09-03-10

Общество

Акулы пера vs. цепные псы демократии

Нижегородские журналисты пройдут испытание на благодарность Кремлю

Правительство Нижегородской области намерено оплатить стажировку региональных журналистов в «РИА Новости», о чём рассказал губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев. Губернатор лично осмотрел newsroom и пообщался с сотрудниками агентства. «РИА Новости» — современное мультимедийное агентство, у меня остались самые благоприятные впечатления от его посещения», — поделился мнением губернатор. «К сожалению, пока мы не можем себе позволить создать такое в Нижнем Новгороде, но мы направим журналистов, чтобы они научились так же работать. Нижегородские журналисты работают хорошо, но после стажировки будут работать еще лучше», — добавил Шанцев.

Кроме того, губернатор сообщил, что он рассмотрит вопрос о целесообразности выпуска газеты «NN News» по аналогии с газетой «Moscow News», которая выпускается на базе холдинга РИА Новости. «В последнее время иностранные инвесторы уделяют много внимания Нижнему Новгороду, и эта газета может быть полезной», — отметил Валерий Шанцев.

Мнения по поводу противоестественной зависимости от власти высказывают эксперты АПН-НН.

«Никто не заставляет журналистов расписываться кровью в лояльности к власти»

Ольга Носкова, депутат Госдумы, «Единая Россия»:

Это очень правильный ход правительства Ниже­городской области. Союз журналистов на своем уровне давно пытается наладить учебу и переподготовку журналистов, начиная от больших телевизионных компаний и кончая районными газетами. И то, что правительство Нижегородской области будет посылать наших журналистов на стажировку в лучшие журналистские организации Москвы, это очень здорово и будет очень востребовано. В журналистском сообществе любое повышение квалификации рассматривается очень позитивно. Я не так давно перестала быть руководителем телекомпании и помню, какими, к сожалению, не очень подготовленными приходят молодые люди в нашу профессию.

Если бы нашлись такие финансовые возможности, чтобы те newsroomы, которые существуют на федеральных телекомпаниях в Москве, приобретали еще и наши компании, было бы совсем здорово. Что касается конкретно телевидения, то с развитием цифрового вещания возрастут возможности и востребованность региональных вещателей. К сожалению, кризис мешает нам готовиться к этому, но все равно наша перспектива — именно в этом.

Не стоит опасаться, что журналисты, подготовленные на выделенные областным правительством средства, будут менее объективными — думаю, никто не заставит их кровью расписываться в том, что после повышения квалификации они обязуются «да и нет не говорить, черное и белое не выбирать». Ничего подобного! Эти вещи невозможно связать между собой — повышение квалификации и верноподданничество по отношению к региональному правительству.

Что касается планов создания «NN News» по аналогии с «Moscow News», то если у нас в регионе количество иностранных инвесторов не будет уменьшаться, несмотря ни на какой кризис, то, безусловно, такое издание будет востребовано. И то, что этот вопрос обсуждается, что такое решение собираются принимать, свидетельствует о том, что у Валерия Павлиновича Шанцева и у правительства Нижегородской области позитивный взгляд на перспективы выхода из кризиса и мы по-прежнему надеемся на то, что инвесторы будут любить Нижегородскую область, как начинали ее любить до кризиса.

«Областная администрация не может пожаловаться на отсутствие информационного потенциала»

Александр Прудник, социолог:

Областная администрация не может пожаловаться на отсутствие информационного потенциала. Даже те телекомпании, которые не принадлежат правительству региона, всегда с удовольствием его поддерживают. Наша власть всегда являлась главным источником новостей и информационных поводов. То есть с точки зрения информационного обеспечения своей деятельности она находится в очень благоприятном положении. С этой точки зрения у нее вообще нет никаких проблем.

Проблема есть только одна — и она касается креатива и работы тех структур, которые должны информационно обеспечить ее деятельность. Если у тебя нет таланта, если твой информационный продукт являются неконкурентным, неинтересным, тебе ничего не поможет. Проблема не в числе телеканалов, не в технических средствах, не в ресурсах, а в головах тех, кто освещает деятельность областной администрации.

