10-01-18
Общество
«Об иллюзиях, узких местах и приоритетах»
Эксперты «Нижегородского пресс-клуба» подвели итоги кризисного 2009-го
Николай Сатаев: Мировой финансовый кризис серьезно ударил по экономике Нижегородской области. К сожалению, у нас на нижегородской земле нет полезных ископаемых, минеральных ресурсов, как в других регионах ПФО. 70% всех вложений в нашу экономику составляет промышленность. Здесь стоит отметить автопром и металлургию. В результате падения спроса на автомобили и колебания цен на металл, металлопрокат наши предприятия оказались в сложной ситуации. Возьмем, например, производство автобусов, которые наша область поставляет по всей России, спрос на них упал на 50-60%. Что уж говорить о легковых автомобилях: была закрыта программа «Volga Syber», почти на 100% сократился выпуск легковых автомобилей. В начале года нас сложилась непростая ситуация: в январе-феврале индекс физического объема был чуть выше 60%, затем до июля в этих отраслях произошла некоторая стагнация, после чего предприятия вышли на точку безубыточности. Я считаю, что говорить об окончании кризиса еще рано. Думаю, нам удалось решить ряд проблем финансового плана, продолжается напряженная работа в банковско-кредитной системе, отрабатывается буквально в ручном режиме вопрос реструктуризации кредиторской задолженности, налоговых платежей, оплаты за энергоносители. В общем, 2010 год будет также весьма сложным, но очень надеюсь, что к его концу мы выйдем на уровень-2008 и будем выглядеть весьма достойно.
Хочу сказать, что рост индекса физического объема пусть и в небольшой степени, но ожидается. Мы планируем в 2009 году по этому показателю выйти на уровень 80% от объема 2008 года. Таким образом, прирост составит 3%. Надеюсь, что реально подходя к решению наших проблем совместно с предприятиями, органами власти, областными законодателями, представительными органами мы будем в состоянии справиться со всеми вопросами, поднять уровень жизни и решать в том числе острые социальные проблемы.
То, что Горьковский автозавод перешел на шестидневную рабочую неделю, в принципе, может свидетельствовать, что пик безработицы преодолен. Но в любом случае, мы не отказываемся от реализации программ поддержки переобучения, занятости, их софинансирования. Мы на 95% освоили бюджет, выделенный федеральным центром на эти цели.
Евгений Гонтмахер: Истекший период — это период освобождения от иллюзий, которые были накоплены у нас в большом количестве в предыдущие удачные годы. Какие были иллюзии, которые рассыпались?.. Иллюзии, например, что мы вышли на путь долговременного поступательного экономического развития. Если в начале года у людей были иллюзии, что да, упала цена на нефть, но сейчас она поднимется, и мы опять вернемся в благополучный 2006 год, когда у нас и темпы роста экономики были высокими, и цена на нефть росла — все эти иллюзии уже ушли. В 2006 год обратного хода нет. У нас сейчас ситуация следующая: либо мы будем дальше падать и экономически, и социально, к сожалению, либо мы действительно соберемся с силами и откроем для себя новую страницу в истории и в экономическом, и в политическом, и в социальном плане. В экономическом плане — это, прежде всего, новая структура нашей экономики, это, наконец, создание стимулов чтобы наша экономика стала не только сырьевой. Кризис, мировой, сказался на нас, я бы сказал, полусимволически — он просто заставил нас задуматься. Если бы у нас падение было на один процент, никто бы и не задумался даже — все бы сидели и ждали у моря погоды, но когда это в районе десяти процентов падения ВВП, в годовом исчислении, — появляется повод для России задуматься о её будущем. Как раз вот сейчас есть время год-полтора, чтобы задуматься о том, что мы будем делать дальше, и, может быть, даже что-то сделать. Например, нужно политическую систему оживить, сделать ее действительно конкурентной и партийной, активизировать бизнес — дать ему полные возможности для развития без всякого административного давления, резко снизить роль государства, просто ограничить его в аппетитах, чтобы оно выполняло только четкие, вполне понятные и определенные функции, но не более того.
