09-03-10

Экономика

Рискованная авантюра

или Как потратить бюджет

Похоже, именно благодаря политическим амбициям губернатора Валерия Шанцева бюджетную политику Нижегородской области в 2009 году иначе как авантюрной не назовёшь. Не исключено, что в результате пострадают десятки лучших подрядных организаций, будут обмануты ожидания сотен тысяч нижегородцев. А все дело в том, что Шанцев решил действовать по принципу «или грудь в крестах, или голова в кустах». К сожалению, ему не перечат ни председатель регионального парламента Виктор Лунин, ни новый

В результате внесения изменений в областной бюджет на 2009 год плановые доходы уменьшены на 14 млрд рублей, а плановые расходы на 13 млрд рублей. В итоге дефицит областного бюджета составил примерно 7 млрд рублей. А предельная величина бюджета при плановом уровне доходов не может превышать 8,3 млрд рублей. Вроде бы мы укладываемся в рамки, которые диктуются Бюджетным Кодексом РФ. Однако высшие должностные лица областного правительства признают, что примерно 5–6 млрд рублей составляют скрытый дефицит бюджета. 83-миллиардный план по доходам именно на эту величину, скорее всего, не будет выполнен. Именно поэтому отвергнуты некоторые попытки депутатов еще немного увеличить дефицит бюджета Нижегородской области.

Последовательность политики губернатора теперь представляется весьма сомнительной. В 2006 году он декларировал идею бездефицитного бюджета, сейчас же проводится рискованная бюджетная политика. В чем ее риски? В доходы закладывается сомнительная сумма в 5–6 млрд рублей. Это средства, которые должны пойти на областную целевую программу развития социально-экономической инфраструктуры. Дальше ситуация будет развиваться следующим образом. Уже прошли конкурсы на строительство объектов, вовсю идут работы, в том числе и на средства подрядчиков. И вот в течение года им вдруг объявят, что бюджетных средств на добрую половину строек нет. Перед подрядчиками возникнут долги областного бюджета, которые неизвестно когда погасят. Впрочем, губернатору Валерию Шанцеву и правительству не привыкать. Вот отрывок из эксклюзивного интервью главы региона газете «Труд»: «Собирались в январе получить сверхплановые 1,5 млрд рублей и направить их на строительство, например, метромоста. Не получили. Но ведь организации, которые собирались строить метромост, тоже на них рассчитывали. Теперь срочно перестраиваются — думают, где найти другие заказы, чтобы платить людям зарплату».

«Новая» в Нижнем» неоднократно писала об этих пресловутых полутора миллиардах. В итоге, губернатор Валерий Шанцев открыто признал, что обязательства перед метростроителями не были выполнены — их оставили их без зарплаты за ударно выполненную работу. Репутационный ущерб очевиден. Но есть, похоже, и более серьёзные ситуации. Месяц-другой назад проскочила информация о том, что остался долг перед строителями за… нижегородский цирк в размере 500 млн рублей. Получается, что в такой ситуации скоро окажутся еще десятки подрядчиков. О какой инвестиционной привлекательности Нижегородской области можно говорить, если здесь коммерческие структуры сталкиваются с таким отношением?

Делается это вполне сознательно. Губер­на­тора спрашивают: «А почему в условиях кризиса не прекращается строительство Дома правительства на территории Кремля? Почему бы не остановить строительство физкультурно-оздоровительных комплексов?» Он отвечает, что строительные организации заключили договоры на поставку оборудования, стройматериалов, зачастую сделали это на собственные средства. Мол, если их остановить, они через суд заставят правительство возобновить стройки. А разве не то же самое произойдет на объектах из программы развития социально-экономической инфраструктуры, не обеспеченных доходами областного бюджета? Заметим, что в большинстве регионов России главы сократили программы строительства до нуля, чтобы не подставлять подрядчиков, как это произошло у нас с цирком, с метромостом.

Строителям у нас вообще периодически не платят. В январе-феврале они ничего не получили из бюджета. Именно поэтому строительство физкультурно-оздоровительных комплексов идет так ни шатко, ни валко. Чтобы читатели знали, укажем причину того, что ФОКи строятся не шесть-семь месяцев, как предполагали условия контрактов, а по полтора года. Финансирование строительства даже в докризисный период шло в большими задержками. По этой причине ФОКи не будут сданы в 2009 году — их откроют в лучшем случае в середине 2010 года.

