09-06-08

Политика

Министр для внутреннего пользования или Работа над ошибками

Обозреватели «НГ» в НН» о ключевых проблемах нижегородской политики — пьеса на два голоса

При каждом мало-мальски знаковом назначении вспоминают реплику Анатолия Чубайса в адрес Бориса Ельцина: «Сильное решение!». Возвращение Александра Цапина в политический блок регионального правительства — это тоже сильное решение. Только пойдет ли оно впрок губернатору Валерию Шанцеву?

В окружении Шанцева — люди войны. Цапин — это не человек войны. Его задача перевести войну губернатора на два фронта (коалиция «Антонов-Хинштейн» и Булавинов) в тонкую игру против одного, более опасного оппонента

Виктор ДЕМЕНЕВ: Губернатор Шанцев сделал правильный, хотя и запоздалый ход. Утратив позиции в «Единой России», он решил вернуть свое через новую структуру — министерство внутренней политики — и такую же новую (точнее ново-старую) фигуру Александра Цапина. Смысл понятен: в свете приближающихся выборов Шанцев уступил партийную составляющую политической. И усиливает административную. Цапин будет проводить выборную кампанию по-своему. Через исполнительную власть на местах. Тем более что многих глав районов он «вел» на выборах в октябре 2005 года.

Замечу, что Александр Иванович находится вне руководящих органов «Единой России». По крайней мере, пока. То есть он возвращен Валерием Шанцевым не для борьбы внутри партии, а для борьбы с влиянием, исходящим от «единороссовских» группировок на административную часть власти, особенно на местах.

Юлия СУХОНИНА: Ну, если в последний год своих губернаторских полномочий все переложить на двух старых местных рабочих лошадок — это правильно и сильно, то я соглашусь. Вы посмотрите, кто сейчас реально будет держать на плечах Нижегородскую область: под финансово-экономический угол подставил плечи Владимир Иванов, а под политический — Александр Цапин. Теперь главное — удержать. Где личный губернаторский напор, где московская команда, которая сняла пенки со стабильного во всех смыслах периода? А когда грянул кризис, настало время думать о выборах — губернатор не нашел ничего лучше, как затыкать бреши местными проверенными огнем, водой и медными трубами кадрами.

Вообще удивительно, что Цапин согласился еще раз войти в ту же воду. Ведь с 2005 по 2006 годы он — как знаток природы всех этих хитрозаточенных глав районов — занимался практически тем же в шанцевском правительстве. Действительно некоторые главы МСУ помнят его отеческую заботу и опеку на выборах. Но их оппоненты помнят, как их оттерли от власти. И все же по окончанию выборных гонок Александр Иванович оказался в почетной отставке, упустив даже возможность попасть в новый созыв Законодательного собрания. А работу Цапина в Общественной палате всерьез никто не рассматривает. Нормальный такой стиль работы с людьми — попользовались и убрали подальше. И все же настало время, когда политический игрок опять призван на службу.

В. Д.: Я считаю, что выбор сделан удачно — Цапин умеет делать политику. Мы не раз писали, что его нужно было и на НРО «ЕР» поставить. Но на политическое министерство тоже неплохо. Другое дело, что название у министерства «не очень». Мне нравится, что там есть слово «политика». Это многое объясняет. Не нравится слово «внутренняя». Почти как МВД — министерство внутренних дел, силовая структура. А там надо не силу демонстрировать, а головой работать.

Наверное, стоило бы тщательнее продумать статус Цапина — вернуть ему титул заместителя губернатора. Это облегчило бы ему работу с главами городов и районов. Тем более что он уже был заместителем губернатора. Если и возвращать на круги своя, то все.