Александр Косовских: Бюджет 2010 года — социальный. Работа и правительства региона, и законодательных органов состоит в том, чтобы поддержать те слои населения, которые сами себя не в состоянии обеспечить. Нельзя сказать, что есть один какой-то закон, который полностью решает все проблемы, связанные с кризисом. Бюджет в этом году сведен таким образом, что поднимаются зарплаты бюджетникам, сохраняются все субсидии, все социальные обязательства. Эта главная задача, поставленная перед областным бюджетом: чтобы жизнь людей, если и не стала лучше в этом году, то хотя бы как минимум стала стабильной.
Галина Клочкова: Я общаюсь с директорами школ, не только частных, но и муниципальных. Проблема перехода на подушевое финансирование открыла очень серьезную проблему. Мы еще кризис в образовании в полной мере не видели, но скоро увидим. Пока мы не можем дать ответа на вопрос, а что же составляет настоящую цену образованию. Я думаю, что самое сложное ждет впереди, поскольку разграничить стоимость инфраструктурного состояния школ, которая должна быть одинаковой для всех, и качественной составляющей, — то есть того, чем каждая школа может гордиться лично, — очень трудно. Сейчас все перемешано. И в результате, одни школы гордятся тем, что у них три компьютерных класса, а другие школы понимают, что они в этом соревновании лишние, хотя, может быть, качество образования у них и выше.
Мне кажется, в своей главной составляющей кризис заставляет нас задавать неудобные вопросы. И количество людей, особенно управленцев, которые задают эти вопросы себе, в этом году превысило мои самые оптимистичные ожидания. Я думаю, что будущим борцам за депутатские места стоит подумать о вопросах школы. Потому что ЕГЭ, что бы о нем ни говорили, стартовал с этого года повсеместно, и он как раз очень быстро заставит нас всерьез задуматься о том, зачем дети ходят в школу в течение 11 лет, если к экзамену можно натаскаться за два месяца. Думаю, здесь дело в предложении. Выход из кризиса находится там, где выпускники школ думают, кем и за какие деньги они хотят работать и чего они хотят в этой жизни добиться. Если сейчас мы заявим о том, что профессия учителя уникальна, что с нее можно хотя бы начать движение по карьерной лестнице, то во-первых, это позволит решить проблему занятости среди молодых выпускников, а во-вторых, повысит интерес школьников к учителям, процессу обучения. Молодые учителя и ученики найдут общий язык, им будет вместе интересно. Я уверена, что в будущем году, который объявлен в России Годом учителя, мы услышим много о наших замечательных учителях, об образовательных технологиях. Кроме финансового решения проблем, нужно еще и эмоциональное, и идеологическое. Я надеюсь, мы сможем его найти.
Александр Косовских: Могу точно сказать, как экономист, что, может, мы и переждем кризис за счет тех денег, которые были накоплены, но что-то изменить — вряд ли: мы сейчас никаких шагов в этом направлении не делаем. Все помогают большим предприятиям. Почему? Потому что на них трудятся большое количество людей. Объединенные либо профсоюзами, либо просто между собой. Они могут создать социальные потрясения. И всевозможными способами мы пытаемся решить потенциальные проблемы. Но, может, стоит дать им госзаказ? Если не перевооружать их мощности, допускать делать некачественные детали, то такая продукция никогда не будет конкурентоспособна, не будет покупаться. Во-вторых, экономику стабильной делает малый и средний бизнес. В нем должно трудиться 60% населения. Это база, они представляют продукт в виде услуг или товаров. А большие предприятия занимаются тем, что двигают производство вперед. У них есть большие средства, они могут их внедрять, а малые затем пойдут за ними. Вот для того, чтобы все это заработало. В том числе и культура. Потому что культуры не может быть, если у людей нет денег. Если у людей не будет средств, они будут апатичны. Поэтому расцвет культуры происходил всегда на фоне экономического подъема и расцвета цивилизаций. На мой взгляд, в кризис нельзя не повышать заработную плату работникам бюджетной сферы. Деньги — это кровь экономики. Если у простых граждан не будет покупательной способности, если они не смогут обеспечить себя простыми, недорогими вещами (не квартирами и не автомобилями), мы никогда не запустим ни малый, ни средний бизнес. Мы так и будем пытаться тушить пожар на крупных предприятиях, которые выходят на улицу, потому что им не платят заработную плату, и таким образом ничего не решится. Сегодня главной задачей является подъем покупательной способности населения. А этого можно достичь, повышая в первую очередь зарплату бюджетникам. Это как флагман, который потащит за собой все. Почему падает доллар, почему в США инфляция? Они запускают деньги в экономику и раскачивают малый и средний бизнес.
