09-06-01
Экономика
Возродится ли скоростной флот?
Антикризисный проект областного правительства
Правительство Нижегородской области на заседании 21 мая одобрило концепцию возрождения скоростного судостроения в регионе. Нижегородская область, действительно, исторически является центром проектирования и строительства скоростных судов. Однако эта страница давно прочитана и перевернута. То, что было востребовано в середине XX века, в начале XXI-го вряд ли может считаться «инновационным прорывом». Однако нижегородские власти имеют собственное мнение на этот счет.
Чиновники — завзятые оптимисты
Нижегородская область на самом деле когда-то являлась центром проектирования и строительства скоростных судов. Во многом это заслуга созданного на базе завода Красное Сормово ОАО «Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях», и его главного конструктора Ростислава Алексеева и ОАО «Конструкторское бюро «Вымпел» Но на дворе другие времена. По мнению реаниматоров от власти, созданная Алексеевым конструкторская школа позволяет работать по различным направлениям проектирования и строительства скоростных судов и сегодня. Но проектировать можно сколько угодно, и мы нисколько не сомневаемся в компетентности проектировщиков. Вопрос — будут ли востребованы эти проекты? До последнего времени поводов для оптимизма чаще всего не было.
За примерами далеко ходить не нужно. На днях прокуратура Сормовского района Нижнего Новгорода направила в суд иски о взыскании с руководства ОАО «ЦКБ по СПК им. Алексеева» долгов по зарплате на сумму 3,7 миллиона рублей. В ходе проверки выяснилось, что на предприятии не выплачивается заработная плата в период с декабря 2008 года по апрель 2009 года. То есть при всем желании назвать ситуацию стабильной в конструкторском бюро язык не поворачивается.
И вот группа инженеров (бывших работников ЦКБ по СПК) обратилась в нижегородское правительство с предложением возродить скоростное судостроение в регионе, опираясь на модернизацию уже хорошо зарекомендовавших себя в эксплуатации скоростных теплоходов проекта «Комета». При этом предполагается рассматривать этот проект как антикризисный, который можно реализовать с минимальными затратами, на базе имеющегося научно-технического и эксплуатационного задела. И областное правительство ухватилось за не очень внятно сформулированную идею. Которая при успешной реализации может принести массу дивидендов власти. А может и не принести. Но чиновники у нас, как правило, — завзятые оптимисты.
«Являясь крупным административным центром и столицей Приволжского федерального округа и обладая необходимым промышленным потенциалом, Нижний Новгород может стать центром строительства скоростного флота», — победно возвещают официальные бумаги. Итак, на чем же основан оптимизм чиновников на этот раз?
Утверждается, что скоростные суда можно строить на нижегородском судостроительном заводе «Волга». Причем, якобы благоприятные условия для реализации этого проекта создает подготовка олимпийских мероприятий в городе Сочи. Учитывая географическое положение города и курортной зоны Черноморского побережья Кавказа, некоторым людям из областного правительства представляется, что скоростные суда на подводных крыльях станут частью системы транспортного обеспечения Олимпийских мероприятий и последующего обеспечения пассажирских перевозок на Черноморском побережье. С такой идеей выступил министр промышленности и инноваций Нижегородской области Николай Сатаев. Однако тот же Сатаев сообщил, что в Сочи к этому проекту отнеслись негативно, отметив, что «Комета» является устаревшим и небезопасным судном. А ничего другого чтобы смогло пригодиться в Сочи, в загашнике у нижегородских проектировщиков, похоже, и нет.
Лакомые олимпийские заказы
Итак, Федеральное агентство морского и речного флота начинает реализацию инвестиционного проекта реконструкции и создание береговой инфраструктуры 15 портопунктов Сочинского побережья для восстановления местных пассажирских морских линий и закупки скоростных и водоизмещающих судов. Общий объем предполагаемых инвестиций в реализацию проекта превышает 25 миллиардов рублей. На рассмотрение транспортной дирекции Олимпийских игр-2014 Нижегородской областью направлено предложение рассмотреть возможность использования скоростных судов отечественной постройки, спроектированных в нижегородских КБ, для транспортного обеспечения олимпийских мероприятий. Ответа пока нет, но, как уже было сказано, с «кометами» соваться в Сочи нет смысла. Проектировать и строить новые, современные модели? Нужно время и деньги. «Если нижегородские предприятия смогут войти в программу реализации мероприятий по подготовке Олимпийских игр, можно будет определить конкретные меры их финансовой поддержки на региональном уровне»,— сообщил Сатаев. Так и хочется спросить Николая Петровича: а каким образом нижегородские предприятия смогут войти в программу реализации мероприятий по подготовке Олимпийских игр, если практически все эти предприятия сегодня — полубанкроты, где числятся одни пенсионеры, которым некуда деваться? В Сочи нужно представить готовый товар, а не смутные намерения по его возможному производству. В областном правительстве, видимо, полагают, что старые заслуги нижегородских проектировщиков и судостроителей смогут сыграть свою роль при распределении лакомых олимпийских заказов. Как говорится, блажен, кто верует.
