09-03-02

Экономика

Поддерживают как могут

Кризис не помешал росту энерготарифов

Энергетика в холодной стране — больше, чем просто отрасль экономики. В условиях кризиса нам всем обещали снизить тарифы на электрическую энергию. Обещания звучали с самых высоких трибун. Однако тарифы с января привычно взметнулись вверх. Примерно так у нас поддерживают бизнес в условиях кризиса. При этом говорят, что сами виноваты — не умеете энергию сберегать.

До середины 2008 года около трети предприятий обрабатывающей промышленности Нижегородской области внедряли энергоэффективные технологии в производство. Среди них — Горьковский металлургический завод, «Дзержинское оргстекло», ОАО «Выксунский металлургический завод» и ОАО «Волга». Это официальные данные.

Однако последствия мирового финансового кризиса привели к тому, что проекты по повышению эффективности использования энергоресурсов на большинстве предприятий были приостановлены. В настоящее время только два предприятия — «ВМЗ» и «Дзержинское оргстекло» — продолжают использовать энергосберегающие технологии. Тем не менее, областной министр промышленности и инноваций Игорь Сазонов выразил уверенность, что в конце 2009 — начале 2010 года количество предприятий обрабатывающей промышленности, использующих энергосберегающие технологии, в регионе возрастет до 60%. На чем основана эта уверенность? «Кризис показал, что на энергии, которую предприятие использует впустую, можно сэкономить. Сейчас компании ищут пути снижения затрат на производство, в том числе и благодаря повышению его энергоэффективности», — сообщил Сазонов. По его словам, использование энергоэффективных технологий позволит повысить конкурентоспособность предприятий, а значит, увеличится и спрос на продукцию. Однако главной проблемой остается затратность первоначального этапа перехода на энергосберегающие технологии.

Cейчас только два нижегородских предприятия продолжают использовать энергосберегающие технологии

Начальник группы инноваций и коммерциализации технологий ТПП Ниже­городской области Валерий Анкудинов подчеркнул, что перед народным хозяйством России стоит грандиозная задача по переводу электроэнергетики на рыночные отношения. Согласно нормативным документам, этот переход должен закончиться к 2011 году. Но видимо, не закончится. Переход на рыночные отношения в данной сфере осложняется последствиями мирового финансово-экономического кризиса. Или, говоря проще, время для перехода выбрали как специально. Но теперь пенять некому. Знай — отодвигай сроки.

«В электроэнергетике нам предстоит за пять лет пройти путь, который проходила Россия по другим видам товаров в течение 15 лет», — заявил Валерий Анкудинов. Он также отметил, что и к тарифной политике органов власти за прошедшие три-четыре года ­имеется множество вопросов. Анкудинов привел в пример рост тарифов для малых и средних предприятий, который в 2009 году по сравнению с 2006 годом составляет 60% — это пиковый тариф для зонного тарифного плана. «Причины такого различия широкой общественности промышленников не ясны», — отметил Валерий Анкудинов. Ну ничего, промышленникам не привыкать. И вообще, как говорил папаша Мюллер, ясность — одна из форм полного тумана.

В общем, надо экономить, коль тарифы опускать не дадут. В этих тяжелейших условиях особое значение приобретает деятельность промышленных предприятий по повышению энергоэффективности производства, снижению потерь и экономии энергии, в том числе и электрической, рациональное использование возможностей тарифных планов по снижению оплаты за потребленный товар. Основой мероприятий по повышению энергоэффективности, снижению энергоемкости промышленной продукции является квалифицированно проведенный энергоаудит предприятия. «К сожалению, за прошедшее десятилетие, ввиду относительной дешевизны энергоресурсов для отечественных предприятий, проблемам энергоэффективности, энергоаудита производства уделялось недостаточное внимание как со стороны органов власти, так и со стороны хозяйственников», — продолжил Валерий Анкудинов.

Другой вариант — альтернативные и возобновляемые источники энергии, которые позволяют увеличить объемы производства энергии без увеличения расхода топлива, вредных выбросов и парниковых газов. «Малая» энергетика — это быстро растущий сектор экономики, способный удовлетворить потребности нового строительства, а также привлекать значительные и быстро окупаемые инвестиции. А куда деваться, ветряки — дело проверенное.

Промышленники планируют обратиться в региональное правительство с предложением разработать концепцию снижения к 2020 году энергоемкости валового внутреннего продукта промышленных предприятий не менее чем на 40% по сравнению с 2007 годом. Иначе, нижегородская промышленность, которая, в основном, отличается повышенной энергоемкостью, может просто погибнуть. Капитаны производств так надеялись, что кризис заставит власти пойти на снижение тарифов. И просчитались. Власти научились вещать с высоких трибун о поддержке реального сектора. На деле же снова возрождается курс на удушение промышленного производства. А что забыли власти, за них доделает вездесущий кризис.

Сергей Анисимов