Галина Клочкова: Мы не можем бесконечно говорить какие-то общие слова. Я абсолютно согласна с тем, что не увидеть сейчас эту проблему невозможно. Поверьте мне как учителю. Огромное количество молодежи сейчас уверено, что они куда-то пойдут получать зарплату. Где она? Откуда она возьмется? И мы множим эти иллюзии. Мы совместно с Ассоциацией малого и среднего бизнеса «Опора России» проводим встречи со школьниками, задаем им вопрос: «Кто хочет открыть свое дело?». И чем дальше, тем меньше тех, кто отвечает на этот вопрос положительно.
Я очень серьезно отношусь к творческому началу своих учеников, всячески его поддерживаю. И могу точно сказать, что пусть не в технологическом плане (не могу судить об этой сфере), но в креативном мы точно прорвемся. Мы сегодня производим такие продукты в интеллектуальной, творческой сфере — просто космический прорыв! А нам все кажется, что это мелковато… Сколько может стоить ручной работы шарф, понимают, наверное, только во Франции. В маленьком бутике. Мы этой ценности, ценности своего труда не видим, перепокупая какие-то неведомые бренды. Это неправильно. Думаю, это работа во многом учителя нового формата, который поможет детям развиваться, а не просто учить их.
Николай Сатаев: Я в чем-то согласен с предыдущими выступающими, но хочу сказать, что повысить зарплаты бюджетникам просто так мы не сможем, если наши предприятия, которые создают продукт и платят налоги, будут стоять без работы. Для нас небезразлично ни одно предприятие на нижегородской земле. Мы помогаем тем, кто действительно работает и пытается что-то сделать. Есть руководители предприятий, которые выбрали позицию переждать кризис, распустить рабочих, ничего не выпускать, короче — отсидеться. Но есть и те, кто работает даже в ущерб себе. Вкладывают собственные деньги, чтобы сохранить свой потенциал, потенциал своих сотрудников. Поэтому мы помогаем только тем, что стремится работать, развиваться. Есть ряд руководителей, которые набрали кредитов и обанкротились. И сейчас они приходят и просят помощи получить еще один кредит. О чем они думают? Мы заинтересованы и в малом бизнесе. Те предприятия, которые вышли из бизнес-инкубатора, получили там толчок, безусловно, имеют перспективы. У нас действуют специальные программы в этом направлении. 50-60 тысяч рублей выдается, составляется бизнес-план, понятно, что это крохи, но для малого бизнеса это тоже есть шанс — они могут объединиться и начать. Трудно сказать, много или мало шестисот предприятий, заявленных в плане по поддержке. Наверное, мало. Но насколько хватает сил, мы поддерживаем малый бизнес, поскольку это двигатель экономики. Что касается инноваций — позавчера в ЗС НО было организационное совещание. На нем присутствовали студенты и школьники, был создан молодежный клуб «Инновар», в рамках которого предусматривается участие молодежи в инновационных программах Нижегородской области. У нас огромный научный потенциал, по этому показателю мы занимаем четвёртое место по России. В нашем регионе находятся более 100 учреждений высшего звена, 4 отделения РАН. Сегодня без инновационного подхода мы не сможем развиваться.
