09-03-30
Культурный слой
Отражение нереальности
В Художественном музее проходит выставка нижегородской художницы Жанны Семенцовой «Отражение»
Я также, вместе со всеми, радовался колористической вакханалии, правда, одного не мог понять, куда же подевалась светотень…
Мне легли на душу и плоская матиссовская перспектива, и современная тенденция к неправильной динамичной форме.
Общая компоновка, благодаря усилиям куратора Натальи Соколовой, получилась сбалансированной и гармоничной, практически по циклам: жаркий юг, сдержанный север, Чехия и натюрморты.
Бахчисарайская тема смотрелась традиционно экзотично: протыкающие знойное марево минареты и кипарисы, прохладные дворики, горы на горизонте. Все это очень напоминало Сарьяна, но без его неистовства. Родные нижегородские виды мне понравились больше («Осень на улице Новой», «Сочельник»). Есть в них какое-то удивление, свежий взгляд.
Безусловной удачей явилась чешская серия. Может, потому, что средневековые пражские улочки и дворики, мощеные историческим булыжником, напоминают южную портовую Одессу экзотической теснотой и живописным нагромождением объемов («Красный дом», «Старая Прага»).
Лубочные натюрморты, сильно схожие по своему концепту с базарными клеенками, просто умилили, хотя именно они имеют сюжет и посыл («Кофе по-восточному», «Яблочный спас», «Чайное настроение»).
Больше похожими на живопись мне увиделись две картины («Благоухание весны» и «Палисадник на Печерской»). А единственный портрет в интерьере — «Зоя» — отсылал к Модильяни.
Все-таки я стараюсь быть объективным и готов утверждать, что выставка понравилась зрителям, тем более что из неофициальных источников просочилась информация о скупке на корню всего пражского цикла. Что ж, как говорится, пусть хоть здесь народ получит смертельную дозу позитива. Я же как ныл и ною, что мне не хватает сакраментальной гражданской позиции. Видно, Сергею Сорокину («Чёрный пруд») и впредь придется в одиночку отдуваться за весь Союз. Ничего, он справится, хотя и в 1917 году революция не вняла мягким увещеваниям «серебряного века» про розы, мимозы, будуары и вечную весну. Да и сам этот «век» оказался на поверку кокетливым, манерным и, увы, эфемерным.
Сергей Плотицын