09-03-30

Среда обитания

Новое экологическое мышление

Нижегородские власти будут прививать его населению в собственных бизнес-интересах

Правительство Нижегородской области намерено внедрить в регионе систему раздельного сбора мусора. Губернатор убежден, что система сбора, при которой бумага, стекло, металл и пластмасса будут складироваться отдельно, дешевле и выгоднее, чем нынешняя система сбора мусора, когда все отходы жизнедеятельности идут «в одну кучу». Первой ласточкой в этом новом для России деле поручено стать Дзержинску. Другое дело, захотят ли сами жители региона «собирать мусор, как в Европе», и при этом жить, «как в России»?

Дзержинцам будут прививать европейские привычки сбора мусора — но методы привычные

Зачем немцы пришли в город химиков?

В ноябре прошлого года в Дзержинске в рамках частно-государственного партнерства было создано ООО «Ремондис-Дзержинск». Новая структура — совместное предприятие МУП «Городское благоустройство», ряда управляющих компаний города и немецкого концерна «Ремондис», занимающегося сортировкой и переработкой отходов. Подписаны первые договоры между «Ремондис-Дзержинск» и городскими управляющими компаниями, в рамках которых в городе химиков будет вестись работа в сфере сбора и вывоза отходов по новым технологиям. В начале марта в Дзержинске началась расстановка контейнеров, которые до конца 2009 года заменят старые. Мэрия города химиков рапортует, что в среднем за сутки устанавливается порядка 35 новых емкостей для сбора мусора. Спрашивается, зачем? Чиновники гордо говорят, что в Дзержинске будет внедряться новая технология раздельного сбора мусора. На каждой площадке во дворах домов к уже установленным контейнерам для сбора несортированных отходов добавятся контейнеры с разноцветными крышками. На контейнеры будут нанесены соответствующие надписи с указанием вида отходов («стекло», «бумага», «пластик»). В настоящее время в Дзержинск поступило 1320 новых пластиковых евроконтейнеров: 800 — для сбора несортированного мусора и 520 — для раздельного сбора твёрдых бытовых отходов. Стоимость одного контейнера составляет 250–300 евро. Собранные отходы будут транспортироваться новыми мусоровозами, которые, как и новые контейнеры, представляет ООО «Ремондис-Дзержинск».

«Данный инвестиционный проект имеет хорошие перспективы и не требует от бюджета каких-либо средств, — отметил ­мэр Дзержинска Виктор Портнов. — Благодаря его реализации мы выйдем на европейский уровень сбора и утилизации отходов и переведем старую систему сбора ТБО на новую. На уровне оплаты населения за услуги ЖКХ это никак не отразится».

Вроде бы все хорошо. Пришли немцы, за все заплатили, а наших людей надо всего-навсего научить кидать отходы в разные бачки, а не в один. Потому что германские товарищи намерены зарабатывать на переработке нашего мусора. Чему российские партнеры должны быть бесконечно рады. Например, представитель немецкой стороны Торстен Вебер с гордостью отметил, что это первое совместное предприятие компании, которое создано на территории России в сфере обращения отходов. А наши и не скрывают своей радости. Виктор Портнов рассказал, что бумажные отходы будут направляться на дзержинскую фабрику по производству туалетной бумаги, пластиковые — на ряд других дзержинских предприятий, а стекло — на Борский стекольный завод. Вроде бы все довольны. Однако успех проекту предрекать пока рановато. Потому что если немцу — здорово, то русскому — не очень.

Опыт установки евроконтейнеров в Ниж­нем Новгороде наглядно свидетельствует, что рядовые граждане не cлишком настроены помогать делать бизнес в России немецким друзьям. Скорее нижегородцы склонны сами делать свой маленький бизнес. Те же евроконтейнеры в момент оказываются на дачах нижегородцев. Вещь удобная, с крышкой, да еще и на колесиках. Нашим людям, подобно вьючным животным, вечно перевозящим что-нибудь и в больших количествах, продукция немцев очень понравилась. Но сортировать отходы «за просто так» пока никто не жаждет. Этому надо учить годами, если не десятилетиями. В той же Европе культуру раздельного сбора мусора прививали много лет. В принципе, возможно и материальное стимулирование жителей. В конечном итоге, игра стоит свеч. Однако первоначальные издержки, видимо, тоже будут немалыми. В Нижнем Новгороде это поняли лучше, чем в Дзержинске. Поэтому не спешат брататься с немцами до выяснения всех нюансов.