«Нижегородское правительство должно определиться с приоритетами»

Галина Клочкова, директор школы, «Справедливая Россия»:

Внятной политики государства, а, следовательно, и региона, и муниципальных органов в отношении средств массовой информации просто нет.

С одной стороны, говорится, что СМИ, получающие подачки от государства, неважно, что это — прямое финансирование или гранты, не могут быть независимыми, и это, вроде бы, господствующее мнение. С другой стороны, есть мнение, что никакой независимой прессы в принципе быть не может, потому что частные холдинги или СМИ полностью зависят от воли их хозяев, которые так или иначе выражают некие иные общественные и политические тренды и манипулируют общественным сознанием, а отнюдь не являются независимыми.

В результате мы имеем один-един­ствен­ный источник более или менее разноплановой и разностильной информации — это интернет. Все остальное на что бы мы ни посмотрели — единое информационное пространство, которое считается благом для стабильного существования государства, оборачивается болотом или пустыней, где нет-нет, да и промелькнет интересный, обаятельный и образованный нижегородский журналист, который очень быстро становится добычей федеральных СМИ.

Вот и вопрос — что происходит с информационной политикой, что мы никак не можем определить ее цели? Если они связаны с созданием интересного и полезного для людей информационного пространства, в котором есть все — и интеллектуальная составляющая, и эмоциональная поддержка, и красивые картинки, и объективные информационные программы, оперативно освещающие разного рода события, — если мы говорим об этом, то тогда цель — создать конкуренцию в журналистской среде.

Важно не то, кто является хозяином того или иного средства массовой информации, а то, кто является его редактором и что за журналисты там работают. Такого обсуждения мы ни разу не слышали и всерьез об этом не говорили, потому что выводы, очевидно, могут оказаться неутешительными. Сколько раз уже происходило даже на серьезных и важных, сполна и щедро финансируемых телевизионных площадках информационных ляпов, сколько появлялось неудачных программ, которые даже не должны ни с чем конкурировать, поскольку они профинансированы.

Если цель правительства Нижегородской области — создать в условиях кризиса некую устойчивость на этом рынке — это одна работа, один список мероприятий (система грантов, покупка лежащих на боку СМИ и так далее).

Но могут быть и гораздо более долгосрочные цели. Например, вместе со СМИ, которые действительно являются посредниками между властью и людьми, переводчиком, если хотите, который разъясняет разные действия власти, воспитать в этой среде суперпрофессиональных журналистов — дотошных, компетентных, способных добиваться истинных ответов на вопросы. Если цель такова, то нужно говорить, каким образом лучше, через какие конкурсы, через какие поощрения отдельных журналистов мы должны идти. Особенно это важно для муниципальной и региональной системы средств массовой информации, потому что люди, которые здесь живут, которые знают жизнь изнутри, должны быть, на мой взгляд, даже профессиональней тех людей, которые работают на федеральных телеканалах, поскольку любое их слово может кардинально изменить жизнь человека, особенно в маленьком городке.

Средств для стажировки нижегородских журналистов в Москве нужно очень много. Вопрос в том, каким образом мы удержим журналистов здесь, насколько это будут интересные проекты, создаваемые молодыми амбициозными специалистами. Ведь это все у нас было в 90-е годы. Телевидение было интересно смотреть, особенно местное. Может быть, стоит пойти именно по этому пути, тратить деньги на поддержку конкретных людей, делать из них предмет нашей гордости.

Это же касается и нижегородского варианта «Moscow News». Или, скажем, нижегородского варианта ток-шоу «Честный понедельник». Эти проекты останутся всего лишь проектами, если в них не будет ярких, интересных, харизматичных ведущих, редакторов и корреспондентов. Правительство должно определиться с приоритетами: что все-таки важнее — количественные показатели, либо поддержка талантливых людей.