09-03-10
Экономика
Врут или недоговаривают?
По официальным данным — в Нижегородской области безработица пока не вышла из берегов
Нижегородские предприятия до июля планируют, так сказать, высвободить шесть тысяч работников. Об этом на заседании трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений сообщил руководитель управления федеральной службы занятости населения по Нижегородской области Владимир Якин. Вывод, который делают на этом основании чиновники, — «ситуация не критическая». О чем можно доложить «наверх». Однако даже если ситуация «не критическая» сегодня, нет никаких гарантий, что она не станет критической завтра.
Кого же в первую очередь увольняют работодатели? Как свидетельствует статистика, 65% высвобождаемых работников имеют низкую или среднюю квалификацию (слесари, токари). Сокращению среди специалистов подверглись только 10–12%. Среди увольняемых около 15% составляют пенсионеры. Порядка 60% увольняемых — женщины.
В процессе «высвобождения» работников имеются интересные нюансы. Например, когда наши люди узнали, что размер пособия по безработице увеличен до 4900 рублей, многие срочно побежали вставать на учет на биржу труда. В некоторых социальных группах считается, что это хорошие деньги. Но максимальный размер пособия достался далеко не всем, а только наиболее высокооплачиваемым сотрудникам. Вывод — поменьше слушайте пропаганду на телевизионных каналах. Вернее, относитесь к сказанному критически.
В настоящее время социально-допустимый показатель безработицы в 2%, который установил федеральный центр превышен в трех районах Нижегородской области: Тонкинском, Сосновском и Павловском. Как известно, в этих районах базируются предприятия «Группы «ГАЗ» и поставщики комплектующих для автомобилестроителей. Так что все логично. Еще в 19 районах уровень безработицы составляет ровно 2%. Менее 1% уровень безработицы в Нижегородском и Советском районах Нижнего Новгорода, в Ардатовском районе Нижегородской области и в Сарове. Грубо говоря, «белые воротнички» и примкнувшие к ним по неизвестным причинам ардатовцы.
Число официально зарегистрированных безработных в Нижегородской области по данным на конец февраля составляет почти 25 тысяч человек. По сравнению с октябрем 2008 года число безработных увеличилось в 2,5 раза. Уровень безработицы в Нижегородской области составляет 1,4%, по стране — 2,3%. Властям есть чем гордиться. Они и гордятся. Хотя в чем тут их заслуга — непонятно. Да, директорам предприятий, которые собрались увольнять персонал, приходится объясняться в нижегородском кремле. Нужно сначала доказать членам рабочей группы при губернаторе целесообразность сокращения людей. Можно, конечно, уволить работников без оглядки на власть. Но ругаться с чиновниками никто не желает — себе дороже. А тем руководителям, кому надо по объективным причинам сокращать людей, но они этого стоически не делают, обещают всяческих благ в виде тех же кредитов. Так формируется хорошая статистика по безработице, за которой с недавнего времени пристально следят в Кремле московском. Например, за последние две-три недели в регионе «наблюдается некоторая стабилизация на рынке труда». Характерный пример — ГАЗ. На днях стало известно, что примерно четыре тысячи сотрудников Горьковского автозавода будут на 3–6 месяцев привлечены к общественным работам за 10–11 тысяч рублей в месяц. Губернатор говорит, что таким образом сохранятся кадры. Дескать, чтобы не получилось, как в девяностые, когда все ушли торговать, а когда понадобились люди в заводских цехах, работать было некому. Возможно, это и метод смягчения кризисной ситуации. Однако, на мой взгляд, до объемов докризисного производства ГАЗу предстоит шагать не один год. Если, вообще, эти объемы будут когда-нибудь восстановлены. Однако пришло указание держать людей до последнего — и их будут держать. Потому что ГАЗу дали и еще дадут много бюджетных денег. В обмен на неувольнения. Другим предприятиям денег не дали. Но тоже пригрозили санкциями. Потому что губернаторов сегодня оценивают в Москве главным образом по этому показателю. 25 февраля Валерий Шанцев встречался с премьер-министром Владимиром Путиным. И первым делом доложил о нижегородском рынке труда. Вот как это выглядело, если верить стенограмме встречи, предоставленной пресс-службой областного правительства.
В. Шанцев: «Порядка 700 предприятий сообщили нам о своем намерении сократить численность работающих где-то на 14 тысяч человек. Безработица у нас была одна из самых низких. Сейчас 1,2%.
В. Путин: А была?
В. Шанцев: «Была 0,46% — приблизительно в три раза возросла. Но все равно, мы считаем, что это еще контролируемый уровень. У нас 19 тысяч безработных и 15 тысяч вакансий».
Если разделить 700 (предприятий) на 14 тысяч (человек) получается, что в среднем увольняют 20 человек на каждом предприятии. Цифры вполне благопристойные. Соответствуют ли они истине? Лично мне верится с трудом. По словам губернатора, в регионе создана специальная комиссия по контролю за процессом сокращения работников предприятий. Которая, как утверждается, осуществляет ежедневный мониторинг предстоящих и состоявшихся увольнений. Возможно, это и так. Однако федеральные СМИ на днях озвучили информацию, согласно которой Нижегородская область входит в число регионов, которых больше всего коснулся кризис и которые вскоре почувствуют на себе прелести так называемой массовой безработицы. Как говорил незабвенный Штирлиц, что-то тут не сходится. Нам или врут или недоговаривают. А скорее всего, занимаются и тем, и другим одновременно.
Сергей Анисимов