Нам нужно четко расставить для себя приоритеты, нельзя инвестировать в неприбыльные направления. И с ГАЗом мы в этом смысле, конечно, упустили время. Автомобиль «ГАЗель», который пользовался колоссальным спросом, остался уже в прошлом. Главный приоритет, выбранный правительством области, — это вопросы энергосбережения, инноваций, и мы будем поддерживать эти направления. Правительством области были выделены 20 грантов по 50 тысяч рублей на поддержку инновационной деятельности.
Еще один приоритет — создание бизнес-центров, инкубаторов для подготовки кадров для нашей экономики. В прошлом году мы собирали руководителей предприятий радиоэлектронного сектора Приокского района, и на базе 21 лицея создали новые учебные заведения, которые будут готовить специалистов для этих отраслей. Они сами вложили средства, 20 миллионов рублей было выделено из областного бюджета, 30 — из федерального, и мы создали учебный центр, который будет открыт в конце декабря. Подобные УЦ открываются в областных центрах: в Гагинском районе, Арзамасе, Выксе. Технопарки в Сатисе и Анкудиновке — за ними будущее. На федеральном уровне рассматриваются проекты этих бизнес-центров. Инфраструктура создана, проектирование завершено, дело за строительством.
Дмитрий Бирман: Малый бизнес является яркой демонстрацией, где отрабатываются антикризисные технологии и где видны узкие места. При декларировании помощи в поддержке возникает масса проблем. Одна из основных проблем, с которой сталкивается предприниматель в период кризиса, — это то, что он остается один на один с процентными ставками по кредиту, с прокуратурой, с комиссией по труду, которая выясняет, почему есть задолженность по заработной плате и так далее. Кроме того, наши граждане стали юридически грамотными, и в случае нарушения его трудовых прав, он обращается в суд. Позиция прокуратуры в этом вопросе вполне государственная и понятная. Поэтому предприниматель оказывается в ситуации, когда он, вчера доверившись банкам, растущей экономике, государству, в период кризиса оказывается совсем один.
Очень тяжело приходится сейчас производству. Как бороться, как из этого выходить? Два года назад мне довелось с делегацией Нижегородской области побывать в Шотландии. Это страна, которая раньше была одним из лидеров в области сталелитейной промышленности и корабельного дела, в один прекрасный день стала постиндустриальной державой. А Россия какая держава? Давайте честно ответим? Если мы все-таки индустриальная держава, то давайте развивать это направление. Что у нас для этого есть? Научный потенциал? Да. Производственные площадки? Ну да, что-то там еще осталось. А нужно, чтобы функционировал отлаженный механизм, нужно производить, в том числе средства производства. Что мы имеем сейчас? Расскажу на примере своего предприятия: оборудование на моей мебельной фабрике — итальянское и германское, материалы — наполовину отечественные, наполовину импортные. Поэтому мы говорим, что мебель отечественного производства только в той связи, что удалось научить наших людей трудиться над ее изготовлением. Все. А если подходить по сути, то мы станков не делаем, материалы тоже не производим. Это системный вопрос. Все зависит от того, какой курс выберет Правительство — индустриальная или постиндустриальная держава Россия? Сейчас такие условия, что каждый выживает как может. В такой вилке — поставщиков, государства, работников, энергетиков, банкиров и прочих — находится сегодня среднестатистический предприниматель, которому сверху говорят: мы тебе поможем. Депутаты Государственной Думы России провели исследования, сколько денег из того, что выделил федеральный бюджет, дошли через банки до реального сектора. Оказалось, около одного процента! Это то, что плохо.
Что хорошо? То, что многие предприниматели начали хозяйствование по европейским стандартам. Кризис заставил. Внедрили бюджетирование, провели реструктуризацию, и я знаю примеры, когда даже в этих условиях наращивали объем производства. Прогнозы на 2010 год? Не очень красивый и областной, и городской бюджеты, поскольку оба дефицитны. Большим достижением будет прожить будущий год не хуже, чем 2009-й. Важно, чтобы финансирование осуществлялось вовремя, равными долями в течение года. А еще, чтобы были заданы критерии оказания помощи предприятиям, индикаторы модернизации экономики. Очень хочется верить, что все будет сделано правильно. А еще мне кажется, что будущий год станет началом конструктивной, эффективной борьбы с коррупцией.