Однако губернатор Шанцев упорно настаивает на строительстве тринадцати ФОКов, хотя при этом сокращено строительство детских садов и школ на сумму 1,3 млрд рублей. ФОКи остались в плане строительства на 2009 год, хотя они не вписываются в декларируемую областным правительством идеологию. Во-первых, их готовность ниже 30%, во-вторых, почти нет шансов, что они будут сданы в 2009 году. При этом понятно, что Валерию Шанцеву кровь из носу нужно показать московскому Кремлю, что даже в условиях экономического кризиса ФОКи строятся, пусть даже с опозданием.

Депутатов программируют то, что надо, дескать, выступить с позиции «ни шагу назад», чтобы не секвестировать областной бюджет еще раз. За подобными лозунгами — политические интересы губернатора Валерия Шанцева

Депутатам Законодательного собрания Нижегородской области четко и ясно сказали, что доходы в 5 млрд рублей не гарантированы. Что в этой ситуации делают разумные парламентарии? Они предлагают правительству составить перечень объектов, которые попадут под сокращение в случае, если этих 5 млрд рублей не будет в доходах региона. Уже было некоторое сокращение программы развития, которое было проведено без участия депутатов. Почему бы им не посмотреть совместно с правительством, что подлежит сокращению на втором этапе — ФОКи и Дом правительства или еще ряд школ и детских садов?

Вместо этого депутатов программируют на другое: надо, дескать, выступить с позиции «ни шагу назад», чтобы не секвестировать областной бюджет еще раз. Клич из уст депутата Михаила Веселкина больше не сокращать бюджет в этом году прозвучал — ну и что? Можно подумать, что депутаты сейчас рванут искать дополнительные доходы, которые не заметили ни в областном правительстве, ни в областной налоговой инспекции. За подобными лозунгами — политические интересы губернатора Валерия Шанцева, который хочет в августе 2010 года выглядеть красиво перед президентом Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным. Мол, нижегородский губернатор к Сочи-2014 торопится подготовить сильных спортсменов, запуская каждый год десяток-другой ФОКов.

Разве эта логика губернатора Ниже­городской области Валерия Шанцева непонятна председателю регионального парламента Виктору Лунину? Понятна. Но он готов принять любую логику губернатора. В том числе и абсурдную. Так, председатель ЗС НО Лунин полностью поддерживает не только крупные проекты Валерия Шанцева, но и достаточно мелкие. В частности, в областном бюджете на 2009 год вдруг заложили 80 млн рублей на покупку частной телекомпании. При этом не находится 35 млн рублей, чтобы закрыть строящийся контур дзержинского перинатального центра. Видите ли, Виктор Лунин на днях в составе делегации во главе со спикером Совета Федерации посещал Швейцарию. Оказалось, что все 56 телеканалов в Швейцарии государственные, а частного телевидения там нет. И вдруг выяснилось, что председатель Заксобрания — рьяный сторонник государственного телевидения. Он жаждет видеть, как комбайны бороздят бескрайние поля, чего на частных телеканалах не увидишь. Видимо, Лунин забыл о тех временах, когда у нас было только государственное ТВ, и комбайны показывали много. Мы не против показа комбайнов, а против демагогии. Да и в Швейцарию мы за счет покупки одной частной телекомпании не превратимся.

При обсуждении изменений в областном бюджете почти незамеченной осталась еще одна немаловажная деталь. Известно, что в девяностых годах власти и крупные нефтяные компании договаривались о сумме налогов не по экономическим показателям, то есть по закону, а «по понятиям». Насколько договорились — настолько и заплатят. Считалось, что при президенте Владимире Путине эти порядки ушли в прошлое. Теперь все определяют не договоренности, а результаты экономической деятельности хозяйствующих субъектов. И вдруг Валерий Шанцев заявляет о том, что одна крупная нефтяная компания планирует заплатить в областной бюджет в 2009 году почти 3 млрд рублей, тогда как в 2008 году она заплатила около 9 млрд рублей. Дабы показать свою крутизну в решении крупных бюджетных вопросов, губернатор заявил о том, что он ведет переговоры. Их цель состоит в том, чтобы налоговая компания заплатила налоги в размере прошлого года. Возникают вопросы: а эти 6 млрд рублей уже заплачены в бюджет области или пока нет? Эти договоренности, наверное, даже можно считать потенциально коррупционными — когда можно договориться по-разному и за счет этого что-то получить лично… Мы что — опять вернулись в девяностые, когда законы и экономические результаты ничего не значат, а в ходу понятия и закулисные договоренности власти и бизнеса?

В этой системе координат очевиден и отход правительства области, и депутатов ЗС НО от экономической логики при принятии бюджета. Все действуют из некоей политической целесообразности, которая устраивает только одного человека — Валерия Шанцева. По-моему, мы стремились всё же к другому.

Виктор Деменев