09-03-10

Политика

Неудачное знакомство

Политический обозреватель «Новой» в Нижнем» Виктор Деменев — о новой книге про нижегородского губернатора

В книжных магазинах Нижнего Новгорода появилась книга «Валерий Шанцев. Отложенное знакомство». Возникает закономерный вопрос — кто и зачем навязывает нам знакомство с человеком, с которым мы весьма хорошо знакомы?

Имя автора — Вадим Иванов — мне ни о чем не говорит. Скорее всего, это псевдоним. И автор правильно сделал, что спрятался за «Ивановым-петровым-сидоровым». Ибо книга-то плохая. По большому счету, Вадим Иванов только нанес вред главному герою повествования Валерию Шанцеву. Автор с первых строк решил ошеломить читателя всенародной славой своего персонажа. Он начинает с подслушанного разговора на одной из улиц Перовского района города Москвы.

«— Скажите, пожалуйста, как пройти к памятнику войнам-интернационалистам?

— Пойдете прямо, слева будет Павлинья гора, за горой через сто метров — памятник.

— Какая гора?

— Павлинья.

— Там что, павлины живут?

— Нет. У нас тут был в свое время председатель исполкома. Его Павлиныч звали. Так это он ее насыпал, чтобы зимой снежный городок для детей построить…»

Это явно надуманный разговор, в ходе которого один из собеседников напрочь забыл, откуда и зачем он идет. Но дело не только в этом. Совершенно непонятно, с иронией или с почтением назвали гору Павлиньей. Ведь автор книги забыл уточнить — построил ли «Павлиныч» для детей снежный городок? Гору он насыпал — это понятно, а насчет детского городка — непонятно. Но как же это похоже на нашего губернатора: он готов горы свернуть или насыпать, а потом на этом месте пшик!

Столь же непонятно и дальнейшее содержание книги. Ясно только одно — автор написал книгу на основе разговоров на борту Боинга-747, который доставил Шанцева и Иванова в США и обратно в Россию. Возникает вопрос — а за чей, собственно счет Иванов слетал в Штаты в совместную командировку на три дня? И почему Иванову никак не удалось переговорить с Шанцевым в Москве или Нижнем Новгороде? Книга, написанная на основе бесед в Боинге, почему-то напомнила мне рекламный ролик Чубайса, Немцова и Хакамады в салоне авиалайнера, после которого СПС недосчитался голосов на выборах…

дословно

«Получается, что Шанцев был «запрограммирован» на то,чтобы вернуться во власть, а значит, это был лишь вопрос времени. Оставалось оказаться в нужное время в нужном месте»

??

«Переехав в Нижний Новгород я сразу убедился в том, что у губернаторов власти нет. Каждый город управлялся сам по себе, каждый район — сам по себе. Земля — у муниципалитетов, градостроительная политика — у муниципалитетов. А губернатор должен всех мирить, улыбаться, пожимать всем руки, быть эдаким представителем. Губернатор мог вообще ни за что не отвечать…»

??

«Что сегодня не нравится мэрам некоторых наших городов? Раньше их никто не трогал, не требовал результата… А я так работать не привык, поэтому те городские и районные власти, которые излишне «расслабились», я пытаюсь встряхнуть…»

??

«Меня очень растрогал один эпизод, случившийся во время празднования Дня города. На сцену выбежала женщина, обняла, расцеловала меня и прямо в микрофон сказал: «Павлиныч, сделай нам маленькую Москву». Я рассмеялся и ответил: «А почему Москву, может, сразу большой Париж?».

Вадим Иванов «Валерий Шанцев. Отложенное знакомство»

Теперь об основном персонаже книги. Иванов пытается представить дело так, что Валерий Шанцев отнюдь не счастливчик, не баловень судьбы, а человек, жизнь которого развивалась по принципу «не было бы счастья, да несчастье помогло». Не сбылась его мечта стать летчиком, не исполнилось его желание делать производственную карьеру, но он стал «человеком власти», пройдя комитет комсомола, партком, райком, горком…

На самом деле, никакого другого пути у Шанцева и быть не могло — только чиновник. Его производственная деятельность в чем-то даже комична. Автор подробно объясняет, как Валеру Шанцева поставили мастером на место заболевшего работника. Во время его деятельности работники низших разрядов перевыполнили планы в два раза, а работники высших разрядов изрядно недовыполнили план. Шанцев в соответствии с этим начислил им заработную плату, что вызвало конфликт и в цеху, и на заводе. Мораль сей басни, видимо, такова — Шанцев умеет ценить труд и способен разбудить стремление к труду у начинающих работников. На самом деле, Шанцев показал явное непонимание целей и задачи производства. Кому нужно перевыполнение плана на одном участке? На всех участках нужно перевыполнить план, и тогда будет больше продукции, а так — это работа на склад, перевод материалов и не более того. Шанцеву нужно было показать начальству, что задание можно выполнить меньшим числом работников, а за счет этого увеличить им премии…

Что касается значимых эпизодов жизни Валерия Шанцева, то они в основном известны широкой публике. Например, в книге косвенно подтверждается факт конфликта с Юрием Лужковым в последние годы работы Шанцева в Москве. Известно и то, что деятельностью Шанцева по поддержке ГКЧП в августе 1991 года занималась прокуратура. Вряд ли прокуратура занималась Шанцевым плотно — скорее всего, она искала подкоп под первого секретаря горкома Прокофьева. В ином случае он вряд ли спокойно бы относился к тому, что люди из его окружения используют прокуратуру даже против неугодных журналистов.

В то же время в книге есть информация, которая противоречит известным фактам. Так, в книге говорится о том, что Шанцев приметил аж трех возможных преемников на посту губернатора Нижегородской области. Известно, что в конце 2007 года он говорил о том, что ему повезло меньше, чем Путину, у которого есть Медведев. Шанцев, дескать, не видит в своем окружении людей, которые готовы его заменить. Не было ни одного преемника, а тут сразу три! Не перебор?

Читая диалоги Иванова и Шанцева, не узнаешь Валерия Павлиновича, не слышишь его голоса. Это означает, что его речь сильно редактировалась или фильтровалась. А кому это интересно, когда личность подменяют скучно-правильным нечто? Разве это знакомство? Это отложенная лакировка, округление реально неоднозначной фигуры с множеством острых углов. В общем Шанцева «при знакомстве» я не признал.

Виктор Деменев