же возобладало мнение, что в городской черте надо все-таки строить многоэтажные жилые дома. Но самое главное — реализация генплана 1999 года происходила неравномерно: допущено отставание от намеченных объемов по инженерной и транспортной инфраструктуре. Например, у нас не появились дороги, которые мы намечали.

— Вы не предполагали, что в городе появится такое количество автотранспорта или же все дело в том, что «хромает реализация» предыдущего генплана?

— И то, и другое. Предполагалось ежегодно строить в Нижнем Новгороде 7 километров магистральных дорог. Например таких как, продолжение улицы Ванеева, объездные дороги. Ежегодно планировалось вводить 1–2 и много­уровневые развязки. Но этого не произошло — за десять лет не построено ни одной развязки. Почему — вопрос не к нам. С другой стороны, мы прогнозировали увеличение количества авто на наших улицах в два раза. В итоге, получилось, что и дороги не построили, и поток автотранспорта увеличился в три раза.

— Я думаю, что разработчики генпланов других российских городов-миллионников оказались в такой же ситуации — мало кто мог предвидеть так называемый бум потребительского кредитования и резкое увеличении количества автомобилей…

— Совершенно верно. Тем не менее, чтобы решить проблему, пару лет назад мы разработали нормативы проектирования и размещения гаражей и автостоянок. Это довольно жесткие нормативы, которые, если их выполнять, помогут убрать машины с проезжей части. Другое дело — реальное строительство. Например, по улице Октябрьской парковок заложено значительно меньше, чем в проекте планировки «Октябрьского бульвара». («Центр международной торговли», «Лобачевский плаза»).

— В новом генплане предусмотрено перераспределение деловой активности в областном центре. Планируется строительство двух новых деловых центров в районе Стрелки («Стрелка-Сити») и площади Комсомольской — так называемое «Новое Канавино». Возникает вопрос, а согласятся ли с таким подходом сами деловые люди? Сегодня они живут преимущественно в престижной верхней части. Здесь же, как правило, и работают. А тут им придется «ехать с горы»…

По Генплану 1999 года предполагалось ежегодно строить семь километров магистральных дорог и вводить многуровневые развязки. Но этого не произошло. Почему — вопрос не к нам

— Речь идет о создании новых офисных зданий и деловых центров. Центральная часть города сегодня переуплотнена. В том числе и по рабочим местам. Поэтому создание таких центров деловой активности объективно необходимо в других районах города. Генплан 1999 года предусматривал такого рода действия. Сейчас заявлены несколько другие решения. Стоительство «Нового Канавино» предложено москвичами. Это амбициозный деловой центр с высотными зданиями. Однако у нижегородских архитекторов есть определенные сомнения на это счет. И связаны они главным образом с выносом предприятий, которые сейчас там расположены. Новые деловые центры должны быть равноценны по привлекательности площади Минина, Большой Покровской. Допустим, «Стрелка-Сити» планируется как место привлекательное как для деловых кругов, так и для туристов и рядовых нижегородцев. По сути, это культурный центр российского уровня. Предпринимателям будет престижно разместить свой офис не в историческом центре, где в большинстве случаев не подъехать ни пройти, а в центре европейского уровня. То есть деловые люди поедут не на пустыри, а в некую интересную социо-культурную среду, которая там будет создана.

— Централизация всего и вся — это вообще давняя российская болезнь. Интересно, а в советское и постсоветское время не предполагалось такого рассредоточения? Чтобы жители заречной части до сих пор не ездили в массовом порядке в «город» за покупками перед новогодними праздниками, блокируя напрочь движение?

— В каждом районе города в свое время предусматривались собственные «точки притяжения» жителей. Например, таким центром должна была стать Советская площадь, также и центры других районов. Пока этого не произошло, хотя генплан 1999 года предусматривал такое развитие событий.

— Согласно проекту нового генплана, в Нижнем Новгороде, возможно, вместо восьми районов появятся шесть округов. Конкретно — Борский округ, Центральный округ, в который войдут часть Нижегородского и Канавинского районов, Западный округ объединит Сормовский и Московский районы, Юго-Западный округ будет включать в себя Автозаводский, Ленинский и часть Канавинского района, Южный округ объединит Приокский и часть Советского района, Восточный округ — часть Нижегородского и Советского районов. Простой вопрос — зачем?

— Пока это только рекомендация. Здесь сочетаются географический принцип и принцип исторического развития. Например, Центральный округ видится разработчикам генплана как некий исторический район с отдельными задачами и, возможно, отдельным финансированием на поддержание памятников истории и культуры. Сегодняшнее деление во многом спонтанно. Возьмем, например, Нижегородский район как исторический центр города. Но сегодня район все больше вытягивается в сторону Кстова, где истории в этом смысле нет. Поэтому даже у самих жителей сегодня возникают идеи разделить район.

— Включение части Борского района в состав областного центра, видимо, продиктовано предполагаемой постройкой так называемого «Глоуб-тауна»?

— Речь идет об очень далекой перспективе. Развитие города за городской чертой связано с согласованием этого действа с прилегающими территориями. Это очень сложная процедура. И не скорая.

— Не могу не спросить, как новый генплан может сказаться на жизни предпринима­тельского сословия?

— Нижний Новгород развивается, как и все города с переходной экономикой. Везде картина одинаковая — сначала были ларьки и киоски, потом — торговые центры. Поэтому у нас все будет так, как это уже было в Польше, Чехословакии и других восточноевропейских странах. Так же, как и там, у нас будет меняться престижность районов проживания. То есть все больше людей сегодня стремятся построить жилье за городом. В новом генплане такая тенденция отражена, и земля под такое строительство зарезервирована. К чему готовиться? Для начала надо уяснить, что генплан — это документ, который носит прогнозно-рекомендательный характер. Хотя он имеет регламенты, которые нужно выполнять в обязательном порядке. Это, прежде всего, резервы для будущих дорог и соответствующей инфраструктуры. Сегодня бизнесмены, увидев пустую готовую территорию, зачастую сразу хотят там чего-нибудь построить. А по генплану эта территория отведена, допустим, под дорогу. Поэтому одна из задач генплана — обеспечить устойчивое развитие, не дать строить на перспективных резервных территориях.

— Складывается такое впечатление, что действующий генплан у нас все-таки нарушается. Или я не прав?

— Если говорить о генплане 1999 года, то свободные коридоры для строительства инфраструктуры, которые там намечены, сегодня на 90 процентов не заняты. Другое дело, что начинают возникать правовые вопросы, которые десять лет назад не были так резко очерчены. Допустим, будущие дороги проходят через сады. Но тут уже надо договариваться с жителями.

— В чем вы видите достоинства и недостатки генплана, подготовленного вашими столичными коллегами?

— Генплан пока выглядит недоработанным, хотя, возможно, мы не все видим из того, что сделано. Принципиальных недостатков мы не видим. Однако есть спорные моменты, вокруг которых сегодня идет дискуссия. Например, скоростной трамвай в центре Нижнего — он, скорее всего, невозможен по объективным причинам. Нас смущает очень большой список промышленных предприятий, которые должны быть вынесены за городскую черту. Возможно, за время обсуждения генплана будет достигнут компромисс в этом и других вопросах.

Сергей Анисимов