09-04-27
Экономика
Слово и дело
К вопросу о поддержке малого и среднего бизнеса
Кризис только подтвердил, что законодательство, декларации и практика в сфере малого и среднего предпринимательства зачастую почти не пересекаются.
Закон для чиновников
В конце прошлого года в Нижегородской области был принят закон о поддержке предпринимательства. Оптимистично настроенные коммерсанты воспряли было духом в ожидании льготных кредитов и разного рода преференций. Однако действительность как всегда разошлась с бумажными декларациями. При ближайшем рассмотрении выяснилось, что закон написан, прежде всего, для облегчения жизни чиновников (главным образом, муниципальных), нежели собственно бизнесменов. И власти это особо не отрицали. «Цель данного закона — предусмотреть те виды поддержки, которые предоставлены федеральным правительством, — сообщила автору этих строк в ноябре прошлого года тогдашний заместитель губернатора Ирина Живихина. — Будут ли они востребованы на территории нашего региона, покажет жизнь и та политика, которая будет проводиться областным правительством. Сегодня мы не говорим, что сразу возникнет финансовая поддержка бизнесу. Бюджет области сверстан на ближайшие три года». На закономерные вопросы, что конкретно может получить отдельно взятый предприниматель и какие новации предусмотрены законом по сравнению с тем, что было раньше, Ирина Борисовна заявила следующее: «Мы считаем, что основной акцент поддержки предпринимательства должен переноситься на муниципальный уровень. Вторая новация — так называемая кластерная поддержка. Мы хотим создать систему поддержки предпринимательства вокруг крупных инвестиционных площадок. Это касается, главным образом, лесной промышленности, автомобильной промышленности, любой инвестиционной деятельности, вообще всех приоритетных отраслей развития промышленности, определенных в стратегии развития региона до 2020 года».
Сегодня уже понятно, что «система поддержки предпринимательства вокруг крупных инвестиционных площадок» и, в частности, лесной и автомобильной промышленности — абсолютная маниловщина. До кризиса данные намерения выглядели, по крайней мере, как небесспорные, теперь — как странные и непродуманные. Мне могут возразить — кто же знал, что случится кризис? Знать этого разработчики закона, безусловно, не могли. Однако предполагать, что такого рода катаклизмы потенциально могут произойти, авторы закона были просто обязаны. А так, получается как всегда — закон хороший, да времена плохие. Федеральные власти приняли соответствующий документ — ну и нам надо отметиться, а то не поймут. Для чего, собственно?
«Закон — это некое условное лекарство. Однако пока мы разрабатываем вакцину для предпринимателей, пациент может скончаться», — предостерегал ещё в конце прошлого года руководитель регионального отделения общественной организации «Опора России» Дмитрий Бирман. Его пессимизм основан главным образом на последствиях финансового кризиса и не всегда продуманной политике властей. Например, планировавшийся областным правительством снос минимаркетов и параллельное развитие торговых сетей. Кризис выручил — минимаркеты сносить не стали. Но можно ли это назвать поддержкой малого бизнеса? Скорее, это экстренная противопожарная помощь, которую у властей хватило ума оказать предпринимателям. Просто потому, что других вариантов практически не было.
С другой стороны, власть бросила клич: «Покупай нижегородское». Хотя в магазинах, принадлежащих крупным торговым сетям, нижегородских товаров по-прежнему не так много, как хотелось бы властям. Потому что условия «вхождения в сеть» до сих пор достаточно сложны. Впрочем, в законах такие подробности прописывать не предполагалось ни при каких условиях. Потому что законы пишутся для других целей.
«Нам это невыгодно в масштабах области»
И вот пришел кризис. Власти поспешили рапортовать: в Нижегородской области действуют 25 центров поддержки малого и среднего предпринимательства. Дескать, идите — и вас поддержат. Но, как ни странно, сами предприниматели не очень довольны тем, как их поддерживают. Например, только 20% предпринимателей России знают о мерах по господдержке малого и среднего бизнеса, и лишь 5% ими воспользовались. (уточнить, откуда данные) В Нижегородской области положение не лучше.
«Государство не может быстро реагировать и дойти напрямую до малого предпринимателя. Поэтому только местная власть может оказать реальную и быструю помощь субъектам малого бизнеса — это так называемое «ручное управление выходом из кризиса», — считает вице-президент организации «Опора России» Олег Кондрашов. Предприниматель полагает, что как бы нам это ни было неприятно, сегодня придется возвращаться к опыту девяностых. Поскольку малый бизнес в кризисную эпоху — средство социального спасения людей, которые увольняются с работы не по собственному желанию. «Необходимо дать людям возможность зарабатывать деньги. Может быть, возврат уличной торговли — решение не самое популярное, но сейчас не до красоты», — говорит Кондрашов.
