09-05-25

Экономика

Битву за тоннель выиграли чиновники

Власти региона обозначили новый этап борьбы с коррупцией: арестован крупный предприниматель

В Нижнем Новгороде завершается демонтаж торговых павильонов в тоннеле на площади Революции. Противостояние властей и предпринимателей в злополучном тоннеле продолжалось несколько лет. Сегодня торговля в переходе закрыта. А предприниматель Заур Идрисов, который давал работу десяткам людей, — арестован как подозреваемый в даче взятки. Мы попробовали разобраться в этой темной истории.

Превентивный удар по «Империи»

Администрация Канавинского района и фонд «Возрождение», который возглавлял арестованный Идрисов, много лет находятся в недружеских отношениях. Фонд «Возрождение» поддерживал администрацию предыдущего нижегородского градоначальника Юрия Лебедева. Сотрудничество, судя по всему, было взаимовыгодным. Так, например, Идрисов в начале 2000-х выступал спонсором важных городских мероприятий, в частности, Дня города. К примеру, оплачивал салюты и фейеверки. Взамен, вероятно, получал от властей определенные преференции.

Администрация Канавинского района все последние годы методично пыталась выкурить фонд «Возрождение» с привокзальной территории. Борьба шла с переменным успехом. Многочисленные ларьки и «шайбы» с площади перед Московским вокзалом исчезли. А вот в подземном переходе возле вокзала торговали «мелочевкой» до самого последнего времени. Хотя есть предписание антитеррористической комиссии, что торговать там нельзя. Торговцев выгоняли не раз, и все безрезультатно. А год назад Идрисов перешел дорогу начальнику Горьковской железной дороги. Сергей Козырев договорился с губернатором о переустройстве территории возле Московского вокзала для строительства высокоскоростной трассы Москва — Нижний Новгород. Но не тут-то было. Земля возле вокзала оказалась спорной территорией.

«Неожиданно поднялся вопрос о земельных претензиях, — сообщил тогда на пресс-конференции Козырев. — Реализация земли под торговые точки для фонда «Возрождение» на привокзальной площади Нижнего Новгорода. Для меня это дико. В связи с тем, что мы — «против», инициировано дело, что ГЖД нарушило некие нормативные документы, не согласовав с мэрий отвод земли под скоростной участок дороги. Меня удивляет, что некоторые руководящие работники мэрии «слились в экстазе» с командирами фонда «Возрождения», вместо того, чтобы развивать новые скоростные направления. Сейчас губернатор Шанцев разбирается в этом вопросе и, наверняка, наведет порядок».

Позже выяснилось, что мэрия по большому счету ни при чем, и там всегда поддерживали проект строительства скоростной железнодорожной магистрали между Нижним Новгородом и Москвой. Конфликт разгорелся из-за земельного участка, прилегающего к муниципальному зданию метрополитена на площади Революции перед Московским вокзалом. В 2004 году городская администрация предоставила этот участок фонду «Возрождение» под строительство торгово-офисного пристроя. Однако с этим не согласились «железнодорожники»: участок, входящий в полосу отвода, необходим для организации безопасности движения. А построенный торговый центр «Империя» «воспрепятствует свободному проходу пассажиров на платформы». И теперь эту самую «Империю» надо, согласно нормативам, ликвидировать — чтобы пассажиры смогли без проблем пройти на первый путь к поезду. Между тем, «Империя» продолжает стоять. Там по-прежнему наливают сомнительного качества алкоголь, и, вообще, разводят антисанитарию. Якобы именно по этой причине строительство высокоскоростной железной дороги приостановлено.

То есть выходит, что упрямый предприниматель Заур Идрисов со своим «привокзальным шинком» тормозит проект века? Говорят, что именно с этого момента между областным правительством и предпринимателем Идрисовым побежала черная кошка, хотя, возможно, это произошло и раньше. А поскольку городская администрация в этом конфликте встала на позицию областной власти, Идрисов оказался без покровительства. Что это означает для предпринимателя, занимающегося бизнесом в России, сегодня знают даже дети.

Знаки внимания чиновникам

Решение ликвидировать торговые точки в тоннеле было принято областной антитеррористической комиссией в октябре 2004 года в связи с повышенной уязвимостью привокзального перехода на предмет терактов. Как известно, в сентябре того года случился Беслан, и власти по всей стране начали активно «бороться с угрозой терроризма». В Нижегородской области этим воспользовались, чтобы убрать палатки арендаторов Идрисова. Дескать, случись что, покинуть тоннель, наполовину заставленный торговыми палатками, большому числу людей было бы непросто. Согласно версии властей, киоски в тоннеле вообще мешали людям. Прохожие вынуждены были идти в обе стороны по левому коридору тоннеля, поскольку правый был занят. В результате в часы пик там якобы создавалось настоящее столпотворение. В марте 2005 года решение поддержала городская антитеррористическая комиссия. Однако фонд «Возрождение», с которым был заключен договор аренды тоннеля, освобождать площади не торопился. От имени фонда последовал иск в арбитражный суд Нижегородской области о признании недействительным распоряжения нижегородского мэра Вадима Булавинова о закрытии торговли в подземном переходе. Кроме того, решение администрации Нижнего Новгорода запретить торговлю в тоннеле без решения суда опротестовала областная прокуратура. Эти события происходили еще до прихода нынешнего губернатора. Причем, по нашим данным, ключевую роль в войне с Идрисовым играли люди из администрации Канавинского района.

