09-06-01
Общество
Коричневые против зелёных — уличная политика в цвете
В Нижнем Новгороде произошло нападение на эко-активистов
В результате мирного пикета экологов против строительства в Нижегородской области атомной электростанции одна из его участниц получила сотрясение мозга, другой — ножевое ранение.
Общественный порядок на площади Ленина 21 мая охраняли два ПАЗика с ОМОНом, представители ФСБ и обычные милиционеры — просто участники Нижегородского антиядерного движения (НАЯД) приурочили свою немую акцию протеста ко дням проведения Второго Международного научно-промышленного форума «Ярмарка атомного машиностроения». Семь человек в течение получаса молча стояли на площади под баннером «ОНИ НАС НЕ СЛЫШАТ. МЫ ПРОТИВ АЭС» с заклеенными ртами. Надпись на лентах — «No more chernobyls» («Нет новым чернобылям»). Защитить участников Форума от молчаливых экологов правоохранителям удалось. Не получилось другое.
Ещё за день до пикета активисты НАЯД, по их словам, получали угрозы от ультраправых. Противостояние наци и «зелёных» — один из главных конфликтов молодёжной «уличной политики». Но в Нижнем Новгороде акции экологов проходили мирно. До сих пор.
22 мая участники НАЯД рассылали в СМИ пресс-релиз. О том, что на восемнадцатилетнюю эко-активистку, направлявшуюся на пикет со стороны Московского вокзала, напала группа ультраправых. Она получила сотрясение мозга в результате удара камнем по затылку. И что другой участник пикета чуть не остался калекой, получив ножевое ранение в спину. Глубина пореза составила четыре-пять сантиметров. «Как нам объяснили врачи, еще полсантиметра — и был бы задет позвоночник и спинной мозг, что ведет к параличу нижних конечностей», — рассказывают друзья пострадавшего.
«Сотрудники спецслужб разглядывали нас, живо интересовались раздаточной литературой, тщательно переписывали лозунги. Нет ли в них скрытого экстремизма? А поверни они свою камеру на 180° — увидели бы двух скаутов-неонацистов, которые тоже фотографировали и следили за экологами, — возмущается участница пикета, Анна Рафина. — Наведи они камеру на набережную Оки — засняли бы боевой отряд правых хулиганов и футбольных фанатов».
Когда по завершении акции ее организаторы, попросили милиционеров помочь им хотя бы безопасно сесть в автобус, те, как рассказывают «зелёные», посмеиваясь, ответили, что уж сесть они точно помогут, но выделили для охраны сотрудника. Одного — на двух скаутов и толпу из восьми «правых», маячившую на противоположной стороне дороги. На все просьбы сотрудники милиции разводили руками, пожимали плечами, «в упор не видели отряд фашистов», «ничего не могли сделать» и искренне недоумевали: «Чего вы все так боитесь?». По словам одной из активисток, в тот день им, трём девушкам, одна из которых на восьмом месяце беременности, едва удалось избежать нападения на автобус, в котором они уезжали с площади Ленина.
Ольга КОСТРОВА
дословно
Анна Рафина, участник пикета «зелёных»:
«Мы попросили милиционеров задержать нацистов хотя бы проверкой документов, но те приближались, милиционер бездействовал, нужно было уходить. В какой-то момент мы оказались одни в автобусе. На следующей остановке восемь нацистов, те, что остались на «Стрелке», уже поджидали нас. Остановка приближалась, и они готовились «прыгнуть» на автобус, как не раз уже делали. Мы знали, чем это может грозить. Потому что отдельные нападения на наших активистов не редкость. Одна из девушек истеричным голосом, какой бывает только в экстремальных ситуациях, закричала на весь автобус: «Тут нацисты! Водитель, закрой дверь! На нас сейчас нападут. Да поехали!». Водитель не сразу все понял, но, слава богу, от неожиданности замешкали и нацисты. Под взглядами людей на остановке они задержались на улице. Всё закончилось нецензурщиной и угрозами…»