09-05-18

Политика

Не все декларации одинаково полезны

Возможно, публикация информации о доходах и имуществе российских госчиновников была проведена в рамках борьбы с кризисом. Ну, чтобы народ не думал, что все стали беднее. Приободрили, конечно. Народ теперь спокоен — слуги его при доходах, квартирах, машинах.

Когда не сухо и не комфортно…

Вообще, пример подал президент России Дмитрий Медведев, который призвал госчиновников публиковать информацию о доходах и имуществе, чем несколько подставил подчиненных. Заданная планка в 4,139 млн рублей президентских доходов за 2008 год и 2,818 млн рублей на девяти банковских счетах быстро поблекла. И квартира президентской четы площадью 367,8 кв. м, и аренда земельного участка площадью 4700 кв. м, и принадлежащий супруге президента Volkswagen Golf 1999 года выпуска оказались скромными по сравнению с имуществом слуг народа рангом пониже. И понеслось.

Сначала настал черед кремлевских тружеников. Работа в правительстве оказалась чуть более доходной, чем в Кремле: Владимир Путин получил зарплату 4,662 млн рублей плюс 100,6 тысяч рублей военной пенсии. Автопарк премьера состоит из пары стареньких ГАЗ М-21 1960 и 1965 годов выпуска, а также автоприцепа «Скиф» 1987 года выпуска. Помнится, недавно Владимир Владимирович еще и «Ниву» купил.

Автомобили президента и премьера меркнут перед автопарком сотрудников правительства. Судя по декларациям о доходах, российские чиновники не очень следуют собственным заявлениям о поддержке отечественного автопрома и предпочитают иномарки класса люкс. Глаз радуется за слуг народа и косеет от этой роскоши — спортивное купе «Бентли» стоимостью, в автосалоне, 11,5 млн рублей (президенту и премьеру за год столько не заработать даже скинувшись), «Мерседесы», «Порши», «Ягуары», «Нисаны», «Тойоты»… Выгодно отличился спикер Совета Федерации Сергей Миронов с автоприцепом и мотовездеходом. Пресса не забыла отметить, что, видимо, третье лицо в государстве в прицепе живет, а на мотовездеходе ездит на работу.

Губернаторы, которых политологи называют удельными князьями, не спешили с публикацией своих деклараций. Видимо, им было не сухо и не комфортно. И все же наступил момент, когда явились они народу во всей своей бедности. Доходы губернатора Свердловской области Эдуарда Росселя составили 11,113 млн рублей, кировский глава Никита Белых кое-что продал и получил в прошлом негубернаторском для него году около 73 млн рублей, губернатор Ямало-Ненецкого автономного округа Юрий Неелов заявил о заработной плате по основному месту работы с учётом районного коэффициента и «северной» надбавки в 5,547 млн рублей. Словом, и по доходам, и по автопаркам главы регионов обставили собственных боссов. Правда, как всегда нашлись бедные, за которых, видимо, стоит переживать. Например, губернатор Курганской области Олег Богомолов заработал в 2008 году около 1,867 млн рублей, в его собственности есть два дачных участка площадью 12 соток и 4,3 сотки, а также два дачных домика площадью 30 и 28 кв. м, гараж площадью больше, чем домики, — 38,4 кв. м. Из движимого имущества у Богомолова — автоприцеп и резиновая лодка…

Вот поэтому и переживало местное общество: когда же нижегородский губернатор Валерий Шанцев обнародует свою декларацию.

Публикация со скрипом

Впервые о своих доходах нижегородский губернатор заговорил в марте месяце, когда признался прессе, что живет на одну зарплату, замков, самолетов и заводов не имеет. Тут, видимо, публике было нужно восхищенно притихнуть и наполнить свои взоры благоговением перед главой региона. К сожалению, люди такого ранга знают о ценах на хлеб в наших булочных только из докладов профильного министерства. Окружение немного посетовало, что декларации лучше не публиковать — мало ли чего. Словно прислушиваясь к мнению заботливых подопечных, губернатор не спешил с публикацией своих доходов, а его верная пресс-служба говорила что-то об исключительной добровольности в этом вопросе. И вот на прошлой неделе свершилось. Валерий Шанцев стал одним из последних губернаторов в ПФО, кто рассекретил свои финансы.

