09-06-08

Политика

АТИ: надзирающее око

Одним из самых неоднозначных документов, которые вносил губернатор Валерий Шанцев в Законодательное собрание Нижегородской области, является закон о государственном надзоре в сфере благоустройства. Областная власть предпринимает периодические попытки создать из уполномоченного органа монстра, который контролирует все и вся. То администрация Нижнего Новгорода, то прокуратура препятствуют этому. А региональный парламент занимается непонятными интригами.

Закон «О государственном надзоре в сфере благоустройства на территории Нижегородской области» был принят 2 августа 2007 года. В дальнейшем решили радикально усилить полномочия контролирующего органа — инспекции Административно-технического надзора Нижегородской области (АТИ). С этой целью дважды вносились изменения в закон о благоустройстве. Особенно спорными выглядели положения закона, согласно которым в число объектов контроля и надзора в сфере благоустройства были включены органы местного самоуправления и их должностные лица. Это была авантюрная попытка поставить руководство АТИ, экс-генерала Игоря Браницкого над главами местного самоуправления в качестве «полицейского», выписывающего штрафы мэрам и главам районов.

Областной суд от 2 октября 2008 года принял решение о том, что АТИ оказалась наделена полномочиями, которые ущемляют права МСУ. Определением Верховного суда от 14 января 2009 года это решение оставлено без изменений. И, соответственно, тогда же оно вступило в законную силу. Отметим, что губернатор вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного собрания в случае принятия закона, противоречащего Конституции, федеральному законодательству, если такие противоречия установлены судом, а региональный парламент не устранил их в течение шести месяцев со дня вступления в силу судебного решения.

Легко подсчитать, что час Х для ЗС НО наступает 14 июля 2009 года. Во исполнение решения Верховного суда комитет по жилищной политике и градостроительству 21 мая 2009 года проголосовал за отмену ч. 1 ст. 2 и ч. 2 ст. 5 «Закона о благоустройстве». Соответственно, вопрос об отмене этих статей оказался и в повестке дня майского заседания ЗС НО. И вдруг оказывается снят под предлогом того, что является составной частью другого вопроса — «О внесении изменений в закон Нижегородской области «О государственном надзоре в сфере благоустройства на территории Нижегородской области». В дальнейшем стало понятно, что эти манипуляции не случайны. Вместо того, чтобы четко и ясно выполнить решение Верховного суда ЗС НО лишь приступило к процедуре выполнения решения суда. На заседании возник разговор о том, чтобы вернуться к вопросу через два месяца. Но потом договорились на июнь, иначе истечет шестимесячный срок.

Получается, что ЗС НО подставилось под досрочное прекращение полномочий. Но тут есть свои тонкости. По Федеральному Закону «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ» губернатор лишь «вправе принять решение о досрочном прекращении полномочий ЗС НО», а не обязан сделать это. Понятно, что Валерий Шанцев не прекратит полномочия Заксобрания, ведь закон о благоустройстве создавался под желания губернатора. Более того, манипуляции по этому вопросу, скорее всего, инспирированы Белым домом. Между тем, понятно, что устранить противоречия и приступить к процессу выполнения решения суда — вещи разные. Проблема в том, что нижегородский парламент заигрался. Зачем тянуть резину и балансировать на грани нарушения Конституции и федерального законодательства?

Однако Валерий Шанцев и Заксобрание, похоже, никак не могут успокоиться. В мае губернатор внес очередные изменения в «закон о благоустройстве», которые усиливают полномочия АТИ. В том числе и в отношении местного самоуправления. Теперь АТИ собирается, по замыслу губернатора, осуществлять надзор в части оценки работы органов МСУ и их должностных лиц по внешнему благоустройству. Сейчас против этого выступает уже прокуратура Нижегородской области.

И дело не только в ущемлении прав МСУ. Из инспекции Административно-технического надзора явно хотят сделать контролирующего и надзирающего монстра. Губернатор Валерий Шанцев, видимо, решил так уточнить полномочия АТИ, что эта структура подменяет в отдельных полномочиях Государственную инспекцию безопасности дорожного движения МВД, Росприроднадзора, Государственного санитарно-эпидемиологического надзора, Роспотребнадзора, Государственной жилищной инспекции РФ, Комитета охраны природы и управления природопользования Нижегородской области, другие федеральные органы государственной власти, в том числе лицензирующие. Такова оценка прокуратуры Нижегородской области.

Руководитель АТИ Игорь Браницкий пытается объяснить свою позицию так: мы, мол, хотим взаимодействовать с Росприрод­надзором, санитарно-эпидемио­логи­ческим надзором и так далее. И приводит пример. АТИ просит включить в качестве поднадзорных ему объектов благоустройства, например, территорию кладбищ. Мол, санитарно-эпидемиологический надзор следит за эксплуатацией кладбищ: если ли там, например, контейнеры для мусора. А Браницкий со своей АТИ хочет следить, покрашен ли этот контейнер. Прокуратура с этим не согласна. Депутаты ЗС НО тоже осторожно подходят к этому законопроекту. Мол, мы видим, что АТИ хочет выйти на другой уровень работы, но все должно быть в рамках действующего законодательства.

А вообще, АТИ собирается заниматься всем: нежилыми строениями — от фасадов до флагштоков на них, внутренними заводскими территориями, строительными площадками, наружными частями инженерных сетей и коммуникаций, полигонами и оборудованными сооружениями для сбора и вывоза мусора, автостоянками и водными объектами… Мы идем к появлению этакого огромного надзирающего ока, государства в государстве?

Между тем, вокруг инспекции административно-технического надзора и в сегодняшних рамках полномочий не смолкают бурные дискуссии. Так, мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов утверждает, что АТИ идет по легкому пути. Что под этим подразумевается? Неустановленные физические или юридические лица создают свалку мусора. Муниципальные службы рано или поздно обнаруживают ее и убирают. В дальнейшем там по привычке опять создают мусорную свалку. Тут появляется АТИ и штрафует муниципальные службы, а не тех, кто мусорил. Мол, муниципалы не следят за благоустройством территории. По мнению мэра Нижнего Новгорода, надо наказывать тех, кто нарушает. Но этим АТИ не занимается.

Председатель комитета ЗС НО по жилищной политике и градостроительству Александр Сериков тоже имеет свою точку зрения на работу АТИ. Он в течение долгого времени повторяет одни и те же вопросы: а за что отвечают лица, надзирающие за благоустройством? Отвечают ли они за состояние благоустройства? Депутат Сериков считает, что если протокол есть, а исполнения нет, то инспектор АТИ отвечает за это. Сама АТИ с этим категорически не согласна. Ход мысли таков: надзор — дело хорошее, увеличение полномочий — тоже. Но в городах и селах должно быть чище, а этого нет. Он, по сути дела, говорит уже об ответственности не должностных лиц из органов МСУ, а об ответственности сотрудников АТИ, тех, кто эти протоколы составляет.

Главное правовое управление аппарата ЗС НО в заключении на законопроект о внесении изменений в закон «О государственном надзоре в сфере благоустройства на территории Нижегородской области» тоже требует дополнить этот документ положением «об обязанностях должностных лиц уполномоченного органа при проведении проверок. Начальник АТИ ставит вопрос ответственности уже, чем депутат Сериков. Но, похоже, в надзорном монстре хорошо слышат только слово «полномочия», а слова «обязанность» и «ответственность» — значительно хуже.

Виктор Деменев