Жертвы во имя полигона

По словам первого вице-мэра Нижнего Новгорода Сергея Гладышева, проект договора о создании СП в настоящее время проходит юридическую и финансовую экспертизу. Любопытно, что год назад между администрацией города и немецкой компанией было подписано рамочное соглашение о сотрудничестве, которое, в частности, предусматривает возможность строительства нового мусороперерабатывающего завода. Однако, по словам представителей «Remondis», компания сегодня не может назвать сроки строительства завода — мировой финансовый кризис негативно сказался на рынке реализации материалов переработки ТБО. И это, естественно, настораживает муниципальных чиновников. Областные же полны оптимизма. «Я надеюсь, что Нижний Новгород станет первым в России городом-миллионником, где система раздельного сбора мусора будет внедрена, — заявил во всеуслышание еще год назад Валерий Шанцев. — Убежден, что как только нижегородцы увидят преимущества такой системы сбора мусора, они будут сами сортировать его дома и выкидывать в разные контейнеры». Вашими устами, Валерий Павлинович, да мед пить. Пробовали и не раз вводить такую систему и в Нижнем, и других российских городах — и все без толку. Не приучен наш народ к европейским изыскам. Хотя начинать рано или поздно надо. Еще одна попытка? А, ради чего, собственно? Для чистоты — раз. Для извлечения прибыли — два. Или наоборот — главным образом для извлечения из мусора доходов. Вот, например, собрали дзержинцы мусор раздельно (для этого на первых порах людям, возможно, придется заплатить). Что дальше? А дальше «эффективная реализация планов позволит в 2009 году закрыть старый Игумновский полигон, и с 1 января 2010 года начать переработку отходов уже на новом полигоне». «Все современные заводы по переработке твердых бытовых отходов работают в полуавтоматическом или автоматическом режиме, — говорит Валерий Шанцев. — Для их бесперебойной деятельности требуется раздельный сбор бытовых отходов. Для того, чтобы осуществить эту программу в нашем регионе, нам потребуется сформировать у населения новое экологическое мышление. Мы приложим к этому все усилия». Вот так вот — ни больше, ни меньше. У Горбачева было просто новое мышление. У Шанцева — новое экологическое мышление. Задача, прямо скажем, глобальнейшая. А если вспомнить, чем кончил Горбачев…

Однако губернатор не теряет оптимизма. У него есть заместитель Александр Крючков, специально выписанный для борьбы с мусорной бедой. В окружении Крючкова утверждают, что Александр Валентинович лично посетил 200 европейских свалок и готов к «мусорной битве», как никакой другой чиновник областного правительства. И раздельный сбор мусора — это только начало очень серьезной игры.


дословно

Прокомментировать намерения областного правительства мы попросили заместителя председателя независимой экологической организации СПЭС Дмитрия Левашова.

— Не получится ли так, что, отдав иностранцам право распоряжаться нашим мусором, мы получим взамен мусорную свалку европейского масштаба? То есть к нам привезут еще и мусор из-за границы?

— Такая ситуация существовала в 90-е годы. Например, австрийцы предлагали нам построить мусоросжигающий завод, а вы, дескать, за это сжигаете половину наших отходов. Сегодня для перемещения через границы высокотоксичных отходов нужна договоренность между двумя странами и наличие предприятий, которые способны уничтожать этот мусор безопасно для окружающей среды. Поэтому ситуация с нелегальным завозом в Россию отходов на сегодняшний день решена.

— В областном правительстве говорят, что отныне определяющим станет принцип отказа от сжигания мусора в пользу механо-биологической переработки отходов. Наши власти идут верным путем?

— С точки зрения экономики и экологии это в высшей степени разумный вариант. В то же время областное правительство еще совсем недавно декларировало строительство мусоросжигающих заводов. Так быстро изменилась концепция? Например, фирма, которая выбрана, чтобы рекультивировать Игумновский полигон, занимается всем. Им скажут — они построят мусоросжигающий завод. Скажут — построят комплекс механо-биологической переработки отходов. Как говорится, любой каприз за ваши деньги. Пока все это лишь на уровне деклараций. Хотя во всем мире механо-биологическая переработка отходов считает выгоднее и целесообразнее с точки зрения экологии, нежели сжигание. Ведь что такое мусоросжигающий завод? По большому счету, это «свалка на небе» и отложенная проблема. Поскольку мусор горит плохо, для того чтобы поддерживать процесс горения, нужен газ. Это лишние экономические затраты. Плюс зола, шлаки и тяжелые металлы. А это уже высокотоксичные отходы для захоронения которых нужно строить уже специальные полигоны.

Сергей Анисимов