09-04-06

Политика

Нужны ли Хинштейну мэрские выборы?

В последнее время распространяются слухи о том, что депутат Государственной думы Александр Хинштейн готовится к выборам мэра Нижнего Новгорода. Несколько ранее распространялись слухи о том, что он мечтает о кресле губернатора Нижегородской области. Отсюда возникают вопросы. Это война на два фронта или переход от дружбы с Булавиновым против Шанцева к дружбе с Шанцевым против Булавинова?

Основное отличие политика Александра Хинштейна от политиков Валерия Шанцева и Вадима Булавинова состоит в очень простой вещи. Булавинов и Шанцев — это самодостаточные и в определенной мере самостоятельные политики. Хинштейн пока не является самостоятельным политиком. Он управляем определенными силами из Москвы. Однако Александр Хинштейн понял, как надо добиваться самостоятельности. В 2003 году федеральное руководство партии «Единая Россия» по договоренности с тогдашним губернатором Нижегородской ­области расчистило Хинштейну один из избирательных округов в нашем регионе. Александр Евсеевич выиграл там выборы, потом четыре года активно работал на территории округа. Получил там определенные авторитет и известность. Поэтому в 2007 году Хинштейну уже не была нужна поддержка Москвы и губернатора Нижегородской области Валерия Шанцева, чтобы попасть в список «Единой России» по нашему региону. В этих рамках он получил определенную самостоятельность и самодостаточность.

Но что делать дальше? Топтаться на м­есте? Двигаться на территорию соседних избирательных округов по старой госдумовской разбивке? А может быть, проверить, как он, Александр Хинштейн, выглядит в Нижнем Новгороде? В этом есть определенная логика. Нужно ставить новые задачи и смотреть — на чем можно повысить свой авторитет, а где направление бесперспективное.

Давайте вспомним, как политически раскручивал себя мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов. В 34-летнем возрасте, спустя полтора года после проигрыша на выборах в Госдуму–1995 (тогда его сопернице Ольге Беклемищевой очень помогали и губернатор Борис Немцов, и мэр Иван Скляров), в 1997 году Булавинов пошел на выборы губернатора Нижегородской области. Рассчитывал ли он тогда на победу? Конечно, нет. Но Булавинов дал понять немцовско-скляровской элите, что не уйдет из политики и имеет высокую планку притязаний и, может быть, даже всех сметет.

Выход Александра Хинштейна на выборы мэра Нижнего Новгорода в 2010 году — это не война против Вадима Булавинова и не поход за победой любой ценой. Это гипотетическая попытка продвинуться вперед в политическом плане. Сам факт выдвижения Хинштейна на выборы мэра среди моско­в­с­кой публики вызовет движение: мол, наш Саша, видимо, стал очень крут в провинции. Даже слухи об этом повышают рейтинг депутата Госдумы, а участие в выборах главы областного центра переведет его в высшую лигу политиков Нижегородской области. Пока он в нее не входит, даже при всей организованной вокруг его имени шумихе. Конечно, результат (место и процент голосов) тоже имеет значение. Но главное, как и у Булавинова в 1997 году, — заявиться.

Если Хинштейн займет на выборах мэра, допустим, второе место и наберет двухзначный процент голосов, он в известной степени получит некую самостоятельность в этом политическом сегменте в 2015 году. Так же, как он её уже получил на севере Нижегородской области в 2003 году — этот самый север фактически застолблён Александром Евсеевичем.

Воспримет ли Булавинов выход Хин­штейна как объявление войны — вопрос сложный. Тут важен ряд обстоятельств. Когда Вадим Булавинов в 1997 году пошел на губернаторские выборы, он вряд ли имел четкую программу действий. Шаг, повторюсь, был политическим. Если Хинштейн тоже сделает политический шаг, — это одно, а если он предложит некую альтернативную ­про­­г­­­­­­рам­му, замешанную на отрицании линии действующего мэра, то это совсем другое.

Еще один нюанс. Все знают о том, что в 2002 году выборы главы областного центра были отмечены жесточайшей конкуренцией. В 2005 году конкуренции практически не было. И те, и другие выборы — это аномалия, но с разными знаками. Нужна какая-то золотая середина — здоровая конкуренция без перехлестов, без псевдоразоблачений и без популизма. При определенной линии поведения Хинштейн может выступить в роли конструктивного оппонента. Кто-то назовет это управляемой конкуренцией, кто-то — не боем, а спаррингом.

Любопытно, что теоретически Хинштейн может заблокировать выход на выборы мэра кандидата от правительства Нижегородской области. Договорившись в Москве, он застолбит позицию основного оппонента действующего мэра Нижнего Новгорода. Федеральное руководство «Единой России» перед третьим кандидатом от Валерия Шанцева зажжет красный свет. И тем самым будет предотвращен конфликт по линии «губернатор-мэр» на выборах главы Нижнего Новгорода. В любом случае, не надо драматизировать, как говорил классик.

Скорее всего, у Александра Хинштейна будут трудности в работе с электоратом Нижнего Новгорода. Это более грамотная публика, которая смотрит на кандидатов критичнее, чем на периферии, где москвичей встречают как посланцев Путина для наведения порядка. Почему-то кажется, что в Москве у Хинштейна было бы меньше шансов куда-то пробиться на серьезных выборах. Примерно такая же ситуация может сложиться и в Нижнем Новгороде.

Суммируя, можно сказать, что выход Хинштейна на выборы мэра Нижнего Новгорода необязательно есть война городского масштаба. Но, в целом, было бы неплохо: пусть он баллотируется, а мы посмотрим, что из этого получится.

Виктор Деменев