09-03-10

Политика

Слухи о влиянии «Единой России» преувеличены?

В понедельник по горячим поствыборным следам и.о. секретаря политсовета НРО партии «Единая Россия» Александр Косариков рассказал РИА «Время Н», что «итоги выборов показали — доверие к «Единой России» растет, несмотря на неблагоприятную ситуацию в экономике». «Люди надеются на будущее, а его они связывают с политикой ведущей партии страны». Говоря о результатах, полученных «единороссами» в других регионах РФ, Косариков отметил, что «очень трудно корректно сравнивать итоги выборов, поскольку их масштабы были разными», однако, по его мнению, «планка, поднятая в Нижегородской области, достаточно высока». Парадоксальный партийный оптимизм на фоне катастрофической социологии оценили эксперты ПОЛИТ-НН.

«Население демонстрирует недоверие власти»

Владислав Егоров, депутат ЗС НО:

Явка избирателей на довыборы в Закосбрание Нижегородской области оказалась провальной. Очевидно, что это демонстрация недоверия населения власти, которая организует выборы, которая сегодня руководит регионом.

«Единая Россия» сумела добиться потрясающе низкого результата за всю прежнюю историю — ее кандидат получил поддержку восьми процентов избирателей, живущих в Автозаводском округе. Вот такой уровень доверия сегодня у партии власти.

Наверное, к этому следует относиться именно так, поскольку не пришедшие 88% избирателей, а также те, кто проголосовал против кандидата от партии власти, очевидно, выразили таким образом свою позицию, свое неприятие того курса, той политики, которая проводится сегодня этой правящей силой.

Я думаю, что если кризис повлиял на исход выборов, то пока еще, к сожалению, повлиял в сторону хоть и минимальной, но поддержки «Единой России». Дело в том, что от «Единой России» официально был выдвинут кандидат от профкома «ГАЗа». Население, работающее сегодня на автозаводе, находится в подвешенном состоянии, они то работают, то не работают, то их отправляют в отпуска и т.д. В этой ситуации люди просто выразили желание сплотиться, возложить свою надежду на представителя «ГАЗа» (тут не о партийной принадлежности шла речь), чтобы уж совсем не потерять работу, чтобы завод не развалился и действовал. Ведь эти страшилки постоянно циркулируют в СМИ. Поэтому если кризис повлиял на мнение граждан, то именно в эту сторону.

Думаю, что если бы прошло еще несколько месяцев, то тут уже реальная кризисная ситуация заставила бы людей задуматься о своем личном будущем, а не руководствоваться каким-то искусственными, надуманными мотивами, которые извне «приживляются» в их сознание. Я думаю, реальное влияние последствий кризиса на выбор граждан ожидает нас впереди.

«Партийная политика — это салонная игрушка»

Александр Прудник, политолог:

«Заявление Косарикова сделано в общем контексте общей установки, которую задает центральное руководство партии. Ее установка, в первую очередь, направлена на то, чтобы поддержать статус и ресурс тех политиков, которые жестко связали свое нынешнее положение и будущий статус именно с партией «Единая Россия».

В условиях кризиса, в условиях, когда отдельные сегменты общества заняты тем, что обеспечивают свое собственное выживание, влияние никаких партий, никаких политических организаций, заведомо расти не может. Политика, особенно политика партийная, особенно в той форме, которая у нас существует в России, — это салонная игрушка, которая очень хороша и очень к месту в спокойных условиях, условиях очень комфортных, когда все остальные острые насущные проблемы в обществе почти решены и особо никого не раздражают. В ситуации же, когда на первый план выходит вопрос физического выживания, вопрос обеспечения повседневной деятельности, повседневной жизни, всякие политические игры, всякие политические проблемы уходят на второй, третий и даже десятый планы. Последнее, что волнует сейчас общественность в России, — это статус партий «Единая Россия», или КПРФ, или ЛДПР, или любой другой. Всех интересует только одно: каков будет уровень безработицы, сократят мне или не сократят зарплату, потеряю я работу или нет, отправят меня в неоплачиваемый административный отпуск или нет.

Вот это является реальностью, а при этой реальности единственное, что интересует каждого человека, — это его собственный ресурс, ресурс фирмы или организации, с которой он связан, и ресурс государства. И именно в период кризисов роль, влияние и престиж государства резко возрастает, поскольку государство становится единственной надеждой на разрешение кризисной ситуации, единственной надеждой на помощь. Партия здесь даже близко не стояла.

