09-05-12

Экономика

За малый бизнес ответит… прокуратура

Власти изменили правила игры для бизнеса

В конце апреля правительство Нижегородской области, как сообщают информационные агентства, предложило установить мораторий на проведение проверок малого и среднего бизнеса в 2009 году. По словам губернатора Валерия Шанцева, количество проверок в сфере малого бизнеса таково, что работать в нынешних условиях крайне сложно. Но вызывает недоумение сама формулировка — «правительство предложило». Кому предложило-то? Если речь идет о федеральных органах, осуществляющих проверки, то региональная власть для них — не указ. В то же время крупному бизнесу вообще ничего, кроме туманной перспективы кредитоваться под гарантии областного правительства, не предложено.

Губернатор Валерий Шанцев хочет возложить ответственность за занятость населения на малый и средний бизнес

Власти переложат груз ответственности на бизнес?

Представители малого и среднего бизнеса составляют 84% налогоплательщиков Нижегородской области. Общая доля налоговых поступлений от предприятий малого и среднего бизнеса составляет в регионе около 20%. Но дело даже не в налогах, поступления которых в условиях кризиса стремительно сокращаются. Малый бизнес дает рабочие места, которые государство создать в массовом количестве сегодня не может. Так что решено повернуться к бизнесу лицом. Потому что если повернуться к нему другими частями тела, как в большинстве случаев и бывало раньше, регион и страну захлестнет массовая безработица и связанные с ней возможные социальные потрясения. Самосохранение — первейшая задача самой власти. Поэтому выбрали меньшее из зол.

Итак, с 1 мая вступил в действие федеральный закон о защите прав юридических лиц при осуществлении контрольно-надзорных мероприятий. Прошло 20 лет с момента разрешения в стране первых кооперативов, прежде чем права малого и среднего бизнеса — пусть пока и на бумаге — было решено защищать. Естественно, на местах сразу же раздались ожидаемые реплики в стиле «одобряем и поддерживаем».

Губернатор Шанцев формулирует общие тезисы: «В настоящее время надзор и количество контролирующих органов приводит к тому, что бизнесу работать крайне сложно. В связи с введением нового закона малое предпринимательство должно получить новый стимул к развитию». Малое предпринимательство сегодня, как известно, больше думает об элементарном выживании, а не о новых стимулах к развитию. Хотя, конечно, на словах звучит красиво. Но на практике все получается как-то иначе.

Согласно новому закону, внеплановые проверки предпринимателей контролирующими органами должны будут проводиться только с разрешения прокуратуры. При этом штрафные санкции будут накладываться только при выявлении повторных нарушений. Хочется заметить, что плановые проверки как таковые никто не отменял. А они нередко бывают куда более разорительными, нежели проверки внеплановые. А те же внеплановые проверки, по большому счету, в среде предпринимателей сегодня иначе, как заказ власти или конкурентов, не воспринимаются. И что теперь изменится? Внеплановые проверки останутся, но санкцию для проведения такой проверки надо будет получить в прокуратуре. Кто-то сомневается, что если власти очень понадобится, то получить такую санкцию контролирующие органы смогут без проблем? Грубо говоря, к тем, к кому надо придти, придут все равно, пусть и с санкцией прокурора. Вот только с чего теперь будут «кормиться» многочисленные проверяющие? Санкции на проверки прокурор даст явно не всем. Отсюда следует, что возрастет коррупционная составляющая «рынка прокурорских санкций». Можно подозревать, что кое-кто в прокуратуре уже довольно потирает руки в предвкушении «большой работы». С другой стороны, откровенно «трясти» всех подряд бизнесменов, видимо, все-таки будут меньше.

К тем, к кому надо придти, придут все равно, пусть и с санкцией прокурора. Вот только с чего теперь будут «кормиться» многочисленные проверяющие? Санкции на проверки прокурор даст явно не всем. Отсюда следует, что возрастет коррупционная составляющая «рынка прокурорских санкций»

«Работа малого и среднего бизнеса позволяет занять население, которое высвобождается в результате сокращений на крупных предприятиях», — продолжает губернатор. Получается, в определенной степени власти просто переложат свой груз ответственности, касающейся занятости населения, на бизнес — малый и средний. О крупном речи сегодня, похоже, не идет. Хотя и его представителям сегодня тоже живется не сладко. Многие промышленники надеялись, что губернатор снизит ставку налога на прибыль в части, зачисляемой в областной бюджет, как это призвал сделать регионалов премьер российского правительства. Некоторые регионы смело пошли на этот очень конкретный шаг поддержки реального сектора. Нижегородские власти долго прикидывали, что к чему, и даже обещали целых полтора процента снижения налога на прибыль. Однако нижегородский бизнес так и не дождался обещанных милостей от областного правительства. Область не уступила даже полтора процента снижения налога на прибыль, хотя Владимир Путин, напомним, говорил о четырех процентах снижения ставки. В областном правительстве, похоже, выбрали другой путь поддержки крупного бизнеса. Из серии «мы пойдем другим путем».

Зачем губернатор задружился с банкирами?

Не так давно губернатор дал понять промышленникам, что крупнейшие банки все-таки будут кредитовать промышленность. Но только на условиях предельной открытости их бизнес-планов. Например, это якобы готов делать «Внешэкономбанк», с которым правительство области в апреле заключило соглашение. Но, опять же, кредиты дадут только самым надежным кредитополучателям. Причем в каких-то случаях под гарантии областного правительства. Объявлено, что поддержку «Внешэкономбанка» получат более двадцати приоритетных направлений региона в сфере авиационной промышленности, автомобилестроения, нефтехимии, лесопереработки. В частности, однозначно будет финансироваться компания «Алмаз-Антей», реализующая ряд проектов в оборонной промышленности региона, а также производство ПВХ бельгийской компании «Solvay» в Нижнем Новгороде и Арзамасе. Власти утверждают, что, возможно, удастся таким способом получить деньги даже на строительство метро в Нижнем Новгороде. Но тут возникает другой вопрос: а отдавать кредиты, полученные на строительство мет­ро, чем будем? Не бюджетными ли деньгами? Похожая ситуация была в регионе в конце девяностых. Тогда почти на десятилетие Нижегородская область стала должником Европейского банка реконструкции и развития. Когда губернатором был Иван Скляров, использовалась технология наращивания долгов: брались займы, но часть денег забирал под свои проекты город, и было заранее ясно, что возвращать эти деньги практически нечем. Сегодня мы видим повторение этого цикла. Губернатор прекрасно понимает, что беря деньги на строительство метро, он перекладывает часть долга на бюджет. Но считает, что региональный бюджет выдержит. Надо только все правильно рассчитать. «Теперь необходимо распланировать бюджет на будущее так, чтобы не нарушить бюджетную устойчивость региона», — подчеркнул губернатор. Глава региона уверяет, что кредиторы дали согласие работать в Нижегородской области на приемлемых для власти условиях.

Оптимизм губернатора по поводу покрытия за счёт «Внешэкономбанка» «убытков, которые мы имеем от снижения объемов производства», разделяют далеко не все. «Кредитовать будут только тех, на кого укажет лично губернатор», — заявил нам один из нижегородских предпринимателей. — Малому и среднему бизнесу денег не дадут по определению. Во-первых, большие банки и в лучшие годы почти никогда не работали с «мелочью». Во-вторых, никто не верит, что большинство «малышей» элементарно выживет, пускай те даже предоставят банкирам хоть десять бизнес-планов».

Сергей Анисимов