10-02-01

Политика

Законовспоможение

Губернатор помог братьям своим меньшим

Очередная губернаторская инициатива в виде законопроекта «О депутатском расследовании» — не просто бумага, а доказательство того, что исполнительной власти приятен парламент глухих, слепых, немых и, желательно, разбитых политпараличом депутатов. И внесение такого документа, который, по сути, должен регламентировать депутатскую работу, — это уже подкладывание не свиньи, а утки — под ослабевший парламент.

Началась эта поучительная история еще в конце прошлого года, когда комитет Законодательного собрания по жилищной политике и градостроительству посетил стройплощадку на улице Богдановича и увидел, что дома для 253 семей нижегородцев, живущих пока в аварийном и ветхом фонде, находятся в далеком от готового состояния. Жилье должно было быть сдано в августе, а на дворе был ноябрь. Серьезное нарушение сроков, технологии и даже техники безопасности возмутило парламентариев, которые решили создать комиссию и докопаться до истинных причин происходящего. Их даже не смутило, что в качестве препарируемого оказался ни больше, ни меньше ОАО «Нижегородкапстрой», столь любезный нижегородскому правительству. И не было ничего странного в том, что на все запросы объяснений компания ответила депутатам, что в регионе отсутствует закон о депутатском расследовании, «в котором должны регламентироваться основания для его проведения, а также права и обязанности должностных лиц и граждан, привлеченных к участию в расследовании». То есть депутаты не должны забывать свое место, пореже покидать стены своего Желтого дома с выездными заседаниями и быть менее дотошными.

Парламентарии, получив щелчок по носу, не растерялись — депутат Александр Сериков предложил внести поправки, регламентирующие положение о депутатском расследовании, в закон «О статусе депутата». Коллеги из профильного комитета сообщили, что, судя по законотворческому плану, в 2010 году будет разработан закон «О депутатском расследовании». Кто же тогда думал, что, по сути, закон внутреннего пользования уже на сносях и родится 13 января, то есть сразу после новогодних каникул. И не у депутатов, а у губернатора, который именно в этот день внес его в региональный парламент.

Гуманитарная законотворческая помощь из Белого дома была преподнесена депутатам как пожелание прокуратуры, чтобы депутатскому расследованию была посвящена не отдельная статья в законе о статусе депутата, а целый закон. Думается, что не одно депутатское тело откинулось на спинку кресла, впадая в удивление от сего перла, вышедшего из недр регионального правительства.

Согласно документу, депутатам разрешается расследовать факты и обстоятельства, имеющие негативные последствия для населения, а также представляющие большую значимость. Кто будет определять степень значимости — не указывается. Вряд ли депутаты, у которых шансов против губернатора, как у Му-му против Герасима. Для тех, кто не разделяет такую точку зрения, советую внимательно читать проект: в число таких священных коров, как суды, органы дознания и следствия, был включен и губернатор. При этом парламентариям предлагается контролировать деятельность органов власти.

Остроумно прописаны и сроки депутатского расследования — оно может длиться не более года, но при этом должно быть завершено до окончания полномочий. То есть затевать что-то серьезное сейчас, практически за год до выборов следующего созыва, видимо, уже не стоит. Группа увлекающихся расследованиями депутатов должна составлять, по губернаторскому предложению, не менее пятой части от состава парламента, то есть не менее 10 человек. И это притом, что далеко не каждый постоянно действующий комитет в структуре парламента имеет такой количественный состав.

Тонкость правительственного юмора можно также ощутить, читая статью о порядке формирования комиссии. Инициатива проведения расследования не может быть выдвинута в ­течение последних шести месяцев полномочий губернатора или самого Законодательного собрания, а также в период наделения главы региона полномочиями и депутатской выборной кампании. То есть в ближайшие полтора года о расследовании хотя бы судьбы двух несчастных домов по улице Богдановича задумываться вообще не следует.

Депутатам разрешается расследовать факты и обстоятельства, имеющие негативные последствия для населения и представляющие большую значимость. И вряд ли степень значимости будут устанавливать сами депутаты

Интересно, что комиссия депутатов-расследователей, согласно документу, не имеет права запрашивать информацию, не относящуюся к предмету. Кто определит соотношение с предметом — тоже неясно. Хотя наоборот ясно, что через эту формулировку депутатская комиссия будет недополучать информацию и данные. К тому же, в документ заранее заложен ключик по сведению на нет всех депутатских усилий: если мотивировочное заключение расследования не утверждается парламентом, то оно считается отклоненным и деятельность комиссии прекращается. Учитывая отличное знание теории и практики по продавливанию своих решений в Законодательном собрании, губернатор может любое расследование перевести в разряд отклоненных.

Ну, и под занавес документа пара строк, которые могу вызвать выпадение депутатского тела из кресла: «Депутатское расследование в соответствии с настоящим законом проводится по фактам и обстоятельствам, возникшим после его вступления в силу». То есть с учетом этого и предстоящих, несколько разнесенных во времени выборных кампаний, назначений губернатора закон работать начнет даже не через полтора года, а упорно отодвигается на несколько лет.

Словом, документ вызвал возмущение у парламентариев, которые обычно читают то, что у них лежит в папочках перед ­заседаниями. Возникла дискуссия, начали рождаться поправки по ключевым моментам губернаторского законопроекта. В итоге, вопрос был рассмотрен на заседании «единоросской» фракции, где губернатор убедил депутатов проголосовать в первом чтении за документ и потом поработать над ним, обсудить все пожелания. В итоге, депутаты согласились на этот шаг, и в четверг на пленарном заседании перл законотворчества прошел первое чтение. По работе над документом создана рабочая группа, которую возглавил вице-спикер Александр Вайнберг. Так как группа в силу объективных причин состоит исключительно из «единороссов», то спикер Виктор Лунин даже согласился на ложку дегтя — включить в состав и лидера фракции КПРФ Владислава Егорова, который, к сожалению для губернатора, читает все бумаги и даже имеет по ним свое мнение. Кстати, в рабочую комиссию вошел и один из самых профессиональных депутатов парламента Александр Сериков, который раскрыл ящик Пандоры где-то на стройплощадке. Так что нахождение во главе группы господина Вайнберга не должно убаюкивать и расслаблять правительственных законотворцев.

Кстати, история домов по улице Богдановича не завершена. Депутаты планируют разобраться в ситуации. А судьба законопроекта — в руках самого парламента. Вспоминается анекдот про депутата в ресторане, где его шеф-повар спрашивает о вкусе нового блюда. «Жаль, что картофель в нем имеет абсолютное большинство, а мясо — всего лишь слабая оппозиция», — ответил депутат. Посмотрим, как подредактирует документ «картофельный» парламент.