Кому сейчас нужны партийные функционеры, какое они имеют влияние, каким весом они обладают? Да никаким. Сейчас влиянием и весом, реальной властью обладают те, у кого есть экономические ресурсы, те, кто может обеспечить инвестиции, те, кто может обеспечивать приемлемый уровень безработицы, кто может предоставить рабочие места. Все остальное — просто тени на стене, никому не интересные.

Поэтому сейчас и для президента, и для правительства, и для элиты важны только те люди, которые располагают реальными экономическими ресурсами. А поскольку партии, в том числе и «Единая Россия», и вся эта группа партийных функционеров и партийного аппарата, ничего из себя не представляют (они лишь потребители ресурсов, а не «добыватели» и даже не владельцы), то их вес, их влияние, а главное — их престиж в глазах элиты — стремительно падают. Они просто-напросто превращаются в клоунов, которых выпускают на экраны телевизоров, поскольку надо же чем-то заполнять эфирное пространство. Естественно, что им ничего другого не остается, как рассказывать друг другу о том, как растет их влияние.

Встает вопрос, на что они влияют? Оказывается, они не имеют влияния вообще ни на что, — их просто не существует. Но поскольку есть необходимость в демонстрации того, что наш дом является приличным и в нем все, как в приличном доме — есть и горничная, и привратник, есть люди, которые обеспечивают достойное представительство этого дома в глазах приличных соседей, — то политическую жизнь обозначать надо. Для обозначения политической жизни и приспособлены люди, которые иначе больше ни для чего не нужны.

Поэтому эта игрушка, на которую будут выделяться какие-то средства, хотя и минимальные, все еще будет действовать, она все еще будет использоваться. Но это именно игрушка. Именно поэтому ни один приличный человек, у которого есть собственный ресурс, например, премьер-министр Путин, или президент Медведев ну никак не захотели марать свое имя членским билетом «Единой России».


реплика

2009-й: начало мистерии

Об особенностях кризисного политпиара

Надо сказать, что ни «ГАЗ», ни «Единая Россия» особо тратиться на кампанию своего кандидата — Евгения Морозова — не стали: первые признаки предвыборной активности появились лишь за две недели до голосования и получили свое воплощение в виде маленьких плакатиков, на которых изображен довольный, улыбчивый, глянцевитый Евгений Морозов, которого, как наглядно свидетельствуют плакатики, никоим образом не коснулись никакие тяжести жизни в виде экономического кризиса, массовых сокращений работников «ГАЗа» и недавнего самоубийства коллеги. Нет горечи в улыбке, нет мрачности во взгляде — сладкий, как леденец, лакированный и гламурный. Должно быть, и долгов по ипотечным кредитам не имеет.

Следующая трата на эту беспрецедентно незатратную кампанию случилась 23 февраля — всем в почтовые ящики рассовали открытки-поздравления с якобы личной подписью Евгения Морозова. С изображением святого Георгия Победоносца, пронзающего копьем автомобиль «ГАЗ».

Думается, многие ожидают, что нечто вроде того, что изображено на этой открытке, все-таки случится. Думается также, что многим уволенным с «ГАЗа», а также их близким после взгляда на эту открытку стало легче. Может быть, даже захотелось поместить ее прямо в красный угол. Удивляет только, что данная открытка кем-то ведь была утверждена (всё-так инитересно — кем?), одобрена, распечатана тиражом 545 тысяч экземпляров и рассована по почтовым ящикам.

КПРФ также воспользовалась почтовыми ящиками и бесплатно снабдила избирателей специальным выпуском своей газеты. Правда, газету читать сложно, так как она представляет собой бесконечные колонки мелкого печатного текста, практически не разбавленного фотографиями, а заголовки у нее, прямо скажем, отнюдь не интригующие. Кроссворда и гороскопа нет, так что массовому читателю прямо-таки не на что бросить свой взгляд.

Еще один игрок на этом поле — ЛДПР — также через почтовые ящики снабдил избирателей не открыткой и не газетой, а листочком формата А4 с черно-белой расплывчатой фотографией своего кандидата, его краткой биографией и призывом поддержать ЛДПР. Все вместе взятое убралось на одной стороне. Ёмко. Лаконично.

В общем, ни логики, ни здравого смысла, ни делового подхода в этой кампании не наблюдалось. И даже малейшего рвения нет. Пренебрежение по одну сторону. И по другую.

Олег Мансуров
по данным polit-nn.ru