09-06-29

Культурный слой

«АудиоДвор» зазвучал

Приволжский филиал Государственного центра современного искусства, славно работающий в сфере изобразительного искусства, теперь обратил свой взгляд на нижегородскую музыку. Естественно, не на всю — на сугубо актуальную. Прилегающий к зданию ГЦСИ уютный, хотя и чуть обшарпанный дворик, и стал экспериментальной ареной.

В рамках проекта «АудиоДвор»

21 июня состоялась первая встреча с новыми тенденциями в музыкальной жизни Нижнего Новгорода. За экспериментальную поп-музыку отдувались молодые «мОнолинза» и «ill!noiz». Публика в дворике собралась им под стать — студенты-гуманитарии, художники и прочая артистическая молодежь.

«мОнолинза» играет инструментальную музыку. Она интровертна, лишена внешних эффектов, так и хочется сказать — академична. Гитарист и бас-гитарист — Виктор Хабаров и Михаил Кондрашкин — работают с упорством станков с программным управлением, цапают струны, переключают педали спецэффектов. Павел Курносов отбивает строгие остинатные фигуры. Эмоции убраны. И с лиц, и из музыкальной структуры. С программы эту троицу не собьешь.

Я подготовился, отслушав пьесы «мОнолинзы» дома. И поэтому уже на слух различал «знакомцев», наиболее сильное впечатление оставила вещь «5/4», она и впрямь в этом музыкальном размере. В последней композиции «мОнолинзе» помог Иосиф Бродский, его голос звучал поверх гитар и барабанов.

«ill!noiz» — это повеселей. Уже первая «страшилка», из которой слушатель узнал, что «в 2012 году будет всемирный потоп» и потому «мы никогда не узнаем часы работы пенсионного фонда», провоцировала на улыбки. При этом автор текстов и вокалистка Саша Филиппова сидела на стуле и по-заячьи барабанила по своим коленям. К этому времени публика оккупировала не только двор, но и крыши прилежащих домов, создав отличный эмоциональный фон для восприятия группы.

Гитара Кирилла Арцышевского и саксофон Ксении Балашовой звучали холодно и пространно, и весь нерв группы сосредоточился в вокалистке, которая, что называется, делала шоу. Она то лаяла в микрофон, то пела в импровозированный мегафон, сложив ладони рупором, то изображала сомнамбулу, раскачиваясь из стороны в сторону. Плакала и смеялась. На нее было интересно смотреть. Все время ждешь — что еще выкинет. И поток сознания, которым она окатывала собравшихся, приятно щекотал интеллект.

Я стоял в компании художников Алек­сан­д­ра Лаврова и Валерия Барыкина, и каждая эскапада Саши нами горячо обсуждалась. Между нами завязался такой примерно диалог: «Певица похожа на Земфиру» — «Разве похожа? Ведь Земфира выше ростом» — «Разве выше? Но поют обе хорошо» — «Земфира более эстрадная» — «Разве? Но обе красивые» — «Наша красивее. Но судьба ее ждет, как у Земфиры…».

Перед нами стояла женщина пенсионного возраста и учительского вида. Услышав наше обсуждение, она присоединилась. Задала вопрос в лоб: «Скажите, разве это не деградация?».

В это время Саша Филиппова в тысячный, наверное, раз повторяла, что «в группе играют пальцы», правда, спето это было на языке скорее птичьем.

Мы ответили, что вроде не деградация. Тогда женщина задала совсем уж «достоевский» вопрос: «Вы считаете, в этом есть страдание, красота и надежда?» Тут засомневались и мы. Слушательницы хватило еще на пару песен, я видел, как она уходила, видимо, терзаемая тем же вопросом. Вот какие женщины живут на Рождественской…

«ill!noiz» играл, наверное, с час. Закончилось выступление симпатичным инструменталом. Во время его исполнения Саша не ушла со сцены, а стояла в пол-оборота к слушателям, и все ждали, что она вот-вот подойдет к микрофону, но нет — группе удалось и тут провести всех.

Надо сказать, что «мОнолинза» и «ill!noiz» — по сути нижегородские миссионеры. Приучают публику, развращенную теле- и радиоэфирами, к нестандартной авторской музыке. И чем больше слушателей потянется к ним, тем лучше пойдут дела у самих команд — процесс это обоюдовыгодный.

Между тем, ГЦСИ не собирается прекращать проект «АудиоДвор». Уже объявлено о проведении двух будущих концертов: электронная музыка и эксперименты на классических инструментах.

Олег Дар