09-05-25

Общество

Арзамасский апокриф

или Cказания об Исусове

Дмитрий Исусов — известный арзамасский правозащитник, организатор десятков протестных акций в Арзамасе, Нижнем Новгороде и Москве. Он участвует в многочисленных судебных процессах с органами власти то с требованиями прекратить преследования участников оппозиционных мероприятий, то — улучшить условия содержания в местном приемнике-распределителе. Часто выигрывает, добиваясь изменений от неповоротливой и агрессивной бюрократической машины государства.

Нелегкая жизнь правозащитника и оппозиционера заставила Дмитрия выучить назубок что такое «беспредел», «сутки», «спецприемник». А что такое «справедливость», «честь» и «свобода» Дмитрий знал, наверное, с детства или родился с этим знанием. Для жителя Арзамаса, не следящего за общественной жизнью страны, Дмитрий — простой работяга-электрик. Отзывчивый, живой, интересный и харизматичный человек. К «Исусу», как его называют товарищи, тянется арзамасская молодежь, его знает и уважает множество незнакомых друг с другом людей.

К сожалению сегодня в нашей стране стало закономерным, что именно такие попадают под пресс государства: за общественную деятельность Дмитрий множество раз подвергался преследованиям. Преследователи Исусова не оригинальны — схема «пресечения экстремистской деятельности» давно выверена. Как правило, накануне акции, куда «не велено пущать» Исусова, его задерживают милиционеры и доставляют в отдел, где оппозиционер узнает, что «нарушал общественный порядок», а послушный чужой воле суд «штампует» заботливо отведенные для активиста несколько суток ареста.

Например, 11 марта, накануне оппозиционной акции «День несогласных» в Москве, в которой намеревался принять участие активист, он был обвинен в том, что грубо нарушал общественный порядок. При задержании, по словам милиционеров, Исусов, будучи трезвым, оскорблял их и угрожал физической расправой. В итоге, вместо участия в акции, Дмитрий отбыл двое суток ареста. Всего же за несколько лет оппозиционной деятельности за решеткой Исус отсидел около пятидесяти суток.

Дмитрий борется с данной практикой и добивается определенных успехов: если два года назад ему легко «впаивали» по пять-десять суток ареста, то сегодня одни-двое. Естественно, пишутся жалобы в прокуратуру. Это жест скорее эмоциональный, чем приносящий реальную пользу: зачастую «надзорные инстанции» становятся глухими, слепыми и немыми, когда речь заходит о преступлениях представителей власти. Добиться, чтобы такие инвалиды осудили действия преступника в форме почти невозможно. Тем не менее каждая жалоба, пусть формально, но проверяется. Берутся объяснительные, начальству задаются неприятные вопросы — вот, в общем-то и вся «польза».

Вот и Исусов пишет жалобы. Так случилось, что восьмого мая Дмитрий дал арзамасской прокуратуре объяснения сразу по трем своим заявлениям. Реакция произошла довольно быстро. Уже через неделю, 15 мая, он был вновь задержан. На этот раз — «за неуплату штрафа 100 рублей» якобы за ­«переход улицы в неположенном месте». О том, что что-то должен государству, активист узнал от задержавшего его милиционера. «Неуплата штрафа» — административное правонарушение, которое предполагает до 15 суток ареста, и неважно, 100 рублей ты не заплатил или 100 тысяч.

Дмитрий был доставлен в арзамасское УВД, где с ним «провел беседу» начальник уголовного розыска, который традиционно проявляет повышенный интерес к судьбе Дмитрия и других общественных активистов Арзамаса. «Беседа» как обычно — о «вреде образа жизни», из-за которого Исусов постоянно «попадает в неприятности». А дальше — переполненная камера в холодном трюме спецприемника, условия содержания в котором судом были признаны пыточными.

Странным образом Дмитрий не попал на судебное заседание по своему «штрафу». Согласно Закону, административное дело должно быть рассмотрено в тот же день, когда подозреваемый гражданин был задержан. Представляется, что это было сделано из опасений, что суд оправдает активиста (уж больно «доказательства» смешные) и «наказание» жалобщика не состоится. Впереди же было два выходных — а до суда по административным делам, предполагающим арест — при наличии оснований — граждане могут содержаться под стражей до 48 часов.

Решает, выпускать ли подозреваемых граждан на свободу с повесткой о явке в суд или держать за решеткой, начальник смены. В случае Дмитрия он принял решение оставить его в спецприемнике. На вторые сутки другой начальник смены самоуверенно заявил Исусову, что ему «наплевать на его жалобы». «Можешь складывать их в стопочку», — добавил он. Естественно, на свободу Дмитрий опять не вышел.

Суд состоялся во вторник, 19 мая. К чести судьи Ченгаевой, она адекватно оценила доказательства. Выяснилось, что главный «козырь» обвинения — справка о том, что Исусов должен заплатить штраф, подделана. В документе с подписью самого начальника УВД полковника Гагарина указано, что штраф, который Исусов должен был заплатить до 20 апреля, им уплачен не был. При этом на справке стоит дата 14 апреля. Многие нестыковки, откровенный шутовской характер дела доказали невиновность Исусова. Активист был оправдан за отсутствием в его действиях состава правонарушения, а дело прекращено.

В настоящее время Дмитрий намерен добиваться компенсации за незаконное содержание под стражей и привлечения сфальсифицировавших доказательства его вины к ответу.

Бог в помощь, Исусов!

Олег Астраханцев