09-05-18

Экономика

Бизнес уходит в тень

Вице-президент общероссийской общественной организацией малого и среднего предпринимательства «Опора России» Олег Кондрашов познакомил общественность с опросом предпринимателей, проведенного в 30 регионах России. В какой степени кризис коснулся малое и среднее предпринимательство страны и какие проблемы сегодня больше всего волнуют бизнес — вопросы и ответы, заданные и записанные «Новой» в Нижнем» на свежей пресс-конференции.

— Уменьшилось ли предпринимательское сословие после начала кризиса?

— На 1 января в стране насчитывалось 1,1 миллион малых предпринимателей. Сейчас, по моим ощущениям, их явно меньше. Новые предприятия практически не регистрируют. Точная статистика будет позже. Однако люди, уже не занимающиеся бизнесом, будут числиться предпринимателями еще как минимум до конца года.

— На что больше всего жалуются предприниматели сегодня?

— Если в январе главной проблемой была недоступность кредитных ресурсов, то сейчас на первый план выходит ухудшение платежеспособного спроса. Для 67% опрошенных привлечь заемные средства достаточно сложно или практически невозможно. 40% опрошенных отмечают крайне низкий или достаточно низкий уровень спроса населения. По итогам мониторинга выявлено, что в связи с кризисом у малых и средних предприятий растет задолженность. Так, у каждого второго предпринимателя есть умеренная или очень большая задолженность. Кроме того, растет и задолженность перед государством: каждый третий предприниматель имеет долги по налогам. Снова возвращается стопроцентная предоплата за услуги.

— Вы утверждаете, что сейчас криминал снова начал активно предлагать свои услуги бизнесу. Неужели возвращаются «девяностые»?

— Смотрите, предприниматель сегодня не может взять деньги в кредит. А значит, все большую роль в получении средств для бизнеса стали снова играть посреднические структуры — в том числе и криминальные. В процесс задействованы в том числе так называемые воровские общаки. Криминал сегодня активно интересуется возможностью размещения денежных средств у предпринимателей. Тем из них, кто остро нуждается в деньгах даются эти деньги на определенных условиях. На определенных условиях их потом и спросят. Это и есть пресловутый «уход бизнеса в тень». Кроме того, экономя издержки, предприниматели перестают платить налоги. Рано или поздно такая стратегия ведения бизнеса может привлечь внимание криминальных структур. Еще одна тенденция, связанная с криминалом, — взимание долгов, «расшивка» неплатежей и так далее. Все это мы действительно проходили в девяностые.

Предприниматель сегодня не может взять деньги в кредит. А значит, все большую роль в получении средств для бизнеса стали снова играть посреднические структуры — в том числе и криминальные

— И снова идет активный передел собственности, не так ли?

— «Новейшее» рейдерство осуществляется по очень простой схеме. Банки имеют информацию о проблемных заемщиках. Эта информация приходит другим предпринимателям, которые через тот же банк «дожимают» проблемное предприятие, не ведя никакие переговоры, но моментально обращаясь в суды. Заинтересованный судебный пристав довершает дело. Никаких шансов спастись для малого бизнеса по сути нет.

— Вы сказали, что у каждого третьего предпринимателя есть задолженность по налогам. Не мудрено — прибыль упала, а налоги взыскивают в прежних объемах. Как долго это может продолжаться?

— Есть официальные жалобы, собранные в различных городах. Люди из налоговой службы говорят открыто: «Мы новых инструкций не получали, и планы по сбору налогов остались прежними, поэтому, будьте добры, выдерживайте свой график». Бухгалтеры пытаются объяснять ситуацию с цифрами на руках. Однако пока ничего не меняется. Возможно, изменения будут только по итогам года.

— Государство говорит, что предприниматели должны добиваться государственных заказов, чтобы продержаться в условиях кризиса. Это — выход из положения?

— Предприниматели подают заявки на получение госзаказа, но практически никогда его не выигрывают. Малый бизнес зачастую лишен многого, что требуется при распределении заказов — муниципальных или государственных. У него нередко нет ни базы, ни техники, ни оборотных средств для того, чтобы провести требуемую работу и ждать, пока заплатит бюджет. Однако предприниматели говорят, что могут привлечь все эти ресурсы, но при условии предоплаты. Это не очень привлекательно для организаторов таких конкурсов. А их тоже можно понять, поскольку развелось огромное количество жуликов, у которых нет ничего за душой. Однако случается, что заказы удаётся получится именно таким людям. С целью последующей перепродажи. А честные предприниматели в результате остаются ни с чем.

— Объявлено, что гарантийный фонд для малого бизнеса в Нижегородской области начнет действовать летом. При этом утверждается, что создание такого фонда позволит представителям малого бизнеса при нехватке залоговых средств в необходимом объеме получить кредит в банке. Областное правительство готово компенсировать до 80% залога. Вот вам реальная помощь о государства. Или нет?

— На дворе уже апрель, а предприниматели вопиют еще с октября. Фонд заработает не раньше лета. До этого времени еще надо дожить — принцип «естественного отбора» действует. Кроме того, меры поддержки бизнеса пока малодоступны для этого самого малого бизнеса. Например, услугами по страхованию вкладов воспользовались даже не десятки, а единицы предпринимателей. Потому что это очень долго и очень сложно.

— В связи с кризисом многие надеялись, что снизится стоимость строительных работ, поскольку дешевеют и строительные материалы, и рабочая сила. Однако в реальности этого не происходит. Почему?

— Строители говорят, что уже отправили малооплачиваемых иностранных рабочих домой, а местным платить надо больше. А свои наценки они не могут снизить потому, что остались невыплаченные кредиты и большие инвестиционные планы. С одной стороны, многие строительные кампании сегодня говорят, что у них нет работы. Однако цены на свои услуги почему-то не снижают. Больше того — работают по той же предоплате. То есть предпочитают стоять, но не снижать цены.

— Неужели в кризисе нет положительных сторон для предпринимателей?

— Есть. Например, найти хорошее помещение в аренду для малых и средних предпринимателей в условиях кризиса стало значительно легче. Сегодня весь город испещрен ужасающими надписями «Аренда». В результате снижения спроса здесь в последние три месяца наблюдается стремительное падение цен. Например, цены за помещения, находящиеся в областной собственности в ближайшее время планируется снизить до 300 рублей за один квадратный метр. Причем, речь идет не о Сортировке, а о центральных улицах, например, улице Рождественской. Тем не менее, отсутствие денежных средств для большинства предприятий сводит эту возможность если не к нулю, то к очень маленькой цифре.

Сергей Анисимов