09-03-16

Политика

Эволюция регионального парламента

Почти по Дарвину, только наоборот

Последнее заседание Законодательного собрания Нижегородской области показало, что любые надежды на то, что областной парламент в 2009–2011 годах обретет силу, иллюзорно. Можно прямо сказать: причина слабости ЗС НО заключается в партийном принципе его формирования.

Скованные одной цепью

Известно, что половина депутатов регионального парламента в 2006 году избирались по одномандатным округам, а другая половина — по партийным спискам. И силу нового принципа формирования ЗС НО, и по ряду других причин, из 50 депутатов только 19 работали в созыве 2002 года. Анализ показывает, что из 31 новых депутатов практически никто не проявил себя на уровне опытных народных избранников. А ведь прошло уже три года функционирования Заксобрания нынешнего созыва, и, вроде бы, пора новичкам полностью адаптироваться к законотворческой работе. Кто выделяется на общем фоне в ЗС НО? Это Александр Шаронов, Александр Сериков, Ольга Сысоева, Николай Шкилев, Виктор Лунин, Николай Пугин, Александр Косовских. До недавнего времени активно работали Роман Антонов (избран в Государственную думу) и Евгений Люлин (перешел на работу в Москву). Тут можно акцентировать внимание на двух особенностях. Во-первых, всё это депутаты из числа опытных, работающие в ЗС НО второй и более сроки. Во-вторых, почти все они, за исключением Пугина и Сысоевой, избраны в одномандатных округах. Из новых депутатов выделяется, пожалуй, только Виктор Сопин, который также избран в одномандатном округе. Изначально подавали надежды депутаты Александр Табачников, Дмитрий Малухин, Владислав Егоров, но они так и не дотянули до «звезды» Заксобрания. Есть перспективы у депутата Евгения Лебедева, которого прочат в спикеры ЗС будущего созыва. Вот и все.

Эксперты считают, что некоторые депутаты оказались скованы партийной дисциплиной во фракции «Единой России», что сказалось на реализации их политического потенциала. Так, Малухин, Табачников, да и Сопин тоже, остановились после перехода из «Российской партии пенсионеров» в «Единую Россию».

Парламентские потери

Мало кто обращал внимание на эволюцию регионального парламента в течение этих последних трех лет. Обратим внимание на следующий факт. В марте 2006 года руководящий состав ЗС НО был следующим: спикер Евгений Люлин и его заместители Роман Антонов, Николай Карманов, Валерий Анисимов. Никого из этой четверки в президиуме Законодательного собрания не осталось. В известной части проводилась линия на ослабление областного парламента, когда ЗС НО-2006 лишилось политического лидера, Евгения Люлина, и одного из неформальных лидеров, Романа Антонова. Сейчас руководящий состав Заксобрания значительно уступает по силе и влиянию, например, президиуму ЗС НО прошлого созыва — Люлину, Цапину и Карманову. Нынешний председатель регионального парламента Виктор Лунин не проявил себя политическим лидером, который мог бы непублично спорить с губернатором Валерием Шанцевым, отстаивать свою точку зрения. Рабочий заместитель председателя Ольга Сысоева сильно уступает Александру Цапину и не сильнее Николая Карманова. Бывший ещё совсем недавно партийным заместителем спикера Александр Вайнберг несколько дистанцировался от законо-творческой работы, сосредоточившись на представительских функциях.

Сейчас руководящий состав Заксобрания значительно уступает по силе и влиянию президиуму прошлого созыва.

И нынешний председатель Виктор Лунин не проявил себя политическим лидером

За три года работы ЗС НО-2006 по разным причинам сменилось руководство четырех комитетов и комиссий. Владислава Егорова вытеснили как коммуниста, Иван Скляров скончался, Ольгу Сысоеву избрали заместителем спикера, Ольга Носкова стала депутатом Госдумы. Ни одна из замен не была равноценной.

Так получилось, что периодически кто-то выходит из состава ЗС НО, а взамен появляются новички, которым нужно время, чтобы органично вписаться в состав Заксобрания. Помимо упомянутых Ольги Носковой и Ивана Склярова, как минимум четыре депутата, избранных в марте 2006 года, выбыли из состава ЗС: Роман Антонов, Иван Никитчук, Николай Рябов, Владимир Куприянов. Это тоже, пусть и небольшой, но дестабилизирующий фактор. А ушли очень серьезные и влиятельные люди. Допустим, Иван Скляров — экс-губернатор, с большим опытом работы в Совете Федерации. Или Иван Никитчук, который два созыва проработал в ГД, отлично разбирается в вопросах промышленности и ядерной энергетики…

Кого лоббируем?

