10-02-08

Экономика

Государственно-частная… кабала

В конце 2009 года в послании губернатора к депутатам регионального законодательного собрания было сказано о необходимости рассмотрения законопроекта «Об участии Нижегородской области в государственно-частном партнерстве». И вот правительство в спешке вносит этот документ в ЗC НО, чтобы в очередной раз отметиться в лидерах законотворчества. А ведь это весьма неоднозначный законопроект, к которому осторожно относятся как на федеральном уровне, так и в регионах.

Несмотря на отсутствие федерального закона, государственно-частное партнерство реализуется на двух крупнейших инфраструктурных объектах. Речь идет о транспортном сообщении Москва — Минск и Москва — Санкт-Петербург. Надо полагать, что тут подразумеваются магистрали-дублеры, что позволит сделать их платными. В Нижегородской области тоже намечены направления, где может быть использован механизм государственно-частного партнерства. В первую очередь упоминается мост через Волгу в Подновье. При этом министр инвестиционной политики Дмитрий Сватковский полагает, что участие бизнеса в строительстве моста может сократить сроки ввода объекта. Без бизнеса область будет строить мост от 5 до 10 лет, а с бизнесом — от 3 до 5 лет. В СМИ не раз упоминалось, что одним из участников реализации крупных инвестиционных проектов в Нижегородской области может стать Внешэкономбанк. Так, в настоящее время ВЭБ якобы рассматривает вышеупомянутый проект «Строительство мостового перехода через Волгу в районе поселка Подновье». Все это вызывает вопросы. Зачем банку это государственно-частное парт­нерство, если банк может просто выделить долгосрочный кредит и спокойно получить свою маржу? Или, быть может, банкиры хотят строить мост или снимать часть доходов с платной эксплуатации? Скорее всего, термин «государственно-частное партнерство» просто вошёл в моду, и сейчас так называют все — от сдачи в аренду имущества и кредитования до концессионных соглашений. То есть мы имеем тут такое же забалтывание вопроса, как и в случае с модернизацией и инновациями? Министр Сватковский также говорит о том, что механизм государственно-частного партнерства собираются использовать и в социальной сфере. Упоминается строительство физкультурно-оздоровительных комплексов и домов престарелых. В СМИ утверждалось, что в 2010 году три ФОКа будут построены за бюджетные средства, а ещё три — в рамках государственно-частного партнерства. Судя по всему, логика этого решения примерно такова. В районах Нижегородской области ФОКи строят за счет бюджета, а в Нижнем Новгороде хотят применить механизм государственно-частного партнерства. Почему? В районах ФОКи очень трудно вывести на уровень рентабельности. А вот в Нижнем Новгороде, по расчетам областных чиновников, это вполне возможно. Таким образом, можно предположить, что тариф на посещение бюджетных ФОКов в районах будет, скажем 100–150 рублей, а в партнерских ФОКах Нижнего Новгорода по 500 рублей. Разве это правильный подход?

В районах Нижегородской области ФОКи строят за счет бюджета, а в Нижнем Новгороде хотят применить механизм государственно-частного партнерства. Почему? В районах ФОКи очень трудно вывести на уровень рентабельности. А вот в Нижнем Новгороде, по расчетам областных чиновников, это вполне возможно

Еще один проект — предполагаемое участие негосударственного пенсионного фонда в строительстве домов престарелых. По профилю тут, вроде бы, сходится. Но цель негосударственного пенсионного фонда в другом: главное — приумножить вклады будущих пенсионеров. Поэтому им надо бы в длинные перспективные бизнес-проекты вкладываться. Дома престарелых явно не из этого перечня. И потом, у нас что, планируется резкое увеличение числа домов престарелых? Всегда считалось позором, когда родственники сдают своих стариков туда. Значит, прогнозируется дальнейшая деградация общества по всем азимутам? Кроме того, мы уже писали, что в районах Нижегородской области десятками высвобождаются помещения закрываемых школ и больниц в рамках программы сокращения неэффективных бюджетных расходов. Почему не использовать их под дома престарелых? Или речь идет о VIP-богадельнях? В общем, непонятно. В то же время министр Дмитрий Сватковский уверяет, что договоренности на два миллиарда в этом году в рамках государственно-частного партнерства уже достигнуты. Создается впечатление, что тут будет не столько партнерство, сколько кабала. В 2009 году областное правительство строило ФОКи и прочие социальные ­объекты во многом за счет увеличения долговой нагрузки. Отсюда и дефицит областного бюджета, запланированный в объёме 14 млрд рублей. Эта долговая нагрузка не самая жуткая. А вот от государственно-частной кабалы население может пострадать еще сильнее. Частник будет жестче бороться за возврат своих инвестиций, чем, например, федеральное правительство. Поэтому тут надо хорошо подумать — готова ли область к открытому диалогу с бизнесом? На словах все выглядит красиво, а как будет на практике? Сколько и кому придется заплатить за сдвиг во времени пуска моста через Волгу или того же ФОКа? Понятно, что часть расходов скинут на население (оплата проезда по мосту или дорогое посещение ФОКа), но и бюджету мало не покажется. Впрочем, среди депутатов Законода­тельного собрания Нижегородской области есть осторожные скептики, которые, похоже, сомневаются, что закон «Об участии Нижегородской области в государственно-частном партнерстве» заработает по-крупному. Эти люди считают, что бизнес хочет работать не с регионом, а с Федерацией. Там реальные финансовые средства, а в Нижегородской области их нет. Скорее всего, цель губернатора Валерия Шанцева в том, чтобы первым отчитаться за принятие закона о государственно-частном партнерстве перед федеральным министерством экономического развития и прослыть передовым управленцем, который сделал ставку на инвестиционную привлекательность Нижегородской области. Ну, получит Валерий Павлинович свою медальку, а кто будет платить по счетам за эту государственно-частную кабалу?

Виктор Деменев