«Некрасивый бизнес портит облик города»

В октябре 2008 года духовное управление мусульман Нижегородской области обратилось к губернатору с письмом, где содержалась просьба исключить Заура Идрисова из состава Совета общественных объединений. Таким образом, минус ещё один источник поддержки. Продолжение последовало незамедлительно.

Со 2 февраля договор аренды помещений возле Московского вокзала с фондом «Возрождение» не продлевался, после чего часть предпринимателей, торгующих в подземных переходах под вокзалом, объявили голодовку, ссылаясь на безработицу и кризис. Сам Идрисов отрицал какую-либо причастность к организованной акции протеста. Вместе с тем, в феврале в адрес сразу нескольких нижегородских СМИ поступило письмо от одного из сотрудников фонда «Возрождение», в котором утверждается, что именно Идрисов «вынудил начать голодовку женщин, протестующих против политики городской администрации по отношению к малому бизнесу». При этом автор письма утверждал, что «всем голодающим Идрисов платил по 500 рублей и обещал не брать арендную плату за торговые места, когда власти пойдут фонду на уступки и продлят договор аренды». Так или нет, нам доподлинно неизвестно. Однако губернатор тогда высказался предельно жестко. Таким образом впервые публично обозначив свою позицию по отношению к деятельности структур Идрисова.

«Людям предложены лучшие условия по аренде и оснащению рабочих мест, но получается, что они не хотят перебираться в нормальные магазины. Это абсурд, — заявил губернатор Валерий Шанцев. — Этот некрасивый бизнес портит облик города. Торговцам предлагают наверх перейти. Там и аренда дешевле, и покупателей больше. В переходе же бедлам творится. Во всей России знают, что если ты проезжаешь через Нижний Новгород на поезде, можно сбегать в переход и купить наркотиков по хорошей цене и хорошего качества». Губернатор отметил, что правительство Нижегородской области не пойдет на поводу у тех, кто имеет сверхдоходы с аренды: «Если кто-то дурь придумал, то пусть ею и мается. Все должно быть нормально и с санитарией, и с пожарными требованиями, и с безопасностью».

Однако даже после этого торговля в тоннеле продолжалась. Стала ясно, что коса нашла на камень. Развязка наступила 8 апреля. Идрисов был арестован по подозрению в даче взятки. По данным следствия, помощник президента фонда «Возрождение» по указанию своего руководителя передал через посредника в качестве взятки начальнику Роспотребнадзора по Нижегородской области денежные средства в сумме 25 тысяч рублей. Деньги полагались за оказание содействия в смене статуса принадлежащего Идрисову кафе «У Александра» на статус ресторана. По странному стечению обстоятельств в день задержания Идрисова в нижегородском кремле прошло первое заседание межведомственного координационного совета по противодействию коррупции. Открывая заседание, губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев отметил, что «причины коррупции кроются в несовершенстве государственного и хозяйственного механизма, и для борьбы с ней нужен полномасштабный подход». Если это и совпадение, то в высшей степени символичное.

Давал или не давал — вот в чем вопрос?

И тут сразу возникают вопросы. Неужели человек, владеющий в Нижнем дорогими ресторанами и возглавляющий азербайджанскую диаспору, пойдет давать взятку начальнику местного управления Роспотребнадзора? Мелко это и несерьезно. Даже если взятку давал помощник Идрисова, неужели весь коррупционный процесс столь примитивен? С другой стороны, чрезвычайно красивая картинка: берем мешающего многим Идрисова, который вздумал идти против областных властей, и показываем, что в Нижегородской области началась реальная борьба с коррупцией. Идрисов — это вам не врач, выписывающий левый больничный, и не доцент вуза, берущий свою жалкую «пятихатку» за студенческий зачет (по словам прокурора региона Валерия Максименко, наиболее коррупционными сферами остаются здравоохранение и медицина). Здесь речь идёт о той самой «крупной рыбе», о поимке которой так много говорили последнее время на самом верху. А руководство Нижегородской области сигналы сверху воспринимает очень чутко.

На наш вопрос, связано ли освобождение тоннеля возле Московского вокзала с арестом Идрисова, глава Нижнего Новгорода Вадим Булавинов ответил комильфо: заявил, что связывает прекращение торговли в тоннеле исключительно с окончанием договора об аренде. Собственно говоря, другого ответа ждать и не приходилось. Другое дело, что срок договора истёк в феврале, а массовый демонтаж павильонов начался только через два месяца непосредственно после ареста Идрисова.

Давал ли взятку Идрисов или нет — в этом пусть разбирается следствие. Идрисов далеко не ангел, и если он виноват — пусть отвечает. Мы же со своей стороны только хотим заметить, что тот районный чиновник, с которым «не нашел общего языка» предприниматель Идрисов, теперь занимает ответственный пост в правительстве Нижегородской области. Более того — его организаторские способности очень ценит губернатор.

Сергей Анисимов