Александр Рожков: Сегодня мы видим, что еще полгода назад рекламные щиты были наполовину пусты. Сейчас они не то что забиты — их стало еще больше. С одной стороны, это говорит, что у нас все хорошо, экономика процветает. На самом деле, я в этом глубоко сомневаюсь. Если в нормальном, цивилизованном государстве 30% занято в реальном секторе, а 70% — в сфере услуг, то у нас только 10% их первой категории. А остальные всё что-то покупают, перепродают. Несколько лет назад существовало мнение, что Россия захлебнулась от нефтедолларов. Мне кажется, с тех пор мы не сделали никаких выводов для себя и продолжаем надеяться, что доллар подорожает.
Анна Марковна Гор: Приоритет — крайне сущностная вещь. Главное — целеполагание: зачем? Когда дети, пришедшие в школу, студенты, пришедшие в вуз, взрослые люди, пришедшие на работу или в бизнес, отвечают для себя честно на вопрос «Зачем я это делаю?» — это не вопрос экономики, а вопрос культуры. Люди — это и есть культура, то, что отличает нас от других живых организмов. Пока приоритета человека и, соответственно, культуры нет, смею вас заверить, кризис будет длиться вечно. Но кризиса культуры у нас нет, в культуре все нормально. Люди создают и в области массовой культуры, и в культуре фундаментальной. У нас есть кризис культурной политики. Потому что культурная политика не вычленяется как отдельный приоритет. Ее принципы не сформированы и непонятны. Культура на уровне госуправления у нас понимается как управление организациями в области культуры: театрами, музеями и прочее. Но культура — это не учреждения, это, повторюсь, люди. На прошлой неделе я имела честь ужинать с человеком, который преобразовал город Глазго. Это менеджер в области культуры, в настоящее время он возглавляет департамент культурной политики Совета Европы. Его зовут Роберт Палмер, и в свое время именно его программа переиначила город Глазго, превратив его из города промышленной эпохи в нечто совершенно иное. Это было сделано через программу культурных индустрий. Важнейшая задача — мониторинг культурных ресурсов. Палмер предложил Министерству культуры России провести эксперимент в нескольких городах: провести мониторинг совместно с европейскими экспертами состояние региональной культурной политики, а затем на основании этого сделать рекомендации. Тот регион, который обратится в Минкульт первым, имеет шанс попасть в эту программу. Если мы сейчас серьезно задумаемся на уровне всех ветвей власти, как выстроить культурную политику, мы сами себе зададим вопросы о том, зачем мы это делаем, чего мы хотим добиться и каких людей мы хотим видеть на новом этапе. Наверное, всё-таки людей с инновативным мышлением. И если среди двадцати победителей конкурса инновационных проектов еще пятеро окажутся инноваторами в области культуры и образования, у нас будет шанс.
ЭКСПЕРТЫ:
Дмитрий Бирман, депутат Городской Думы города Нижнего Новгорода, руководитель НРО «Опора России».
Евгений Гонтмахер, руководитель Центра социальной политики Института экономики РАН, доктор экономических наук, член правления Института современного развития (ИНСОР).
Анна Гор, директор Приволжского филиала Государственного центра современного искусства.
Александр Златов, консультант Министерства внутренней политики Нижегородской области.
Юлия Клемятич, начальник информационно-аналитического отдела Министерства внутренней политики Нижегородской области.
Галина Клочкова, директор НГХШ им. Ломоносова.
Александр Косовских, депутат Законодательного Собрания Нижегородской области, член политсовета НРО ВПП «Справедливая Россия».
Максим Крохин, директор Нижегородского Государственного Театра юного зрителя.
Александр Рожков, независимый политолог.
Николай Сатаев, министр промышленности и инноваций Нижегородской области.
Кирилл Савинов, журналист, ведущий заседаний Нижегородского пресс-клуба.
Александр Судаков, политолог, координатор Нижегородского пресс-клуба.