Если на улицы наших городов будет возвращаться палаточная торговля, это в свою очередь даст возможность населению покупать дешевые товары, а производителям — изготавливать такого рода продукцию. И вот тут должны бы помочь налоговые органы. А они приходят с докризисными планами сбора налогов. И душат тех предпринимателей, которые еще остаются на плаву. Неясно, кто дал такие указания налоговикам, — федеральные или местные власти, — но со своего пути они, похоже, не свернут. Поскольку социальные обязательства бюджета для власти важнее, чем реальная поддержка предпринимателей. И не то чтобы это было плохо. Но тогда перестаньте кричать на каждом углу о поддержке малого бизнеса.
Вот, например, руководство нижегородского регионального отделения партии «Правое дело» заявило, что планирует собрать две тысячи подписей за временное освобождение малого бизнеса от налогов и «замораживание» роста тарифов на жилищно-коммунальные услуги. По словам председателя регионального отделения Дениса Лабузы, потери областного бюджета от непоступлений налоговых отчислений субъектов малого предпринимательства составят примерно 15%. Много это или мало? Смотря как считать. «Потери бюджета будут не столь велики по сравнению с количеством сохраненных рабочих мест в малом бизнесе в период кризиса», — полагают сторонники реальной помощи малому бизнесу. «Если кто-то хочет получить льготы, чтобы залатать дыры и компенсировать непроизводительную работу, непроизводительные расходы, то это нам невыгодно в масштабах области», — отрезает в ответ губернатор.
Меры поддержки малодоступны для бизнеса
Во время кризиса особенно остро встает проблема падения потребительского спроса. Сейчас народ переходит на более дешевые товары и отказывает себе в некотором роде услуг. В таких условиях возникает предложение бартера — вещь актуальная именно в кризисный момент. Кроме того, схема бартера давно уже проработана ещё во времена перестройки и последующих девяностых. В данный момент поступают аналогичные предложения от предпринимателей, и они увеличиваются по нарастающей. «Уже созданы биржи оборота по системе «товар на товар», — говорит предприниматель Роман Иванов. При этом два участника сделки могут договориться достаточно легко, но когда участвуют три-четыре посредника, встает вопрос о необходимости создания специального института и инфраструктуры. «Нужны специалисты, которые проведут такую сложную сделку, потому что она должна, в конце концов, прийти к какому-либо денежному эквиваленту и не быть бесконечной», — считает Иванов.
Государство тем временем говорит, что предприниматели должны добиваться государственных заказов, чтобы продержаться в условиях кризиса. Однако сами бизнесмены утверждают, что подают заявки на получение госзаказа, но практически никогда его не выигрывают. Поскольку малый бизнес зачастую лишен многого, что требуется при распределении заказов, муниципальных или государственных. У него нередко нет ни базы, ни техники, ни оборотных средств для того чтобы провести требуемую работу и ждать, пока заплатит бюджет. Предприниматели говорят, что могут привлечь все эти ресурсы, но с условием предоплаты. Но это встречное условие не очень привлекательно для организаторов таких конкурсов. Круг замыкается.
Или другой аспект проблемы. Недавно было официально объявлено, что гарантийный фонд для малого бизнеса в Нижегородской области начнет действовать летом. При этом утверждается, что создание такого фонда позволит представителям малого бизнеса при нехватке залоговых средств в необходимом объеме получить кредит в банке. Областное правительство готово якобы компенсировать до 80% залога. Чем не помощь для бизнеса? В свою очередь, скептики отвечают, что на дворе уже апрель, а предприниматели вопиют еще с октября. Фонд заработает не раньше лета. До лета, дескать, еще надо дожить, а естественный отбор в предпринимательской среде действует безжалостно. Кроме того, меры поддержки пока малодоступны для этого самого малого бизнеса. Например, услугами по страхованию вкладов на сегодня воспользовались даже не десятки, а единицы предпринимателей. Потому что это очень долго и крайне сложно. А доверие к власти, тем временем, падает. Потому что ситуация, когда слова власть предержащих расходятся с делом, давно уже никого не удивляет. Но в условиях кризиса это несоответствие начинает раздражать.
Сергей Анисимов