Ю. С.: А мне вот кажется, что головой там уже поработали — выборы перенести (подрезав на полгода полномочия страдальцам от МСУ), а самих мучеников избирать из числа депутатов земских собраний и городских дум. И Цапину придется просто исполнять, внедрять в массы эти светлые мысли босса. Другое дело, что с его знаниями, опытом и тактом процесс, возможно, будет проходить мягче. МСУ в Нижегородской области так отвыкло от политесов, получая только шлепки по рукам и пинки. Знакомое лицо Александра Ивановича главам будет приятнее. Он как старая опытная нянька и угомонит, и игрушки поможет собрать, и кого-то в угол, наверное, поставит. А вот возвращение статуса замгубернатора не помогло бы так, как возвращение в губернаторские руки регионального отделения «Единой России». Вот где тот рычаг, без которого трудно выстроить систему влияния, — административное и политическое у «единороссов» слишком переплелось, почти срослось. И разделение этих сиамских близнецов чревато погибелью обоих. Именно региональное отделение «Единой России» сейчас работает над созданием и утверждением списка кандидатов в главы МСУ в Нижегородской области. А если у Цапина список не совпадет с партийным? Что тогда будет? Куда бежать за поддержкой бедняжкам-главам МСУ?

Кстати, если уж у губернатора случился приступ дежавю, то было бы неплохо вспомнить, кто с партийной стороны в 2005 году контролировал рождение ныне существующего корпуса глав МСУ Нижегородской области. Это был Евгений Люлин.

В. Д.: Да, похоже, что Валерий Шанцев в некотором роде вернулся в 2005 год. Кстати, он восстановил хорошие отношения с бывшим председателем Законодательного собрания Евгением Люлиным, а теперь и вернул Цапина. Переосмысление прошедших трех лет? Губернатор прошел через цепочку ошибок, когда с элитой работали чужаки Леонид Белов, Сергей Потапов, Анатолий Силаев, которых здесь так и не признали за своих. Вряд ли это можно назвать извлечением уроков. Скорее, это очередная вынужденная трансформация. Во политическое спасение.

Можно было бы поверить в реальные перемены, если бы Шанцев отбросил Силаева, Муравьева, тех, кто навредил ему больше, чем любая оппозиция, своим неумением работать в нижегородских условиях. Да и сам Валерий Павлинович в политическом плане недалеко от них ушел. Поэтому есть сомнения, что Цапин способен реализовать свои возможности на вверенном посту.

Ю. С.: Я считаю, что назначение Цапина можно считать извлечением уроков и работой над ошибками. Что говорят главы районов и городов о работе Силаева? Некоторые устали от аппаратного давления. Как можно было поставить неместного человека на столь дипломатический пост? Работа с территориями подразумевает знание подходов и всей подноготной районов. Или, с московской точки зрения, главы МСУ сельских территорий способны только считать надои, площадь посевов и клянчить деньги, а потому их можно, словно стадо, гнать к светлому будущему? За некоторых всенародно избранных глав с их опытом политической борьбы и чутьем компромисса можно отдать по паре назначенных губернаторов. Поэтому такая неуважительная работа с МСУ — очевидный просчет. И передача функций Силаева Цапину — это именно своеобразная работа над ошибками, хоть в этом глава региона никогда и не признается. Легко ли было принять решение обратиться за помощью к человеку, которого ты однажды уже выгнал из команды?

В. Д.: Шанцев — это человек войны. Силаев и другие из окружения губернатора — тоже. Сегодня они кого-то разбили, завтра — разгонят их. Цапин — это не человек войны, он работает политическими методами, а не апелляциями к прокуратуре. Ему свойственны осторожность, подготовка каждого шага. Это то, что сейчас необходимо областной команде политических костоправов.

Я помню, как экс-мэр Нижнего Новгорода Юрий Лебедев оказался отринут почти всей региональной элитой. Цапин чуть ли не в одиночку демонстрировал, что все в рамках приличия. Пришел губернатор Геннадий Ходырев. Ему объявили бойкот, часть чиновников разбежалась. Цапин помогал ему взять рычаги управления Нижегородской областью. Пришел губернатор Валерий Шанцев. Евгений Люлин делегировал Цапина помочь тому освоиться в регионе, провести выборы в октябре 2005 и марте 2006 года. Поэтому Александр Цапин будет не воевать, а политически переигрывать оппонентов губернатора Шанцева.

