09-04-13

Общество

Никакой политики, или Песни вместо новостей

Из нижегородского эфира исчезла ещё одна общественно-политическая радиостанция

В пятницу в Нижнем Новгороде прекратилась трансляция программ радиостанции «Русская служба новостей». Наш регион был последним, в котором вещание продолжалось. Больше нестоличная Россия РСН не услышит. Главное объяснение — изменилась региональная политика.

Факты

В Нижнем Новгороде на частоте 96.4 FM теперь поют песни. «Добрые». Как заявлено в подготовленном для СМИ уведомлении, «музыкальной составляющей радио «Добрые песни» станут бардовские песни». В редакцию «Новой» поступило сразу несколько звонков от читателей с просьбами объяснить причины.

Судя по комментариям, полученным «Новой» и в «Русской медиа группе», и в «Волга-радио» (компании-владельце частоты 96.4 FM), а также из надёжных «кулуарных источников», ситуация предельно простая. И она соответствует официальной информации. Да, вещание РСН на регионы действительно прекращается. Ещё в октябре прошлого года «Русская медиа группа» официально предложила нижегородским партнёрам начать вещание «Добрых песен», либо любой другой радиостанции холдинга в связи со «сменой региональной политики» РСН. «Сами мы на это, конечно, бы не пошли», — заявили нам в «Волга-радио». Всё это время вещание продолжалось только из-за процесса переоформления лицензии: смена формата (в данном случае общественно-политического на музыкальный) — целая бюрократическая эпопея. И как это ни странно никакой политики здесь, похоже, нет. По крайней мере, тень длинной руки Нижегородского кремля здесь как-то не проглядывается. Кстати, нижегородская редакция РСН заключила годовые контракты об информационном сотрудничестве с региональными органами власти. И эти обязательства вряд ли возможно будет выполнить в рамках формата «Добрые песни». Разве что будут передавать приветы от губернатора и правительства между песнями Лепса и Успенской.

Резонанс

Читатели, звонившие в нашу редакцию, были крайне раздражены. «У нас не осталось никакой информации! — возмущались люди. — Сначала они закрыли «Эхо Москвы», потом они пытались закрыть вас, теперь — РСН! За кого они нас принимают?!». Кто такие «они», даже спрашивать не нужно. Кроме «политической», ни одна версия людьми (из тех, с кем нам довелось общаться) всерьёз не воспринимается. Теория заговора под условным названием «власть против народа» применяется к любым практическим неурядицам.

Рассказывают, как какая-то чиновница в сердцах бросила: «Что вы тут всё ходите и ходите?! Не будет вашего «Эха» в Нижнем никогда!»

За два года «без «Эха» мы достаточно общались с представителями инициативной группы нижегородских слушателей «Эха Москвы», которые в борьбе за любимое радио делают всё возможное. Они пишут письма в СМИ, президенту, губернатору, мэру, ходят на приём к представителям власти. Регулярно звонят в федеральную редакцию «Эха Москвы», узнают о наличии конкурсов на частоту в соответствующих инстанциях, помогают информацией всем, кто пытается помочь им, отслеживают реакцию чиновников и менеджеров на свои письма, берегут переписку. Между прочим, именно это и называют «активной гражданской позицией». И все их действия в рамках закона. Вот только помочь им всё равно никто не может.

«Инициативщики» рассказывают о том, что им в приватных беседах и в кулуарных разговорах разного ранга и прописки люди говорят прямым текстом — что, не знаете, кто у нас губернатор? И надо сказать, пользуется спросом версия о всесильном Валерии Шанцеве, закрывающем радиостанцию «Эхо Москвы» в Нижнем Новгороде», которая «ему не нравится, потому что…» — и тут варианты ответов, вплоть до того, что его там лично обидели. С ужасом рассказывают, что какая-то чиновница в сердцах бросила на очередную попытку выяснить официальную позицию региональных властей: «Что вы тут всё ходите и ходите?! Не будет вашего «Эха» в Нижнем никогда!».

Кстати, «кулуарные источники» по этому поводу говорят уже о «личных обидах» губернатора. А логика и открытая информация подтверждают, что Валерий Павлинович любит держать всё под контролем — и политическое поле, и медийное. От бюрократической неуверенности или от системного перфекционизма, мы не знаем, но судя по тому, насколько искусственная трава и аномально красивые грибы на нижегородской журналистской лужайке, можно понять — ну любит наш губернатор, когда его поддерживают и помогают. Без возражений и критики. Ему так проще дела региональные вершить, видимо.

Сначала были выборы, и нижегородский губернатор поспешил подстраховаться, заручившись поддержкой и благословением Кремля на борьбу с несущими нелояльную мысль СМИ. «Эхо» пало первой жертвой. И прекращение вещания в Нижнем стало прецедентом в его истории.

А РСН закрыли для всей России. И тут Шанцев, думается, ни при чём.

Версия

Ведь есть ещё политика федеральная. И если заняться глубоко всем полюбившейся за последние годы конспирологией, то можно провести красивые параллели. Главным редактором РСН в сентябре стал небезызвестный Сергей Леонидович Доренко. Он серьёзно изменил редакционную политику и обещал сделать к сентябрю полноценную общественно-политическую радиостанцию. За последние три месяца уровень жёсткости высказываемых в эфире мнений, подбор экспертов и журналистов наглядно показали, что «Русская служба новостей» — эдакий «левый» аналог «либерального» «Эха Москвы». С растущей популярностью среди слушателей. Но что будет дальше, регионы не узнают. Слишком страшно могло стать кому-то, когда не только «справа», но и «слева» идёт массированная атака на общественное мнение. Нет, на РСН не бывает Каспаров (пока), но акции нацболов там обсуждают. Там нет Ореха и Радзиховского, зато есть Милитарёв и Воеводин, которые готовы откровенно говорить о перспективах новой революции в России и обусловленности этой перспективы.

А общественное мнение надо холить под тёплым государственным крылом, не отпуская ни на шаг. Особенно в кризис. Особенно, когда к лету в одном отдельно взятом регионе может стать на десять тысяч безработных больше.

Эмилия Новрузова