09-03-16
Политика
«Единоросская» карусель
или Закат звезды вручную
Как нижегородские «единороссы» решают свои кадровые вопросы! Одно загляденье. Политические оппоненты нервно курят в стороне, пока «медведи» крутятся на карусели отставок и назначений. Крутятся с прошлого года. Кого-то уже заметно подташнивает, кто-то слетел с аттракциона, а кто-то усиленно жмет на педали.
Александр плюс…
Предпраздничный день 6 марта принес нижегородским «единороссам» долгожданный — аж с августа прошлого года — подарок. И не только дамам. Генсовет партии наконец-то назвал имя того, кто рекомендуется регионалам в секретари политсовета «Единой России». Это имя носит депутат Законодательного собрания Нижегородской области, председатель экологического комитета Александр Тимофеев. Восьмимесячное, почти доношенное решение партийного руководства, вызвало сдержанный восторг вокруг новоиспеченного вождя. Понятно, что процесс вынашивания кандидатуры проходил сложно, и попытки узнать, кто же именно явится нижегородским «единороссам», были безуспешны.
Началось все еще в прошлом году, когда лояльный губернатору лидер нижегородских «единороссов» Сергей Некрасов оказался замешан в историю с продажей Облсовпрофом здания Дворянского собрания в центре Нижнего Новгорода по бонусной цене. Скидками на особнячки заинтересовались правоохранительные органы (и интересуются поныне, так и не объявив миру результаты следствия и многочисленных оценок). Среди сочувствующих голосов однопартийцев, которые отказывались верить в причастность своего лидера к незаконным действиям, в адрес секретаря Некрасова раздавались глумливые реплики типа «Дайте два!», «Я бы тоже купил!» и «Я пошел сушить вам сухари!». В противоположном лагере отчетливо нарисовались немелкие фигуры депутатов Государственной думы Александра Хинштейна и Романа Антонова, а также мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова. Они выиграли ту схватку — в августе прошлого года Сергей Некрасов написал заявление об уходе на профсоюзную работу и осиротил отделение «Единой России» на долгие месяцы. Нижегородское отделение попало в черный список у высокого «единоросского» руководства — как допускающее пятна на партийной репутации. Началась битва двух лагерей за своего секретаря.
Кандидатское меню было на любой вкус. Любителям старых проверенных рецептов и постненького предлагался исполняющий обязанности секретаря НРО партии Александр Косариков, который уже был лидером «единороссов» до Евгения Люлина, оставив ему в наследство полный развал. Пресновато смотрелся депутат ЗС Валерий Анисимов, оставивший пост зампреда регионального парламента по состоянию здоровья. Зато был полон пикантности министр промышленности Нижегородской области Николай Сатаев, прославившийся тем, что в должности главы Канавинского района засыпал выход из платного туалета вместе с посетителями. Был и облитый вареньем амбиций председатель «единоросской» фракции в Заксобрании Александр Вайнберг. Депутат Городской думы Нижнего Новгорода и ресторатор Олег Кондрашов подавался как блюдо, не принадлежащее ни к одной политической кухне. Словом, выбор был. И Генсовету помогли склониться в сторону компромиссной фигуры — Александра Тимофеева. Теперь каждому предлагается найти в нем изюминку.
Вообще, фигура Тимофеева не столь однозначна. И хотя новости о его одобрении распространила в пятничный предпраздничный вечер именно пресс-служба Александра Хинштейна, не стоит сразу поднимать фужер за проигрыш губернаторского лагеря в битве за секретаря.
Вайнбергу мешало желание угодить двум «единоросским» лагерям: заслужить одобрение губернатора и оставаться
на дружеской ноге с его оппонентами
Политическая карьера Александра Тимофеева началась с поражения. Осенью 2005 года он баллотировался при поддержке «Единой России» и в частности Александра Вайнберга в нижегородскую Гордуму по Московскому одномандатному округу №15. Выборы он проиграл опытному коммунисту Владимиру Паченову, также оказавшись за чертой отсечения в партийном списке. Весной 2006 года стало ясно, что отдельным товарищам, кому не повезло с Гордумой, партия дает второй шанс – включает в список кандидатов в депутаты регионального парламента. И Тимофеев оказался в их числе. Строчка была проходимой. С тех пор о законотворческих достижениях Тимофеева не было ничего слышно. Зато он унаследовал отделение партии Московского района от Алексея Боброва, возглавившего исполком НРО партии. Настоящий взлет начался год назад, когда Тимофееву достался комитет Заксобрания по экологии и природопользованию. В этом депутатском счастье угадывается рука депутата Госдумы Романа Антонова, который остался неравнодушен к продвижению своих соратников по старой доброй «Российской партии пенсионеров» и отдавший свое кресло зампреда в ЗС НО Ольге Сысоевой. Ее председательство в комитете перешло к Александру Тимофееву. Радеющий за комитеты руководитель фракции «единороссов» Александр Вайнберг, конечно, не был против — у него уже имелся опыт поддержки Тимофеева, к тому же сыграло роль желание жить в мире со всеми «единоросскими» силами. В ноябре прошлого года Александр Тимофеев без скандала был избран в президиум политсовета НРО «ЕР», что проделать без шума на той конференции не удалось почти никому. Особые заслуги Тимофеева не оглашались, но именно он стал одним из делегатов ноябрьского партийного съезда в Москве.