Ю. С.: Думаю, что Александру Цапину будет очень непросто на своем посту, потому что многое из того, что он создавал, — ту же элиту на территориях — все это время разрушали. Уже было объявлено, что элиты не существует, что надо создавать новую. Не создали. К счастью. Сейчас собрать бы старую. И Валерий Шанцев пророчит Цапину множество переговоров, бесед и встреч. Вот кто обойдет всех и раздаст обделенным по карамельке, оботрет оплеванных. Цапин по праву считается интеллектуалом. Он все это понимает. Как и то, что его вернули в правительство, чтобы решить четко поставленную задачу, после чего, скорее всего, опять уберут в пропахший нафталином политический чуланчик. А договариваться придется в том числе, и с теми, кому губернатор уже в чем-то проиграл. Например, во влиянии в региональном отделении «Единой России».

В. Д.: Сейчас Александру Цапину важно определиться — где реальные оппоненты губернатора, а где мнимые, те, которых можно терпеть и с которыми можно и нужно работать. Тут выбор у Цапина примерно такой: неправильный курс правильными средствами или выруливание на правильный политический курс. Сейчас у губернатора Нижегородской области, на мой взгляд, неправильный курс, который проводится неправильными средствами и методами. Понятно, что Валерий Шанцев будет настаивать, что курс правильный и нужно лишь чуть-чуть скорректировать методы. И тут для Цапина критически важно не кивать хозяину, а сдвинуть его на правильный путь. Я не уверен, что Александр Цапин к этому готов, что он сможет проявить недюжинную политическую волю. Хотя позиция у него не такая уж и слабая — раз вернули в Белый дом, значит, реально нужен, и можно наедине с Шанцевым позволить где-то не согласиться, свалив все на губернаторских советчиков.

Если же говорить открыто, то Цапин, возможно, будет участвовать в политической игре против неформальных лидеров нижегородской «Единой России» Александра Хинштейна и Романа Антонова. И, возможно, против мэра Нижнего Новгорода Вадима Булавинова. Его задача перевести войну на два фронта в тонкую игру против одного, более опасного оппонента. Задача Цапина — помочь губернатору Шанцеву сделать тут правильный политический выбор.

Ю. С.: Валерий Шанцев вообще ловко перешел из атмосферы всеобщего обожания, ликования и комплиментов в первое время своей работы в регионе к атмосфере предгрозовой, когда накопились конфликты интересов, которые могут негативно сказаться на политических планах губернатора в 2010 году. Кстати, я не думаю, что Александру Цапину удастся переиграть блок Хинштейна — Антонова — Булавинова. Те уже набрали обороты, это не начинающие пионеры, им есть к кому зайти в столичных коридорах власти, в том числе и партийной. А Цапин остается, как вы уже сами отмечали, вне партийных руководящих органов. Я понимаю, что ввести в политсовет Цапина — это вопрос технический. Но что от этого выиграет губернатор? Вот заменить шанцевского ставленника первого замруководителя аппарата губернатора Артёма Кавинова на Александра Цапина было бы неплохо, но уже не отыграть назад. Это решается в Москве. Тем более, раз уж мы говорим о создании министерства в свете грядущих в 2010 году выборов, то нужно отметить, что после подготовки НРО «Единой России» списков тех глав МСУ, которые достойны поддержки, заработает партийный выборный штаб, которым является исполком. А он тоже оказался не в губернаторских руках. И все же есть во всем этом приятный обоим сторонам момент. Оппонентам губернатора будет приятнее работать с Цапиным, который обожает решать интеллектуальные задачки, а не хватать сразу за горло.

Виктор ДЕМЕНЕВ, Юлия СУХОНИНА