Постепенно «лицо» регионального парламента приобрело невнятное выражение. Что имеется в виду? Почти нулевой лоббистский потенциал Заксобрания. Де-юре есть комитет по аграрным вопросам, но единственным влиятельным лоббистом сельскохозяйственной сферы является Николай Шкилев. Даже председатель ЗС НО Виктор Лунин, ранее входивший в состав аграрного комитета, занял тут выжидательную позицию.

Многие помнят, что в ЗС НО-2002 в первый год работы было не только противостояние антиходыревцев и ходыревцев, но и разделение на теплоэнергетиков и промышленников. Сейчас в Законодательном собрании полно представителей топливно-энергетического комплекса и монополий: Игорь Щеголев, Сергей Ковезин, Игорь Литяк, Андрей Спирин, Владимир Привалов, Сергей Козырев. А вот промышленное лобби ослаблено до минимума. Николай Пугин и Юрий Старцев фактически отошли от дел, соответственно на ГАЗе и АПЗ. Скончался другой представитель ГАЗа — Владимир Куприянов, хотя в начале марта ему избрали замену — проф­союзника автозавода Евгения Морозова. Ольга Сысоева ушла с завода «Красная Этна». Ивана Склярова тоже можно было бы считать лоббистом промышленности. В принципе, промышленное лобби ЗС НО-2006 в разы слабее, чем в ЗС НО-2002, где за промышленность могли замолвить слово и некоторые главы городов и районов. С определенной долей иронии сделаем вывод о том, что даже медицинское лобби сильнее промышленного в индустриальной Нижегородской области — в Заксобрании аж четыре медика! Впрочем, это не гарантировало здравоохранению какое-либо приоритетное направление.

Справедливости ради отметим, что лоббисты в ЗС НО все-таки есть. Например, депутат Владимир Жигалов лоббирует развитие технопарков, особых экономических зон и так далее. Но он это делает не столько благодаря статусу депутата, сколько за счет того, что является советником губернатора Нижегородской области по этим вопросам.

Полностью вытравлен и территориальный лоббизм. Зато существует так называемый фонд поддержки территорий, который составлял в 2008 году 100 млн рублей, а в 2009 году составит 75 млн рублей. В реальности его надо называть фондом поддержки депутатов регионального заксобрания, которые в прошлом году получали по 2 млн рублей на свой пиар, а сейчас получат только 1,5 млн рублей. Эти средства идут на оплату операций, обучение тех, кто обратился к депутату за помощью. Кто-то тратит эти средства на ремонт крыши, кто-то закупает счетчики воды… Вообще, тема этого фонда почти секретная. И если бы объем денег в нем не сокращался, то общественность о нем так бы и не узнала. Кстати, поступило предложение вообще прекратить этот пиар депутатов, но народные избранники выступили категорически против. Даже секвестирование фонда поддержки территорий вызвало протесты. Любопытно, что непосредственное управление фондом осуществляет губернатор Шанцев. Именно он по заявкам депутатов расписывает расходование этих средств. Так что пиар народных избранников легко превращается в пиар Валерия Павлиновича.

Зато лоббирование территорий, будь то Нижний Новгород или Тонкинский район, в региональном парламенте «вне закона». Сейчас это делается только через глав районов и городов.

Получается, что нынешний состав ЗС — это представители строительного бизнеса (в том числе дорожники) и все остальные. Возникает вопрос, как соотносится состав ЗС НО и интересы населения Нижегородской области в целом и территорий в частности? Да практически никак. Такого отрыва Заксобрания от народа еще не было никогда. В этом и заключается слабость депутатского корпуса и сила областной бюрократии.

Но дело не только в нынешнем плачевном состоянии областного парламента. Каждый созыв черпает определенный потенциал из предыдущего. А что может взять ЗС НО-2011 из ЗС НО-2006? Среди ведущих депутатов нынешнего состава регионального парламента люди пенсионного или предпенсионного возраста — Лунин, Сопин, Сериков, Пугин, Шкилев. Кто составит костяк следующего ЗС? Таких людей почти не видно. Отсюда есть все основания полагать, что в 2011 парламент нижегородский будет еще слабее и так несильного сегодняшнего. Очевидно, никто этой проблемой всерьез не озабочен.

Виктор Деменев