Выбор его кандидатуры Генсоветом партии Тимофеев воспринял «не как очередную медаль», а как «огромную ответственность». И он прав. Теперь ему очень понадобятся навыки эколога-золотаря (и золото тут, поверьте, ни при чем), чтобы разгрести все то, что скопилось в региональном отделении. Один только результат на довыборах в региональный парламент по Автозаводскому одномандатному округу 1 марта чего стоят — за «Единую Россию» проголосовало около 8% от общего числа избирателей.
Впрочем, помимо Александра Тимофеева, заниматься спасением регионального отделения будут его заместители. На пост первого заместителя Генсовет рекомендовал депутата Заксобрания Валерия Антипова. Просто заместителем рекомендован его коллега Александр Сериков. Сразу чувствуется тяжелая рука Романа Антонова. Уравновешивать этих деятелей будут прошанцевские заместители — спикер регионального парламента Виктор Лунин и первый заместитель руководителя аппарата губернатора Артем Кавинов. Вообще очень забавно эти двое господ оказались на одном уровне. Хотя, возможно, спикер парламента для губернатора — это тоже почти сотрудник аппарата, кивающий и счастливый. Радует, что губернатор отрядил все же аппаратчика, а не гардеробщика или водителя.
Голосование по кандидатурам может пройти в течение ближайшего месяца.
…и Александр минус
Не успев успокоиться от приобретения, на этой неделе региональное отделение «Единой России» понесло потери. Сложил с себя полномочия руководителя фракции в региональном парламенте Александр Вайнберг. Закат этой звезды пришлось проводить буквально вручную. Десяток депутатов-«единороссов» написали жалобу на скучную фракционную жизнь. Мол, решения партии, лично Владимира Владимировича и Дмитрия Анатольевича не обсуждаем, в спасении планеты от финансового кризиса не участвуем даже в масштабах региона, заседания фракции проходят формально. Также обидно «единороссам» стало оттого, что далеко не все председатели комитетов ЗС НО входят в совет фракции — мол, создал Вайнберг там кружок по интересам. Письмо написали, расписались, кому хватило смелости, и отправили высокому партийному начальству. Многое хочется отдать за счастье видеть лица начальства от очередного фокуса нижегородских «единороссов». Однако была прислана московская комиссия, которая должна была удостовериться, что действительно все так плохо, как жалуются депутаты. Комиссия удостоверилась.
Вообще, неизвестно, насколько было скучно на заседаниях фракции, а вот уже на парламентских заседаниях скучно не было. Вайнберг, словно сокол, следил из президиума за репликами «единороссов». И когда кто-то, пусть даже очень авторитетный в области финансов или чего-то другого, позволял себе роскошь иметь собственное мнение, лидер фракции вслух напоминал о партийной дисциплине. И фракция голосовала как надо, не замечая компетентного коллеги. Впрочем, были случаи, когда фракция выходила из-под контроля Александра Вайнберга, обнажая внутренние противоречия и конфликты, а также отсутствие у лидера фракции должного авторитета.
Вообще, иметь авторитет среди однопартийцев после того, как губернатор в присутствии прессы назвал Вайнберга нехорошим словом (а такое было), трудно. И все же именно Вайнберг помог Валерию Шанцеву «свалить» спикера регионального парламента и вождя нижегородских «единороссов» Евгения Люлина, при котором отделение «ЕР» пережило настоящий Ренессанс. Это были великие времена: «единороссы» щелкали по носу губернатора Геннадия Ходырева, окучивали регион передвижными стоматологическим кабинетами и вообще являлись реальной политической силой. Региональный парламент был настоящим противовесом губернатору, полноценным и деятельным. И вот теперь настало время уйти тому, кто положил могильный камень на тот великий период в жизни «единоросского» отделения.
Кроме всех этих достижений, Вайнбергу однозначно мешало желание угодить двум «единоросским» лагерям: заслужить одобрение губернатора и оставаться на дружеской ноге с его оппонентами. За такую неопределенность пришлось расплатиться — ведь он остался без покровительства.
Интересно, что в качестве официальной причины ухода с поста руководителя фракции Вайнберг указал свою занятость на посту зампреда спикера ЗС НО. Неужели он не почувствовал, что этот пост ему не оставят? «Единороссы» уже обсуждают, как подвинуть его в рядовые депутаты. В регламенте пост лидера фракции не связан с зампредством, а потому формально Вайнберг может оставаться в президиуме парламента. И покинуть это место он может только добровольно, получив на это согласие простого большинства депутатов. Словом, мы еще можем стать свидетелями драмы. Хотя вот Люлин, которому пришлось расстаться не только с постом лидера нижегородских «единороссов», но и со спикерством в парламенте, все перенес достойно. Представляю, как было трудно ему, который не бросал своих, наблюдать за погибелью всего того, что он создавал.
Фракцию «единороссов» может возглавить спикер Виктор Лунин — фигура мягкая и лояльная. Забавно, но раньше губернатор Шанцев считал неудачным сочетание руководителя фракции и спикера в одном лице. Возможно потому, что этим лицом был энергичный и авторитетный Евгений Люлин. А вот фигура Лунина губернатора устраивает. Устроит ли такое решение фракцию — пока неизвестно. Все же достижения Лунина несравнимо более значимые, чем у Вайнберга. И все же заметно, как «единороссы» тоскуют по былому величию. До чего их доведет эта тоска?
Андрей Пономарев