Для изучения всех аспектов проблемы возрождения и развития скоростного судостроения в Нижегородской области создана рабочая группа, в которую вошли представители проектно-конструкторских организаций, промышленных предприятий судостроительной отрасли, учреждений системы высшего образования. Это очень похоже на то, как принято в нашей стране делать любые дела. Для начала громко заявим на весь мир о том-то и том-то. И только после этого сядем и попробуем подумать, насколько наши громкие заявления соответствуют действительности. Как говорил один известный публицист, «кто с понтами к нам придет, тот от понтов и погибнет».
Итак, проведенная на первоначальном этапе ОАО «Судоходная компания «Волжское пароходство» работа по изучению возможностей и перспектив использования скоростных судов показала, что существующие объемы перевозок скоростными пассажирскими судами имеют устойчивую тенденцию к сокращению. Основная причина — убыточность эксплуатации. Тарифы на перевозку пассажиров таковы, что не покрывают расходы пароходства, связанные с организацией скоростных маршрутов. Значит, на перевозках в пределах региона ставим жирный крест. На Сочи — большой знак вопроса. Что еще?
Почему зашевелились именно сейчас?
Подготовлены и направлены обращения к министру обороны — в поддержку проведения научно-исследовательских работ по разработке боевого экраноплана нового поколения, и к министру транспорта — с предложением рассмотреть возможность модернизации проекта транспортно-десантного экраноплана «Орленок» в пассажирский вариант. Писать в Москву можно сколько угодно. Но если в столице когда-то очень давно приняли решение, что экраноплан «Орленок» стране не нужен, от этого решения федеральным чиновникам отказаться будет очень нелегко. Тем более что в кризис деньги на научные изыскания дают крайне неохотно. То же самое касается других скоростных судов. Думается, эта проблема требует глубокой проработки на уровне проведения научных исследований — с целью определения регионов России, в которых эксплуатация скоростных судов будет максимально рентабельной.
В областном правительстве надеются, что в связи с активным освоением природных богатств приполярного Урала, Сибири и Дальнего Востока, потребности в речных перевозках, в том числе и скоростных пассажирских, в ближайшие годы будут расти. Якобы увеличению спроса на внутреннем рынке на пассажирские суда будут способствовать совершенствование форм торговли и оплаты продаваемой техники, увеличение пассажиропотоков на междугородних, пригородных, городских перевозках и переправах. Последний фактор вызывает как минимум недоумение. О каком «увеличении пассажиропотоков на междугородних, пригородных, городских перевозках и переправах» идет речь? Перевозки стремительно падали еще до кризиса. Может быть, речь идет о других странах?
Сомнения, безусловно, присутствуют. Даже у первых лиц. Губернатор Валерий Шанцев заявил, что «мы не найдем рациональное зерно, если рассматривать вопрос с точки зрения Нижегородской области и прилегающих регионов». Он напомнил, что в 2006 году в Нижегородской области были восстановлены пассажирские речные перевозки по маршруту Нижний Новгород – Ярославль на судах на подводных крыльях, однако проект оказался очень убыточным, и Ярославская область отказалась дотировать его. «У нас вдоль рек построены дороги, — объяснял глава региона. — По ним осуществляется движение со скоростью выше, чем идут суда на подводных крыльях. Эти суда нужны регионам с низкой плотностью железных и автомобильных дорог. Не секрет, что в некоторых регионах люди месяцы тратят, чтобы добраться до цивилизации». С другой стороны, а по какой причине «люди в некоторых регионах» вдруг бросятся покупать нижегородские суда? У них, что, денег прибавилось в региональных бюджетах в связи с кризисом?
Подытожил губернатор тезисом о наших «интересных творческих научно-производственных коллективах», «промышленной мощности» и «научной базы», коих достаточно для обеспечения скоростными судами всех внутрироссийских водных артерий. Так это у нас все было и раньше. Почему же движение проиходит именно сейчас? Может быть потому, что для получения олимпийского заказа нужно обязательно продемонстрировать федеральному центру свои достижения — мнимые или реальные ?
Сергей Анисимов