09-04-13

Культурный слой

Экзамен на чин… актера

Богат март на театральные премьеры. Вот и театр «Комедiя» не остался в стороне и выпустил этакий «салат оливье» по ранним рассказам Антоши Чехонте «Чехарда».

 

Если не знать о почтенном возрасте Семена Эммануиловича Лермана, то можно подумать, что режиссер — мечтательный юноша, ибо во главу угла поставлены легкость, изящество и молодой задор. Честно говоря, из-за скромности декораций и, опять же, молодости исполнителей все происходящее на сцене можно запросто принять за смесь студенческого СТЭМа и заводской самодеятельности.

Позавчерашние студенты «евстигнеевки», пару-тройку лет игравшие на подхвате с текстом не больше абзаца, вдруг заимели счастливую возможность весь вечер быть на арене. Да еще и получить в партнерши взрослых опытных актрис, чья профессиональная игра лишь оттеняла их актерский инфантилизм.

Да и сам Антон Палыч тоже хорош. Привычный классик, психолог социума вдруг просто ошарашил обывательским мелкотемьем, чисто зощенковскими сюжетами про неверных жен, гуляющих же мужей и хамство в общественном транспорте. А как «хороши» на эту жгучую тему готовые опусы Аркадия Аверченко.

С другой стороны, возможно, это буквальная стилизация под варьете современной чеховской эпохи, когда водевиль давался на разогрев перед тем же Шекспиром, во время которого публика съезжалась и заполняла места в партере.

Однако нельзя не отметить, что молодежь очень старалась, была взволнована сверх меры, а потому часто переигрывала. И всех сильнее Руслан Сигаев в «Мстителе». Кроме того, еще одно обстоятельство было явно не в их пользу: обычная внешность симпатичных молодых людей с дискотеки. А ведь для комедийного актера чем больше колорита, тем лучше. Взять вон хоть Игоря Михельсона, ну никак не человек из толпы, да еще и всегда ищет дополнительные краски для убедительности образа. Правда, здесь и он, к сожалению, поддался суетливой истерике и не явил ничего особенного.

О какой-то равнозначной сыгранности пары можно говорить разве что в «Антрепренере под диваном», где Мария Кром не стала тянуть на себя одеяло, а всячески поддерживала Дмитрия Кальгина, за которого еще и была вышеупомянутая колоритная внешность кудрявого толстячка. А вот в следующем «Идеалисте» такого консенсуса не получилось, и Татьяне Дорофеевой пришлось солировать, да еще и в неглиже. Как пришлось солировать и Елене Дубровской в «Беззащитном существе», которая всем своим существом и занудством вызвала в памяти коллективный портрет русских тещ. Из концовки первого акта запомнился Георгий Чилингарашвили нехилыми фляками и забавной пластикой в роли налима.

Ни в коей мере не хотел никого обидеть, уходя со второго акта постановки. Ну не могу я в двадцать восьмой раз смотреть «Медведя», да не дай бог еще и вкупе с «Предложением». Пора раз и навсегда определиться, что это репертуар народных театров и курсовых театральных училищ. Мне кажется, если б Чехов был жив, он, подобно Гоголю, сжег эти свои экзерсисы. Просто он еще не знал о своем будущем писателя с мировым именем и за «деньги для семьи» писал КВНовские сценарии.

Да еще что-то случилось с Мариной Вязьминой (Попова), которая уж никогда не жалела красок со своей творческой палитры. На роль поручика Смирнова, пьяницы и бретера, я ожидал Владимира Маркотенко. Не хочу ничего плохого сказать об Игоре Смеловском, но ему с его медальным профилем больше подходят героические роли полковников и флигель-адъютантов.

В целом было смешно, и спектакль из-за своей возрастной толерантности вполне можно ставить на время воскресных утренников для детей.

Сергей Плотицын