На сайте правительства Нижегородской области появилась информация о доходах и имуществе губернатора Валерия Шанцева и его супруги Татьяны, возглавляющей нижегородский филиал МБРР. Согласно декларации, глава региона заработал в 2008 году 4,6 млн рублей, из которых 3,6 млн рублей — на основном месте работы, а 972 тысячи рублей — по банковским вкладам. Супруга губернатора заработала за 2008 год больше мужа — 4,7 млн рублей: 1,7 млн рублей — на основном месте работы и 3 млн рублей — по банковским вкладам. Недвижимость губернатора располагается в Москве и Подмосковье: в долевой собственности с супругой находится квартира площадью 104,7 кв. м в жилом доме и машиноместо в подземном гараже в Москве, а также загородный дом площадью 645 кв. м и земельный участок в 2004 кв. м в Московской области. При этом губернатор является страстным поклонником ­отече­ственного автопрома — имеет седан ГАЗ-21Р (1965 года выпуска), ГАЗ-233001 (2006 года) и УАЗ-315148 (2008 года). То, что обычно губернатор рассекает нижегородское пространство совсем не на этих чудесах автомобилестроения, а на «Мерседесе» представительского класса, не стоит брать в голову, ибо пустое. Супруга губернатора предпочитает автомобили Renault vel Satis PR V6A 15 (2002 года выпуска) и Toyota Corolla (2005 года).

Считать чужие деньги нехорошо, но раз президент разрешил, то можно. Итак, жалованье Валерия Шанцева несколько подросло: осенью 2007 года, встав во главе партийного списка «единороссов» на выборах в Госдуму, губернатор сообщил Центризбиркому о своем доходе за 2006 год в размере 2,88 млн рублей. Разве не у всех в Нижегородской области зарплаты выросли почти в два раза? Странно. К тому же, с тех пор Валерий Павлинович так и не закрепился в подшефном регионе, так и не обзавелся здесь официально домом, кусочком земли, не пустил корней. Наверное, следовало бы чуток обидеться, но с точки зрения назначаемости губернаторов, возможно, это и предусмотрительно.

Разумеется, появились в прессе и реплики из губернаторского окружения: мол, публикует сведения о доходах губернатор исключительно из желания развеять слухи о своем богатстве. Ну да, доход скромный, конечно, народ ни разу не сочтет его богатством. А вообще как-то жаль, что содержание госчиновников так слабо увязывается с качеством жизни населения в доверенном регионе и прочими показателями. Впрочем, кто-то умный уже давно предлагал следить не столько за доходами чиновников, сколько за их расходами.

Политологи отмечают, что публикация подобной интимной информации у губернаторов является просто проявлением собственной лояльности к президенту. Да, теперь уже мало шаркать ножкой на паркете, надо следовать даже таким федеральным модам, как публикация декларации. А не следовать нельзя — у Валерия Павлиновича, например, уже в 2010 году будет время «Ч», когда спросится за многое. И отказ от публикации декларации был бы неприятным моментом.

Теперь местные политологи утверждают, что вслед за губернатором публиковать свои декларации кинутся главы местного самоуправления. Вообще-то они муниципальные работники, а не госчиновники. И мало кто из них считает свои доходы большими. Помнится, как на заседание Законодательного собрания приезжал председатель земского собрания одного из районов Нижегородской области с просьбой урезать ему зарплату. Ну, парламентарии выслушали брата своего меньшего и очень посмеялись. Мол, сами в районе уменьшайте, а еще лучше, раз совесть замучила, раздавайте часть своей зарплаты неимущим. Более в приступах совестливости к областным властям никто не обращался.

Естественно, надо помнить, что в районах тоже в следующем году пройдут выборы глав, земских собраний, а потому наверняка найдутся те, кто захочет уподобиться президенту и губернатору. Правда, есть в этом вопросе такая тонкость — госчиновники все назначемые, а вот главы МСУ у нас пока еще выбираются народом на некоторых территориях, к большому огорчению региональных властей. Поэтому открытость миллионных доходов не может быть одинаково полезна для губернаторов и для глав МСУ.

Андрей Пономарев